света голобородько
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей. Лексическая тема «Зимующие птицы»
Лексическая тема : Зимующие птицы
Разделы Содержание
Развитие общей и мелкой моторики 1. Речь с движением "Снегири"
Вот на ветках, посмотри, Хлопать опущенными руками по бокам.
В красных майках снегири. Делать наклоны головой вправо-влево
Распушили пёрышки,
Греются на солнышке. Делать потряхивания кистями обеих рук.
Головой вертят,
Улететь хотят. Делать повороты головой вправо-влево.
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью. Бегать, изображая полет птиц.
Публикация «Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей, Лексическая тема „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зимующие птицы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Пальчиковая гимнастика «Я зимой кормлю всех птиц»
Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело? Мы расскажем. Поочередное сжимание и разжимание
пальцев обеих рук
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках. Поочередно загибать пальцы на обеих
руках.
Всем хватило зернышек. Поочередное сжимание и разжимание
пальцев обеих рук
Развитие лексико-грамматического строя и связной речи 1. Словарь: названия птиц (сова, сорока, ворона, воробей, голубь, дятел, частей тела.
Некоторые зимующие птицы прилетают к нам с севера. Это снегирь, синица, свиристель. Снегирь и свиристель любят рябину. Всем зимующим птицам трудно найти корм зимой. Надо помогать птицам, развешивать кормушки, насыпать в них корм: пшено, хлебные крошки, семена и сушеные ягоды. Для синичек можно подвешивать кусочки несоленого сала
Лексико-грамматические игры и упражнения
«Посчитаем, сколько птиц к кормушке прилетело?» - согласование числительных от 1 до 5 с названиями птиц : 1 воробей, 2 воробья, 3 воробья, 4 воробья, 5 воробьев и т. д. с другими птицами.
"Скажи наоборот" : У вороны клюв большой, а у воробья - ….
У воробья хвост короткий, а у вороны - ….
У воробья лапки тонкие, а у вороны - … .
"Исправь ошибку" : У вороны впереди хвост. У воробья сзади клюв. У снегиря вверху лапки. У синицы внизу крылья.
Сравни птиц с животными и людьми:
• У человека дети, а у птицы – птенцы.
• У человека нос, а у птицы –
• У животных шерсть, а у птиц –
• У животных лапы, а у птиц –
Упражнение «Подбери слова» : Закончи предложения.
Воробей к кормушке (что сделал). (подлетел).
Воробей от кормушки (что сделал). (отлетел).
Воробей кормушку вокруг (что сделал). (облетел).
Шустрый воробышек в кормушку (что сделал). (залетел).
Воробышек зернышко схватил и с кормушки (что сделал). (улетел).
Упражнение «Скажи одним словом» Закончи предложения:
У сороки белые бока, поэтому ее называют белобокая.
У сороки длинный хвост, поэтому ее называют. (длиннохвостая).
У синицы грудка желтая, поэтому ее называют. (желтогрудая).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют. (чернокрылая).
У дятла длинный клюв, поэтому его называют. (длинноклювый).
Упражнение «Чьи перья?» : Закончи предложения.
Перья вороны (чьи) — вороньи.
Перья воробья (чьи) —.
Перья голубя (чьи) —.
«Какие бывают птицы?» - подбери как можно больше признаков.
Снегирь – маленький, яркий, быстрый, смелый, шустрый, зимующий и т. д
Развитие связной речи:
Пересказ: Прослушайте текст, ответьте на вопросы полным предложением.
СНЕГИРЬ.
Ребята, вы знаете, что многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато – серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.
Ответить на вопросы:
• Как выглядят снегири?
• Когда появляются снегири?
• Каких еще зимующих птиц вы знаете?
Пересказ с опорой на вопросы.
Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.
Вопросы:
Какое было время года? Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек? Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб? Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?
Развитие артикуляц. и дыхательн. аппарата Упражнение на дыхание вдохнуть, а на выдохе произносить звукоподражания птицам : гули-гули-гули; чик-чирик-чик-чирик; фью-фью-фью-фью и др.
Упражнения для мышц шеи «Сонная сова». Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади.
«Сова проснулась и вертит головой». Повороты головы влево—вправо.
Упражнение для жевательно - артикуляционных мышц
«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
Упражнение для губ и щек «Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Упражнение для языка.
«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
«Очень вкусная пища!» Присасывать «широкий» язык к нёбу «Клест». Вытянуть язык и свернуть его трубочкой, удерживать под счет до «шести—восьми».
«Дятел». Поднять язык за верхние зубы и постучать, произнося: «Тдд-т, тдд-тдд».
Звуки К и Х: (разделить детей на 2 команды - это птички, которые ловят звуки – одна команда хлопает в ладоши, когда услышит звук К, а другая – когда услышат Х: Хвост, крыло, сорока, хохолок, клюв, пух, клест, взмах, грудка.
Индивидуальная работа: