Ольга Боброва
Тематическое планирование по развитию речи с элементами развивающих игр и упражнения для детей 4–5 лет (Продолжение)
▼ Скачать +Заказ
Декабрь:
1 неделя: тема «Продукты питания»
Цель: Познакомить детей с некоторыми продуктами питания, их значением в жизни человека. Учить детей узнавать и называть продукты питания. Познакомить детей с профессиональными действиями. Воспитывать чувство признательности и уважения к чужому труду. Расширять и активизировать словарь по теме. Учить образовывать прилагательные от существительных (котлета из рыбы – рыбная, суп из мяса – мясной и т. д.) развивать зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику
Публикация «Тематическое планирование по развитию речи с элементами развивающих игр и упражнения для детей 4–5 лет (Продолжение)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Планы
- Средняя группа
- Темочки
Игры и игровые упражнения : «Каравай», «учимся готовить», «Помоги повару приготовить обед», «Из чего это готовят», «Кот Антипка», «Разноцветные конфеты», «Я пеку, пеку, пеку», «Съедобный – не съедобный», «Пирожок», «Повар».
Пальчиковая гимнастика: «Точим ножи»
Дыхательные упражнения : «Остуди суп»
2 неделя: тема «Зима»
Цель: Обобщить и расширить представления детей о явлениях неживой природы зимой, закрепить знания о свойствах снега. Ввести в речь существительные (мороз, метель, снегопад, сугроб, прилагательные (белый, снежный, пушистый, наречия (морозно, снежно, бело). Закрепить знания белого цвета. Учить детей составлять небольшой рассказ из 2- 3 предложений по картинке, по плану, предложенному воспитателем, подбирать определения к словам снег, зима, снежинки. Развивать речевое дыхание, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
Игры и игровые упражнения : «Когда это бывает?», «Два мороза», «Белый снег», «хлопья белые», «Зимушка – зима», «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем», «Снежиночки – пушиночки», «Я мороза не боюсь».
Пальчиковая гимнастика: «Мороз», «С неба падают снежинки»
Дыхательные упражнения «Дед Мороз», «Снежинки и ветерок», «Сугробы»
3 неделя: тема «Зимующие птицы»
Цель: Расширить представления детей о разнообразии птиц и их общих признаках. Дать элементарные представления о жизни птиц зимой, вызывать желание оказать птицам помощь. Учить узнавать и называть зимующих птиц (сорока, ворона, воробей, снегирь, синица). Расширить и активизировать глагольный словарь (прыгает, чирикает, клюет, каркает и т. д.)
Учить детей сравнивать птиц. Упражнять в составлении рассказов - описаний и загадок, описаний о зимующих птицах. Развивать : способность имитировать движения, внимание, мышление
Игры и игровые упражнения :» Большой – маленький», «Парные картинки», «Воробушки и автомобиль», «Узнай по описанию», «Серенькие перышки», «Воробышек», «Снегири», «Воробей», «Воробушки», «Вороны»
Пальчиковая гимнастика: «Сколько птиц в кормушке нашей», «Птички»
Дыхательные упражнения : «Чья птичка дальше летит»
4 неделя: тема «Зимние забавы»
Цель: закрепить и расширить знания о зимних забавах. Дать первоначальное представление о зимних видах спорта. Познакомить детей с качествами и свойствами льда. На основе полученных представлений сформулировать правила безопасности. Расширить и активизировать словарь по теме (лыжи, коньки, горнолыжный спорт, фигурное катание, хоккей, соревнование). Развивать сообразительность, внимание, мелкую и общую моторику. Воспитывать желание заниматься спортом.
Игры и игровые упражнения : «Не ошибись», «Игра в снежки», «С льдинки на льдинку», «Снежная баба», «Снег, белый снег», «Когда это бывает?», «Выпал беленький снежок», «Мы на лыжах в лес идем»
Пальчиковая гимнастика: «Снежок слепим», «Снежная баба»
Дыхательные упражнения : «Сугробы»
Январь:
1 неделя: тема «Новогодний праздник»
Цель: Познакомить детей с понятием праздник, отметить значение праздников в жизни людей, выделить некоторые характерные особенности праздника. Расширить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить в речи существительные : карнавал, хоровод, гирлянда, украшение, Снегурочка. Учить детей образовывать и использовать в речи прилагательные : стеклянный, бумажный, картонный. Учить детей составлять рассказы из личного опыта, руководствуясь планом и образцом. Развивать умение вести диалог, творческое воображение, подражательность. Воспитывать доброжелательные отношения. Вызывать желание делать подарки к праздникам.
Игры и игровые упражнения : «Если нравится тебе», «Елочка», «Новый год», «Украсим елочку», «Мешочек с подарками»
Пальчиковая гимнастика: «Елочка», «Елка»
Дыхательные упражнения : «Снежинки и ветерок»
2 неделя: тема «Домашние птицы»
Цель: Уточнить и расширить представления детей о домашних птицах : какую пользу они приносят, как человек заботится о домашних птицах. Учить детей составлять короткий описательный рассказ по картинке, сравнивать (по внешнему виду, поведению) петуха и курицу, курицу и цыплят, подбирать определения, антонимы, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.
