Гузель Фахриева
Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей 4-5 лет.
1.1. Понятие «диалог» и «диалогическая речь»
В общем виде диалог как форма устной речевой коммуникации представляет собой общение двух субъектов посредством языка. Это процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей. Если кто-то из партнеров отказывается от своих реплик, то диалог превращается в монолог. Если оба отказываются, то, естественно, общение прекращается.
Публикация «Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Речевое поведение каждого участника диалога можно разбить на такты: один такт – речь, другой – молчание. Эти такты постоянно сменяют друг друга, что позволяет считать диалог ритмическим процессом.
Выделяют два класса диалогов : информационный и интерпретационный. Информационный диалог характерен для ситуаций, в которых к началу общения между партнерами имеется разрыв в знаниях. Интерпретационный диалог характеризуется тем, что знания у партнеров примерно равны, но получают разную интерпретацию.
Следовательно, одним из основных условий диалогового общения является исходный (хотя бы небольшой)разрыв в знаниях, т. е. если партнеры не будут сообщать друг другу новую (точнее, неизвестную) информацию по предмету диалога, а начнут обмениваться общеизвестными истинами (типа «Цветной телевизор позволяет получать цветное изображение» и т. п., то диалог не состоится. Более того, не состоится общение вообще как речевая коммуникация.
Другим важным условием диалога является потребность в общении. Она возникает в ситуации, когда имеющееся у субъекта знание о предмете общения оказывается недостаточным. Присутствие в этой ситуации партнера, который реально или потенциально может быть источником неизвестной информации, делает вероятным возникновение диалога.
Отсюда вытекает и такое условие, как детерминизм, т. е. соблюдение причинно-следственных связей: для наступления каких-либо событий должны быть причины, а также причины и следствия должны иметь связь и не быть произвольными. Разрыв этих связей ведет к нарушению нормального общения.
Следующим условием нормального общения вообще и диалогического в частности является требование наличия общей памяти. Согласно ему говорящие должны иметь хотя бы минимальный общий запас сведений о прошлом.
Кроме того, для диалога как специфической языковой формы общения необходимы хотя бы небольшие общие языковые знания, т. е. диалога не получится, если партнеры говорят на разных языках, если один из партнеров насыщает речь терминологией, заимствованной или иной лексикой, которой нет в активном запасе лексики у другого, и в ряде других случаев отсутствия общего языкового знания.
Немаловажным является также семантическая связность диалога (наличие общей темы).С точки зрения социальной функции диалога, выделяют две его разновидности: свободный и стандартный (типовой).
Чтобы понять, какие разновидности диалога наиболее часто встречаются в реальном общении, нужно вспомнить те социальные роли, которые нам в жизни приходится «играть» практически ежедневно. Все мы выступаем в роли родителей или детей, покупателей или продавцов, пассажиров или водителей, учителей или учеников, врачей или пациентов. С сожалением можно утверждать, что даже в роли детей и родителей мы чаще ведем стандартные диалоги, чем свободные. Очень часто все общение сводится к репликам: «Как дела? Как дела в школе? Ты поел? Уроки сделал? Опять забыл купить хлеб?»
Традиционно к свободным диалогам относятся беседы, дискуссии, интервью, т. е. формы речевого взаимодействия, где изначально содержательные границы общения каждого из партнеров, а значит, и общая логика развития разговора жестко не фиксируются социальными речевыми ролями. Следует, однако, признать, что граница между свободными и стандартными диалогами в реальном общении очень подвижна, эти разновидности диалогов могут легко трансформироваться в ходе развития речевого общения в зависимости от изменений речевой ситуации.
Гойхман выделяет такие виды диалогов, как бытовой разговор, собеседование, интервью, деловая беседа и переговоры.
Деловая беседа - это осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы.
Основные функции деловой беседы:
-начало перспективных мероприятий и процессов;
-контроль и координирование уже начатых мероприятий и процессов;
-обмен информацией;
-взаимное общение работников из одной сферы деятельности;
-поддержание деловых контактов;
-поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;
-стимулирование движения творческой мысли в новых направлениях.
Бытовой разговор. Для бытового разговора характерны:
-незапланированность;
-большое разнообразие обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и др.) и используемых языковых средств;
-частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую;
-отсутствие, как правило, целевых установок и необходимости принятия какого-либо решения;
-самопрезентация личности;
-разговорный стиль речи.
Переговоры. Это процесс целенаправленного и ориентированного на достижение определённых результатов делового общения в форме диалога.
Переговоры проводятся:
-по определенному поводу (например, в связи с необходимостью создания Центра социальной помощи семье и детям в микрорайоне);
- при определенных обстоятельствах (например, несовпадение интересов);
-с определенной целью (например, заключение договора);
-по определенным вопросам (политического, экономического, социального, культурного характера).
Диалогическая речь представляет собой сложную речевую деятельность, в которой речь одного из участников зависит от речевого поведения другого.
При обучении диалогической речи нужно развить следующие умения :
- Запросить информацию, уметь задать вопрос.
- Ответить на вопрос собеседника.
- Понять на основании догадки незнакомый элемент в реплике собеседника (или общий смысл реплики).
- Употреблять необходимые выражения, установленные нормами литературно-разговорного стиля речи (клише) в пределах материала учебников.
- Выразить суждение по поводу реплики собеседника, согласие, несогласие, благодарность, приветствие и т. д.
Таким образом, диалог представляет собой общение двух субъектов посредством языка. В диалоге очень важно наличие общей темы разговора и неизвестной информации, получаемой от одного человека другому.