Дарья
Теоретические основы развития творческого потенциала личности
▼ Скачать
Проблемой развития творческого потенциала дошкольников интересовались и продолжают интересоваться представители самых разнообразных областей науки – искусствоведения, педагогики, психологии, философии и др.
В философии творчество определяется как «деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца».
Публикация «Теоретические основы развития творческого потенциала личности» размещена в разделах
В психологии творчество рассматривается как высочайшая степень логического мышления, результатом которой являются сотворённые человеком материальные и духовные ценности.
Под творчеством в искусствоведении понимается процесс создания художественного образа (музыкального, живописного или др., отражающего реальный или ирреальный мир.
Педагогика определяет творчество как способность человека к эвристическому мышлению и самостоятельному целеполаганию, развитой интуиции, художественной фантазии, способности не только адаптироваться к новому, но и создавать его.
Исходя из всех этих определений, можно сказать, что творчество – это и процесс, и способность, и результат, и многогранное явление, и дидактический фактор, и путь воспитания, и сторона саморазвития личности, и педагогическая проблема. В общем, творчество – это форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию.
Выготский Л. С. особо подчеркивал роль творчества в формировании личности ребенка, говоря, что оно является постоянным спутником детского развития.
Наукой установлено, что задатки творчества имеются у любого человека. Но проявляются они, чаще всего, тогда, когда на пути к цели возникают преграды, какие-то трудности, выступающие в виде более или менее сложных задач.
Развитие способности к творчеству является одной из основных проблем современной системы образования. Особо остро данная проблема стоит перед учителями начальных классов, так как именно в младшем школьном возрасте закладываются умения мыслить, рассуждать, анализировать, искать новые пути решения.
В современных словарях встречается следующее определение термина «потенциал» : «средства, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана решения какой-либо задачи».
Понятие «потенциал» применительно к творчеству означает наличие задатков и способностей, а также определенных качеств личности, которые будут способствовать ее поступательному развитию и приведут впоследствии к возникновению новых материальных или нематериальных ценностей.
В научных источниках словосочетание «творческий потенциал» как понятие начали использовать только в 90-х годах ХХ столетия.
Видный педагог и психолог Ю. Н. Кулюкин рассматривал творческий потенциал в качестве интегративного качества личности, характеризующейся не только наличием системы ценностно-смысловых ориентиров, обладающей определенным понятийным аппаратом и запасом умений, но и имеющей психологическую базу (мотивационные, интеллектуальные, психофизиологические резервы, объединяющую все эти компоненты.
Творческий потенциал по утверждению доктора педагогических наук Т. Г. Браже представляет собой комплексную характеристику личности, обладающей системой знаний, умений, убеждений, на основе которых совершается и регулируется деятельность. Кроме того, эта личность открыта ко всему новому, имеет высокую степень развития мышления – гибкого, нестереотипного, оригинального. Человек, обладающий творческим потенциалом, способен быстро менять способы действия в зависимости от изменяющихся условий. Развитие творческого потенциала основывается на развитии каждого из выше указанных компонентов во взаимосвязи.
То есть, можно говорить о том, что творческий потенциал – это запас энергии, которая может способствовать развитию заложенных в человеке задатков и способностей для конструктивного преобразования действительности.
Творческий потенциал, по мнению психологов, состоит из трех компонентов:
1) аналитические способности, т. е. умение мыслить критически, анализировать и оценивать;
2) способности синтетические, т. е. способность произвести что-то новое, генерировать нестандартные идеи;
3) умение превращать теорию в практику, находить абстрактным идеям практическое применение.
Имеющийся у человека творческий потенциал может раскрыться в течение жизни, а может так и остаться в зачатке. Всё будет зависеть от условий, в которых будет протекать процесс онтогенеза. Иными словами, на развитие творческого потенциала влияют некоторые факторы – макро- и микросоциологические условия, а также мотивация, – которые могут как придать импульс развитию имеющихся у индивида способностей, так и сдерживать их.
Главным показателем степени развития имеющегося у личности творческого потенциала является творческая активность, которая может проявляться следующим образом:
- активность восприятия действительности;
- преобразование действительности;
- активность поведения;
- эмоциональная активность и т. п.
Существует два пути развития творческого потенциала :
- экстенсивный (происходит поступательно, в процессе онтогенеза, под влиянием обучения, целенаправленной тренировки и т. п.);
- интенсивный (через мобилизацию имеющихся резервов для скорейшего решения возникшей проблемы или достижения поставленной цели).
Практика показывает, что наиболее эффективным является второй путь. Попадая в проблемную ситуацию, человек осознает, что обладает неким запасом знаний и умений, но этого недостаточно для преодоления возникшего затруднения. В этом случае возникает потребность в расширении своих познаний, способов действий и их творческом преобразовании путем мобилизации всех своих способностей.
Для реализации творческого потенциала необходимо наличие следующих источников:
- интеллектуальных способностей;
- определенного багажа знаний;
- личностных характеристик;
- благоприятного окружения;
- мотивации;
- свободного стиля мышления.