Папки-передвижки

Теоретические и исторические аспекты формирования предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников

наталья яблокова
Теоретические и исторические аспекты формирования предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников

Тема экономического воспитания не нова в педагогике. «Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших». Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».

В современной дошкольной педагогике вопросы экономического воспитания рассматривались как составная часть трудового воспитания. Формирование позитивных установок к различным видам труда, выработка навыков самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность.

Вопросами экономического воспитания как части трудового воспитания в дошкольной педагогике занимались Р. С. Буре, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайнова, Л. Я. Мусатова, В. Г. Нечаева и др.

Некоторые исследователи рассматривают данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания.

Реалии сегодняшнего дня показывают актуальность раннего экономического воспитания дошкольников.

ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

В сентябре 2017 г. была утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ на 2017 – 2023гг.», одним из направлений, решающих стратегические задачи, является образовательное направление.

«Для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп необходимо продолжить разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования…».

Как следует из вышесказанного, вопросам экономического воспитания в дошкольном возрасте уделялось и уделяется большое значение.

Финансовая грамотность: понятие, особенности формирования у дошкольников

Сегодня ДОУ выступают проводником между государством и родительским сообществом по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Реализация данной задачи способствует повышению качества образовательного процесса.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить нужно меньше, чем зарабатывается. Детям нужно понять, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности.

В дошкольном возрасте не рано начинать формировать у детей полезные финансовые привычки. Большую роль в этом играет семья, огромную помощь в этом оказывает дошкольное образовательное учреждение.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения. Способность к осознанности и волевой саморегуляции – это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности как экономика.

Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».

Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне можно знакомить ребенка с миром экономики как одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

Методы и приемы работы по формированию финансовой грамотности старших дошкольников

В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Деятельность ориентирована на взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей.

Это и комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры. Особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы.

Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.

Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Взаимодействие с родителями может включать в себя: анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений, которые повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.

Предпосылки финансовой грамотности формируются не только в обучении ребенка азам экономики. Все гораздо проще. Вся жизнь ребенка может быть насыщена элементарными экономическими сведениями. Его основные виды деятельности – благодатная почва для формирования его финансовой грамотности.

Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Заключение

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период формирования финансовой грамотности будущего гражданина. Как показывает исторический опыт, экономическому воспитанию дошкольников уделялось большое внимание во все времена. Первоначально это были задачи нравственного, трудового воспитания, а современные требования предполагают усвоение дошкольниками основ финансовой грамотности.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников – это не только понимание денежных отношений, но, в первую очередь – бережливость, понимание ценности результатов собственного труда и труда других людей, представление о роли человека в обществе.

Важное место в реализации задач экономического воспитания отводится ДОУ. Приветствуются разные формы, методы и приемы, соответствующие возрастным особенностям детей, вызывающие интерес и позитивный настрой. Но, как показывает практика, хороших результатов возможно достичь лишь во взаимодействии с семьей, используя для этого разнообразные виды детской деятельности.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Развитие финансовой грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр. Пособие «Экономический куб»Развитие финансовой грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр. Пособие «Экономический куб» Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного.

Дидактическая игра по финансовой грамотности «Касса» для старших дошкольниковДидактическая игра по финансовой грамотности «Касса» для старших дошкольников Данная игра создана для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Предполагается, что ребёнок.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Теоретические и исторические аспекты формирования предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников
Опубликовано: 10 октября 2024 в 12:10
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические и исторические аспекты формирования предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем наталья яблокова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД