Приложение МААМ

Теоретические основы развития творческого потенциала личности

Дарья
Теоретические основы развития творческого потенциала личности
▼ Скачать + Заказать документы

Проблемой развития творческого потенциала дошкольников интересовались и продолжают интересоваться представители самых разнообразных областей науки – искусствоведения, педагогики, психологии, философии и др.

В философии творчество определяется как «деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца».

Публикация «Теоретические основы развития творческого потенциала личности» размещена в разделах

В психологии творчество рассматривается как высочайшая степень логического мышления, результатом которой являются сотворённые человеком материальные и духовные ценности.

Под творчеством в искусствоведении понимается процесс создания художественного образа (музыкального, живописного или др., отражающего реальный или ирреальный мир.

Педагогика определяет творчество как способность человека к эвристическому мышлению и самостоятельному целеполаганию, развитой интуиции, художественной фантазии, способности не только адаптироваться к новому, но и создавать его.

Исходя из всех этих определений, можно сказать, что творчество – это и процесс, и способность, и результат, и многогранное явление, и дидактический фактор, и путь воспитания, и сторона саморазвития личности, и педагогическая проблема. В общем, творчество – это форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию.

Выготский Л. С. особо подчеркивал роль творчества в формировании личности ребенка, говоря, что оно является постоянным спутником детского развития.

Наукой установлено, что задатки творчества имеются у любого человека. Но проявляются они, чаще всего, тогда, когда на пути к цели возникают преграды, какие-то трудности, выступающие в виде более или менее сложных задач.

Развитие способности к творчеству является одной из основных проблем современной системы образования. Особо остро данная проблема стоит перед учителями начальных классов, так как именно в младшем школьном возрасте закладываются умения мыслить, рассуждать, анализировать, искать новые пути решения.

В современных словарях встречается следующее определение термина «потенциал» : «средства, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана решения какой-либо задачи».

Понятие «потенциал» применительно к творчеству означает наличие задатков и способностей, а также определенных качеств личности, которые будут способствовать ее поступательному развитию и приведут впоследствии к возникновению новых материальных или нематериальных ценностей.

В научных источниках словосочетание «творческий потенциал» как понятие начали использовать только в 90-х годах ХХ столетия.

Видный педагог и психолог Ю. Н. Кулюкин рассматривал творческий потенциал в качестве интегративного качества личности, характеризующейся не только наличием системы ценностно-смысловых ориентиров, обладающей определенным понятийным аппаратом и запасом умений, но и имеющей психологическую базу (мотивационные, интеллектуальные, психофизиологические резервы, объединяющую все эти компоненты.

Творческий потенциал по утверждению доктора педагогических наук Т. Г. Браже представляет собой комплексную характеристику личности, обладающей системой знаний, умений, убеждений, на основе которых совершается и регулируется деятельность. Кроме того, эта личность открыта ко всему новому, имеет высокую степень развития мышления – гибкого, нестереотипного, оригинального. Человек, обладающий творческим потенциалом, способен быстро менять способы действия в зависимости от изменяющихся условий. Развитие творческого потенциала основывается на развитии каждого из выше указанных компонентов во взаимосвязи.

То есть, можно говорить о том, что творческий потенциал – это запас энергии, которая может способствовать развитию заложенных в человеке задатков и способностей для конструктивного преобразования действительности.

Творческий потенциал, по мнению психологов, состоит из трех компонентов:

1) аналитические способности, т. е. умение мыслить критически, анализировать и оценивать;

2) способности синтетические, т. е. способность произвести что-то новое, генерировать нестандартные идеи;

3) умение превращать теорию в практику, находить абстрактным идеям практическое применение.

Имеющийся у человека творческий потенциал может раскрыться в течение жизни, а может так и остаться в зачатке. Всё будет зависеть от условий, в которых будет протекать процесс онтогенеза. Иными словами, на развитие творческого потенциала влияют некоторые факторы – макро- и микросоциологические условия, а также мотивация, – которые могут как придать импульс развитию имеющихся у индивида способностей, так и сдерживать их.

Главным показателем степени развития имеющегося у личности творческого потенциала является творческая активность, которая может проявляться следующим образом:

- активность восприятия действительности;

- преобразование действительности;

- активность поведения;

- эмоциональная активность и т. п.

Существует два пути развития творческого потенциала :

- экстенсивный (происходит поступательно, в процессе онтогенеза, под влиянием обучения, целенаправленной тренировки и т. п.);

- интенсивный (через мобилизацию имеющихся резервов для скорейшего решения возникшей проблемы или достижения поставленной цели).

Практика показывает, что наиболее эффективным является второй путь. Попадая в проблемную ситуацию, человек осознает, что обладает неким запасом знаний и умений, но этого недостаточно для преодоления возникшего затруднения. В этом случае возникает потребность в расширении своих познаний, способов действий и их творческом преобразовании путем мобилизации всех своих способностей.

Для реализации творческого потенциала необходимо наличие следующих источников:

- интеллектуальных способностей;

- определенного багажа знаний;

- личностных характеристик;

- благоприятного окружения;

- мотивации;

- свободного стиля мышления.

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

«Творчество, как один из показателей развития личности».«Творчество, как один из показателей развития личности». «Творчество – один из существенных показателей развития личности, а воображение – основа творческой деятельности». (А. Н. Леонтьев) Открытие.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Научно-практическая конференция в ДОУ — способ стимулирования развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка Жизнь в современном мире открывает нам разнообразные пути для движения вперед. Все в мире меняется с немыслимой скоростью. Вот и в условиях.

Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности. Калачева Л. А.

Песочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольниковПесочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего.

Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки»Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки» Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать.

Родительское собрание «Условия развития личности дошкольного возраста» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального и социального развития детей; познакомить с программой развития детей,.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольниковТеоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников Введение Актуальность исследования В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы развития творческого потенциала личности
Опубликовано: 27 декабря 2023 в 21:35
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы развития творческого потенциала личности» (включая файлы) размещена пользователем Дарья (УИ 2999449) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД