Получи документы

Теоретические основы проблемы изучения связной речи у детей с ОВЗ

Ярославна Комарцова
Теоретические основы проблемы изучения связной речи у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема связной речи занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено его социальной значимостью и важной ролью как высшей формы речемыслительной деятельности и развитии личности ребёнка.

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Публикация «Теоретические основы проблемы изучения связной речи у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Связная речь- это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Связная речь- это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность — речи- это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи» (О. С. Ушакова).

Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «Адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя и читателя».

Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь.

Формы связной речи

Диалогическая речь Монологическая речь

• Первичная форма языкового общения.

• Чередование 2-х сторон речи.

• Ситуативность.

• Фрагментарность.

• Непроизвольность.

• Устойчивые формы общения.

• Обрывистость, краткие и простые предложения.

• Насыщена невербальными средствами. • Длительна во времени.

• Полная информация, литературная лексика, развернутость высказывания, синтаксическая оформленность.

• Стимулируется внутренними мотивами.

• Содержание и языковые средства зависят от говорящего.

• Эмоционально сдержана.

Независимо от формы (диалог, монолог) основным условием коммуникативной речи является её связность.

Несформированность связной речи у дошкольников приводит к деформации межличностных отношений.

В. П. Глухов выделил следующие критерии связности :

1. Смысловые связи между частями рассказа.

2. Логические и грамматические связи между предложениями.

3. Связь между частями предложения и законченность выражения мысли говорящего.

Только обладая хорошо развитой связной речью, ребё нок может успешно обучаться в школе: излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов гуманитарных предметов и художественной литературы.

Я задалась вопросом: почему дети с одним и тем же диагнозом не одинаково усваивают материал?

Изучая анамнез, беседуя с родителями ориентируюсь на семью, в которой живёт ребёнок, я пришла к выводу о разном понимании родителя о приходе в мир нового человека.

Родители, которые готовятся к рождению ребёнка Родители, которые воспринимают появление нового человека, как неизбежность.

Родители, которые следят за здоровьем и развитием ребёнка. Родители, которые озабочены лишь физиологическими потребностями ребёнка.

В воспитании ребёнка принимают все члены семьи. В воспитании ребёнка принимают участие мама, иногда бабушка.

Родители понимающие и принимающие особенности развития своего ребенка. Родители не до конца понимающие проблемы своих детей.

Далее для каждого ребёнка провожу логопедическое обследование и составляю индивидуальный коррекционный маршрут.

Основная работа по преодолению речевых нарушений ложится на учителя-логопеда. Но ее задачи не будут выполнены, если нет мотивации к занятиям с логопедом у самого ребёнка.

Поэтому вся моя работа направлена на развитие мотиваций у детей, посещающих логопедическую группу.

И важное значение имеет совместная работа со всеми специалистами детского сада.

Методы и приёмы развития связной речи у детей с ОВЗ.

У детей с ОВЗ чаще всего наблюдается общее недоразвитие речи. Это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушены формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи. У детей наблюдается недоразвитие словаря, употребление предлогов, нарушена лексико-грамматическая структура языка. В коррекционно-логопедической работе с детьми ОВЗ формирование связной речи становится важной задачей, требующей длительной и кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и самого ребёнка. Приступая к работе по развитию связной речи, я ставлю конкретные задачи:

1. Обогащение словаря.

2. Формирования навыка речевого общения на занятиях, повседневной жизни и деятельности детей.

3. Обучение анализу текста, выделение смысловых звеньев, составление плана и пересказ по плану.

4. Формирование правильного лексико-грамматического оформления речевых высказываний.

5. Развитие самоконтроля за речью.

На подготовительном этапе работы большое внимание уделяю развитию мелкой моторики:

1. Игры с пальчиками с проговариванием потешек и стихов.

2. Обводка контуров, штриховка, закрашивание предметов.

3. Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части, по образцу, вырезание знакомых геометрических фигур, предметов.

4. Рисование геометрических фигур и предметов в воздухе ведущей рукой, другой рукой и обеими.

