Ляшенко
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста
Ляшенко Римма Геннадиевна
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возроста
КОНСПЕКТ
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста
Публикация «Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх. На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (Что это? Как? Зачем? Где) Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.
Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста
Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.
Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста
1. Цель занятия.
Является разработка методических приемов, направленных на развитие реи детей младшего дошкольного возраста.
Основные цели, задачи, понятия учебной дисциплины “Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста”.
Начиная обучать речи ребёнка – дошкольника, прежде всего надо понимать, что существует педагогическая наука, как «Методика развития речи». Она является отраслью в «Методике обучения родному языку», если просмотреть дальше, то есть преподавание речи в начальной школе и в средней школе. У каждой свои цели, задачи, содержание. Методика развития речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка.
Язык - это система знаков, речь - язык в действии. Язык и усваивается, и непрерывно обновляется в его функционировании, т. е. в речи.
Методика развития речи — это педагогическая дисциплина, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста. Предметом изучения в методике является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого обогащения в условиях целенаправленного педагогического воздействия.
2. Задачи.
Рассказать, показать иллюстрации, довести до ребенка.
- составления конспектов занятий по развитию речи с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
- организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по развитию речи;
- организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом с целью обогащения словаря дошкольника и развития связной речи;
- методические принципы развития речи;
- содержание речевой работы в разных возрастных группах;
- средства, формы, методы и приёмы работы с детьми по речевому развитию;
- современные программы развития речи;
- закономерности речевого развития детей;
- особенности овладения речевыми сторонами (лексика, фонетика, грамматика, связность).
3. Тип занятия
«Знакомство с книгой»
4. Форма занятия.
Способствовать развитию речи, через игровую деятельность, обеспечивая положительный эмоциональный фон.
Воспитатель задает загадки детям, а дети должны правильно ответить
Например:
Воспитатель:
- Не ходит, не бегает,
А только по кочкам прыгает?
Дети:
- мяч.
Воспитатель:
- Кто в глухом лесу живет,
Любит есть малину, мед? Кто в глухом лесу живет,
Любит есть малину, мед?
Дети:
- медведь.
5. Продолжительность.
20 - 25 минут.
6. Участники.
Воспитатель и воспитанники.
7. Возраст обучающихся.
2 – 3 года
Материалы и оборудование.
Книги, аудио прибор.
8. Подготовка.
Подготовка учебного пособия, подключение аудио прибора в сеть, расставить стулья, так чтобы всем детям было видно. Рассадить детей на стулья.
9. Методы работы с детьми
Развитие речи — одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни.
Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.
10. Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 2000.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.
3. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О. С. Ушаковой. -М. : Совершенство, 2001.
4. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986.-№9.-С. 23-26.
5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М. ,2003
6. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина -М. : Просвещение, 1984.
7. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М. ,Просвещение, 1981
8. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошк. воспитание. -1995.-№1.
9. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание. -1998.-№9
10. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001.