Игры и игровые упражнения6 «Гуси», «Гуси- гуси», «Хохлатка», «Курочка – рябушка», «Гуси вы, гуси», «Наши уточки».
Пальчиковая гимнастика: «Шла уточка бережком», «Утята», «Курочка пьет воду», «Считалка»
Дыхательные упражнения : «Гуси»
3 неделя: тема «Домашние животные»
Цель: Закрепить знания детей о домашних животных (как выглядят, что едят). Уточнить представления об образе жизни животных зимой, об их пользе для человека. Развивать умение выделять признаки сходства и различия и выражать их в речи, узнавать и называть глаголы, обозначающие способы передвижения животных. Развивать способность имитировать движения, зрительное и слуховое внимание. Воспитывать гуманное отношение к животным.
Игры и игровые упражнения : «Где собачка», «Кто, где живет и чем питается?», «Лошадка», «Котята и щенята», «Кто кричит?», «Хозяюшка», «Теленок», «Козочка».
Пальчиковая гимнастика: «Ой, ду-ду, ду-ду», «Повстречались», «Коза и козленок»
Дыхательные упражнения : «Котята», «Котята и собачки»
4 неделя: тема «Дикие животные»
Цель: Расширять представления детей и диких животных. Учить устанавливать простейшие связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Учить различать домашних и диких животных. Узнавать и называть детенышей диких животных. Закрепить в речи детей глаголы, обозначающие простые предлоги, понимать смысл загадок.
Упражнять детей в составлении рассказов – описаний и загадок - описаний о диких животных. Развивать диалогическую речь. Воспитывать любознательность.
Игры и игровые упражнения : «Охотник и пастух», «Зайка», «Кто где живет», «Кто как передвигается», «У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Охотник и зайцы», «У кого кто?», «Лиса в курятнике», диалогическая – «Заяц белый»
Пальчиковая гимнастика: «Сидит белка на тележке», «На лужок», «Зайка и ушки»
Дыхательные упражнения : «Лесной переполох», «Медвежонок»
Февраль:
1 неделя: тема «Дикие животные жарких стран»
Цель: Познакомить детей с животными жарких стран. Довести ДОС ведения детей, что этих животных мы можем увидеть только в зоопарке. Обратить внимание, что построению ионии такие же, как животные наших лесов, но имеют особенности внешнего вида. Расширять словарь по теме, ввести в словарь существительные – названия животных жарких стран - слон, жираф, обезьяна, тигр, лев, носорог. Развивать зрительное внимание, моторику, воображение. Воспитывать культуру поведения.
Игры и игровые упражнения : «Отбери хвост у обезьяны», «Рыбы, птицы, звери», «Собери картинку», «Один – много», «Где обедал воробей», «Зоопарк».
Пальчиковая гимнастика: «Слон», «Крокодил»
2-3 недели: тема «Профессии – продавец, почтальон»
Цель: Привлечь внимание детей к труду взрослых, его общественному значению. Дать детям представление о профессиях продавца, почтальона, с некоторыми их профессиональными действиями,с предметами – помощникам в труде. Ввести в словарь глаголы, обозначающие трудовые действия: взвешивает, продает, пробивает (чек, разносит, доставляет, принимает. Закрепить в речи простые предлоги : на, с, в, из, по. Продолжать учить детей отвечать на вопросы предложениями из 2- 3 слов. Познакомить детей с пословицами о труде. Воспитывать чувство признательности и уважения к чужому труду.
Игры и игровые упражнения : «В универмаге», «Магазин», «Что кому?», «Где это можно купить?», «Продавец и покупатель», «Лото», «Телеграф», «Испорченный телефон», «Что наша почта принесла?», «Почтальон», «Матрешки в магазине».
Пальчиковая гимнастика: «Что принес нам почтальон»
4 неделя: тема «Семья»
Цель: Уточнять и расширять знания детей о родственных связях. Ввести в словарь детей существительные : тетя, дядя, кузен, кузина, двоюродный брат, сестра.
Дать понятие: что семья – это самое дорогое, что есть у человека, о доброжелательных взаимоотношениях в семье. Учить детей составлять короткие рассказы о членах семьи, о радостных событиях в семье. Закрепить представления детей о домашнем труде. Активизировать в речи детей о домашнем труде. Активизировать в речи детей глаголы, обозначающие трудовые действия: гладит, стирает, убирает, чинит, ремонтирует, моет, печет и др. Нацеливать детей на посильную помощь дома. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Игры и игровые упражнения : «Кто, что делает?», «Собери свою семью», «Мамины помощники», «Кто кому кто?», «Мамам дружно помогаем».
Пальчиковая гимнастика: «Две сестрички», «Моя семья», «Пальчик - мальчик», «Четыре братца»