На данном этапе развивается слуховое и зрительное внимание. Добиваюсь того, чтобы дети учились воспринимать и понимать обращё нную речь:

• Понимание постепенно усложняющихся инструкций;

• Бытовых ситуаций;

• Грамматических конструкций, словосочетаний, элементов текстов.

Наряду с работой по коррекции звукопроизношения, формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа, работаю над формированием фразы.

• Договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок (по образцу и без образца логопеда);

• Составление предложений по демонстрации действия с помощью вопросов и без вопросов;

• Составление предложений по предметным картинкам;

• Заучивание и воспроизведение двух-трёх предложений, составленных по сюжетным картинкам.

Этапы работы:

1. Преобразование деформированной фразы.

2. Составление предложений по опорным словам.

3. Составление предложений с заданным словом.

4. Распространение предложений путём наращивания слов по цепочке.

Работа над диалогической речью:

1. Научить детей отвечать на вопросы.

2. Научить постановке вопроса.

3. Воспитывать способность свободно непринуждённо вести беседу.

Работа над монологической речью:

1. Обучение составлению рассказов по картинкам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу.

2. Обучение пересказу.

3. Обучение собственному рассказу.

Большое значение для эффективной коррекционной работы по формированию связной речи имеет подбор материала: русские народные сказки, рассказы Е. Чарушина, В. Бианки, М. Пришвина, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, поэзия А. С. Пушкина.

Ранее говорилось, что работа над связной речью — это совместная работа воспитателей, логопеда и родителей ребёнка. Целенаправленное включение родителей в единый совместный процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Участие родителей в воспитании, развитии ребёнка, не только дома, но и в детском саду поможет им:

• Увидеть мир с позиции ребёнка;

• Относиться к ребёнку как к равному;

• Всегда радоваться его успехам и поддерживать его в случае неудачи;

• Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях.

Использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды, способствуют решению задач по развитию связной диалогической и монологической речи дошкольников с речевой патологией более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.

Список литературы:

1. Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская «Логопедия» – М. 2003г.

2. Л. Г. Парамонова «Логопедия для всех» -СПб. 2004г.

3. А. Н. Гвоздев «Вопросы изучения детской речи» -М. 1961г.

4. Г. А. Каше, Т. В. Филичева «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи» М. -1978г.

5. Г. А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» - М. 1985г.

6. Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» -СПб. 2004г.

7. Ю. Ф. Гаркуша «Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи». - М. 1992г.

8. Л. Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников» - М. 1985г.

9. Н. С. Жукова «Преодоление недоразвития речи у детей» - М. 1994г.

10. Р. Я. Залмаева «Сам себе логопед» - СПб. 1999г.

11. В. В. Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе (для детей с ФФНР). - М. 1998г.

12. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР» - М. 1998г.

13. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.» -М. 1985г.

14. Т. Б. Филичева, А. В. Соболева «Развитие речи дошкольника» -Екатеринбург, 1996г.

15. Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева «Основы логопедической работы с детьми.» -М. 2002г.

16. Н. Н. Трауготт «Диагностика и коррекция речевых нарушений» -СПб. 2001г.

17. В. И. Селиверстов, Ю. Г. Гаубих «Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики» // Хрестоматия по логопедии -2-я часть, М. 1997г.

18. Л. В. Спирова, А. В. Ястребова «Нарушение речи у детей // Хрестоматия по логопедии. -1-я часть, М. 1997г.

19. Г. Р. Шашкина «Логопедическая работа с дошкольниками» - М. 2003г.

20. Сборники материалов семинаров и конференций ЛОИРО

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Конспект НОД по развитию связной речи у детей 4–5 лет. Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий»Конспект НОД по развитию связной речи у детей 4–5 лет. Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Тема: Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Медведь» и «Игрушки». 2. Обучать умению.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей 5–7 лет «Петушок с семьёй» Тема: Обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества Цели: 1. Учить составлять продолжение рассказа по предложенному.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы проблемы изучения связной речи у детей с ОВЗ
Опубликовано: 20 января 2021 в 22:38
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы проблемы изучения связной речи у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ярославна Комарцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД