Папки-передвижки

Тематическое планирование по ознакомлению детей старшей группы с миром животных

Зенина Елена
Тематическое планирование по ознакомлению детей старшей группы с миром животных

Цель: создание системы природоохранного образования, способствующей формированию модели доброжелательного и ответственного взаимодействия ребенка и домашних животных-питомцев, используя интегрированный подход.

Задачи:

- приобщение к основам созидательного экологического мышления и поведения, и воспитание бережливого отношения к живой природе;

- расширение представлений детей о домашних животных, их повадках, зависимости от человека;

- глубокое и всестороннее овладение информационным материалом об основных видах домашних питомцев: кошки, собаки, попугаи;

Публикация «Тематическое планирование по ознакомлению детей старшей группы с миром животных» размещена в разделах

- создание развивающей экологической среды, способствующей более объемному и детализированному обогащению знаний детей о домашних питомцах;

- использование русского и мирового культурного наследия: произведения художественной литературы, живописи, кинематографа как образовательного и воспитательного потенциала для формирования эмпатийного отношения к животным;

- формирование стойкой убежденности о мирном сосуществовании человека с миром природы;

-воспитание любви к животным, основанной на чувстве ответственности за тех, кого приручили.

Описание тематического планирования

Планирование нацелено на расширение знаний детей о животном мире- мире домашних питомцев и формирования ответственного отношения к ним.

Охватывает детский возраст 5-6 лет (старшая группа) с сентября по май.

Предмет изучения: кошки, собаки, попугаи.

Информационный изучаемый материал разделен на 4 блока:

1-й блок направлен на обобщение знаний о домашний животных и состоит из 4 занятий.

В первом занятии даны представления о том, как древний человек приручил диких животных, и почему именно таких (польза для человека);

Второе занятие направлено на умение различать домашних животных, живущих в жилище человека и живущих на подворье по их функциональности.

Третье занятие направлено на ознакомление с любимыми домашними животными детей.

Четвертое- дидактические игры про домашних животных.

Следующие три блока направлены на расширение знаний о питомцах и разделяются на темы: «Кошки», «Собаки», «Попугаи».

В каждом блоке-8 занятий, объединенных одной темой, но несущие дополнительные сведения.

Занятия во всех 3 блоках распределены в определенной последовательности:

Первые занятия каждого блока направлены на формирование обобщенных представлений о данном виде питомца. Знакомство с видом животного : объединяющие внешний вид характеристики, повадки;

Вторые занятия включают рассказ ребенка и воспитателя о своем домашнем питомце данного вида.

На третьих занятиях дети знакомятся с какой-то одной породой данного вида животных.

Четвертые занятия направлены на формирование эмпатии детей средствами художественной литературы, отражающих взаимоотношения человека и питомца.

Пятые занятия подчеркивают значимость питомцев в мире человека средствами живописи.

На шестых занятиях дети передают образ данного домашнего животного в продуктивной деятельности: лепка, рисование.

Седьмые занятия предусматривают просмотр мультфильма с данным питомцем.

На восьмых занятиях дети занимаются непосредственно игровой деятельностью: драматизация, дидактические, подвижные игры про домашних животных.

Тематическое планирование

1 блок

Домашние животные

1. Чтение сказки Р. Киплинга «Кошка, которая гуляет сама по себе».

Программное содержание. Познакомить детей с художественной и исторической версией одомашнивания диких животных. Подвести к пониманию того, что человек должен заботиться: защищать, ухаживать, любить домашних животных.

Материал. Презентация «Как человек животных приручил, слайды с изображением исторических предков домашних животных.

Сказка Р. Киплинга «Кошка, которая гуляет сама по себе».

2. Домашние животные : живущие в жилище человека, животные, живущие на подворье.

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с историей одомашнивания диких животных. Обсудить с детьми, каких животных относят к домашним. Помочь понять различие между домашними животными, живущими в жилище человека и с домашними животными, живущими на подворье. Воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к животным.

Материал. Слайды с изображением домашнего животного и его жилища.

3. Беседа на тему: «Мой любимый питомец»

Программное содержание. Учить детей рассказывать о своем домашнем питомце, расширять и уточнять представления о домашних животных. Формировать доброжелательные отношения к «братьям нашим меньшим» и заботливое отношение. Спросить, как дети ухаживают за своими питомцами.

Материал. Фотоальбом «Мой домашний питомец», сделанный по фотографиям домашних животных семей воспитанников. Эпизоды мультфильма «Простоквашино» и «Возвращение в Простоквашино» (2 сезона, студия «Союзмультфильм», режиссеры: коллектив авторов, 2018.

4. Дидактические игры

Программное содержание. Чтение загадок о домашних животных.

Систематизировать знания детей о домашних животных. Уточнить и активизировать в речи их названия и названия их детенышей. Учить детей узнавать характерные отличительные признаки, свойственные разным домашним животным и соотносить их с конкретным животным.

Материал. Настольные игры «Экологическое домино», «Чей это дом?», «Детеныши животных», «Назови ласково». Пазлы «Птичий двор», набор для режиссерской игры «Животные», макет «Деревня».

2 блок

Кошки

1. Знакомство с кошками

Программное содержание. Познакомить детей с внешним видом и повадками кошек. Рассказать детям о том, что кошки очень чистоплотные животные. Познакомить детей с гигиеной кошки. Используя эмпирический путь познания, определить, как можно шершавой поверхностью очистить закрашенный карандашом предмет. Заштриховать деревянный брусок и потереть пилкой.

Материал. Слайды с изображением кошки, поверхность языка в увеличенном виде. Видеоролик «Кошка умывается- гостей дожидается», схема экспериментальной деятельности «Можно ли умыться языком».

2. Рассказ из жизни воспитателя «Мой питомец-кошка»

Программные задачи. Привлечь внимание детей к питомцу воспитателя. Вызвать чувство умиления и радости от наблюдения за повадками котенка и в дальнейшем кошечки. Формировать умение внимательно следить за рассказом воспитателя и отвечать на вопросы, предугадывать ответы на предупреждающие вопросы.

Материал. Видеоролики и фотографии из личного архива воспитателя.

3. Тайская кошка

Познакомить детей с тайской породой кошек, с местом их происхождения, с особенностью окраса шерсти и строения тела. Отметить отличительные черты, характерные для тайской кошки: более темный окрас мордочки и лапок, косоглазие, голубой цвет глаз, гармоничный вид. Познакомить детей с характером кошек тайской породы.

4. Знакомство со стихотворением С. Я. Маршака «Котята».

Программное содержание. Расширять знания детей о творчестве С. Я. Маршака. Продолжать работу по формированию доброжелательных отношений к питомцам. Способствовать развитию терпимости к поведению животных. Дать основы дрессировки животных как приему воспитания.

5. Образ кошки в живописи

Программное содержание. Познакомить детей с сюжетной и портретной живописью Павла Федорова «Сватовство майора», Б. Кустодиева «Купчиха за чаем», Генриетты Роннеркнип «Кошка с котятами», Роберта Брайтуэй Мартино «Девочка с кошкой». Вызвать интерес к просмотру живописи и составлению описательного рассказа. Помочь понять роль кошки в передаче основной идеи картины.

Материал. Слайды с изображением картин.

6. Лепка «Котенок»

Программное содержание. Учить детей создавать в лепке образ животного. Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приемы: раскатывание глины между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путем прижимания и сглаживания мест соединения. Учить передавать в лепке позу котенка.

Материал. Иллюстрации к стихотворению С. Маршака «Усатый-полосатый», пластилин, дощечки.

7. Мультфильм «Котенок по имени Гав»

Программное содержание. Вызвать интерес к просмотру советских мультфильмов. Закрепить знание особенностей внешнего вида кошек тайской породы. Формировать чувство умиления и любви к домашним питомцам, желание помочь.

Материал. Фильм «Котенок по имени Гав», студия Союзмультфильм, режиссер Л. Атаманов.

8. Обыгрывание английской народной песенки «Перчатки» (перевод С. Я. Маршака)

Программное содержание. Познакомить детей с английской народной песенкой «Перчатки». Обратить внимание на настроение, которое дети испытывали при прослушивании данного произведения. Отметить настроение и поведение котят. Предложить детям маски котят и ладошки. Еще раз уточнить, какое настроение испытывают дети. Подвести к пониманию того, что наблюдение за котятами дарит человеку радость.

Материал. Английская народная песенка «Перчатки». Маски котят, ладошки-перчатки, пирог. Роль автора и мамы-кошки исполняет воспитатель.

3 блок

Собаки

1. Рассказ о собаке.

Программное содержание. Познакомить детей с внешним видом и повадками собак разных пород. Закрепить знания о предках собак- волках. Закрепить знания о том, как волк стал собакой. Формировать словарь новым понятием: «собачья преданность». Привить чувство ответственности за тех, кого приручили: знакомство с условиями содержания щенков и собак.

Материал. Иллюстрации детской энциклопедии про животных.

2. Рассказ о своих питомцах-собаках

Программное содержание. Предложить поделиться опытом общения с собаками. Воспитывать интерес, доброжелательное отношение. Предложить рассказать о внешнем виде и породе своей собаки, о командах, которые может выполнять собака. Привлечь внимание детей к говорящим позам собак: «поза внимания», «угроза», «радость и дружелюбие», «страх», «просьба».

Материал. Фотоальбом «Мои домашние питомцы».

3. Знакомство с породой собак - овчарка.

Программное содержание. Познакомить детей с тем, как складывались породы. Учить различать собак разных пород по внешнему виду. Познакомить с экстерьером собак. На примере эпизодов фильма «Ко мне, Мухтар!» познакомить с овчаркой. Отметить, особенности внешнего вида и характера овчарок, какие команды научился выполнять Мухтар.

Материал. Кинолента с иллюстрациями отдельных кадров фильма «Ко мне, Мухтар!», художественный фильм «Ко мне, Мухтар!»

4. Чтение стихотворения А. Л. Барто «Уехали»

Программное содержание. Формировать в детях эмоциональный отклик на сюжетную линию произведения. Способствовать проявлению духовно-нравственных чувств: сопереживание, милосердие, сострадание, неравнодушие. Умение рассказывать о поведении и переживании другого человека и животного. Умение озвучивать свой вариант поведения в предложенных обстоятельствах.

Материал. Просмотр иллюстраций к стихотворению. Декорации леса, фигуры детей из картона, игрушка-щенок.

5. Образ собаки в живописи

Программное содержание. Вызвать интерес к живописи и желание оценивать состояние изображенных на картине персонажей. Помочь детям отметить, что собаки изображены со своими чувствами: переживания за человека, желанием угодить своему хозяину, верностью.

Материал. Алексей Венецианов «Вот-те и батькин обед», Роза Швейнигер «Девочка со щенками», Антон Ван Дейк «Дети короля Карла 1», Жан Батист Грез «Друзья», «Специальный адвокат» Чарльз Барбер, Брайтон Ривьера «Принудительное образование»

6. Лепка «Щенок»

Программное содержание. Учить детей изображать щенят, передавая их характерные особенности (тело овальное, голова круглая, морда вытянутая, короткие толстые лапы и хвост). Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, оттягивание, соединение частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления.

Материал. Картинки с изображением щенят, пластилиновый щенок.

7. Просмотр мультфильма «Варежка»

Программное содержание. Вызвать интерес к просмотру советских мультфильмов. Побуждать детей к пониманию чужих волнений и тревог и умению сопереживать. Предложить объяснить причину вечного желания детей и человека иметь собаку. Формировать ощущение значимости собаки для человека и чувство ответственности перед ней.

Материал.

Фильм «Варежка», студия «Союзмультфильм», режиссер Р. Качанов, 1967.

Фильм «Верните Рекса»*, студия «Союзмультфильм», режиссер В. Пекарь, В. Попов. 1975.

8. Дидактические игры про собак

Программное содержание. Расширять представления детей о домашних животных-собаках. Закрепить названия различных пород, ориентируясь на внешний вид собаки. Формировать положительный эмоциональный отклик на питомца.

Материал. Игра-пазлы «Кто есть кто», «Щенки и котята», «Угадай породу», «Угадай породу собаки по ее тени», режиссерская игра по рассказу Л. Н. Толстого «Собака Якова» с изменением концовки.

4 блок

Попугаи

1. Яркий мир попугаев.

Программное содержание. Познакомить детей с попугаями, строением тела и внешним видом и повадками. Предложить детям рассказать, какую еду предпочитают птицы? Почему? И чем лучше кормить волнистых попугаев. Обозначить опасные для птиц продукты питания.

Материал. Стихотворение С. Маршака «Где обедал воробей?»

Книга «Моя первая энциклопедия. Птицы»

2. Игровая ситуация «Мой питомец-попугай».

Программное содержание. Активизировать желание детей рассказывать про своих питомцев. Развивать наблюдательность, формировать умение задавать вопросы о жизнедеятельности попугая. Воспитывать бережное отношение к животным.

Ситуативная игра «Что подарить волнистому попугаю?»

Материал. Папка - раскладка «Какие бывают попугаи», Схема «Корм попугая, что в него входит».

3. Порода «Красный ара»

Программное содержание. Познакомить детей с красивой породой попугая: красный ара. Рассказать об особенностях оперения, размере, окраске. Закрепить названия оттенков цветов. Способствовать умению запоминать новые слова. Формировать чувство восхищения красотой и гармонией природы.

Материал. Слайды «Красный ара», бумажные перья, краски для передачи окраса попугая.

4. Чтение эпизодов рассказа Александра Курляндского «Приключения попугая Кеши».

Программное содержание. Заинтересовать детей сюжетом рассказа, вызвать желание прослушать рассказ полностью. Обратить внимание детей на то, как изменилась жизнь боязливого и болезненного Вовки с появлением питомца-попугая. Отметить самые интересные и смешные поступки попугая. Предложить подумать над значением слова «привязался» и кто к кому больше привязался: Вовка или Кеша.

Материал. Иллюстрации к рассказу А. Курляндского «Приключения попугая Кеша»

5. Образ попугая в живописи.

Программное содержание. Продолжать формировать интерес к живописи и умение составлять описательный рассказ по картине. Предложить подумать над вопросом «Для чего автор изображает на картине попугая».

Материал. А. Р. Менгс «Портрет маркизы де Льяно», Эдуард Моне «Молодая девушка с попугаем», Питер Боел «Натюрморт»

6. Рисование «Красивая птичка»

Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать птичку (попугая, передавая форму тела (овал, частей, красивое оперение. Ориентировать на отличительные особенности попугая: яркое оперение, длинный хвост. Упражнять в рисовании красками, кистью. Развивать образное восприятие, воображение. Расширять представления о красоте, образные представления.

Материал. Игрушка-попугай, листы бумаги, краски, кисти.

7. Просмотр мультфильма «38 попугаев»

Программное содержание. Вызвать интерес к просмотру советских мультфильмов. Побуждать детей к пониманию особенностей поведения-темперамента попугая по эпизодам мультфильма. Помочь детям передать настроение и переживания персонажа.

Материал. Цикл фильмов «38 попугаев», студия «Союзмультфильм», режиссер Иван Уфимцев, 1976-91.

8. Дидактические игры.

Программное содержание.

Систематизировать знания детей о домашних птицах. Чтение загадок о птицах. Уточнить и активизировать в речи их названия и названия их детенышей. Учить детей узнавать характерные отличительные признаки, свойственные разным пернатым. Расширять представления детей о попугаях. Формировать положительный эмоциональный отклик на питомца.

Материал. «Мульт-лото» Угадать персонажей сказки А. Курляндского «Приключения попугая Кеши», пазлы «Кеша рассказывает про Таити», детское лото «Зоопарк», «Научи попугая говорить звуки».

Список используемой литературы.

1. Федеральная образовательная программа

2. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в старшей группе детского сада» Мозаика-Синтез, Москва, 2022г.

3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», Творческий Центр, Москва, 2004г.

4. Горькова Л. Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО», Москва, 2005г.

5. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» -Мозаика-Синтез, Москва, 2022г.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе Месяц: Декабрь Неделя: I Лексическая тема: «Временные представления» Непрерывная образовательная деятельность. Тема: В. Даль «Старик – годовик».

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром, с миром природы Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по образовательной области.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром и миром природы ( II часть продолжение) Месяц: Декабрь 1-ая неделя. Лексическая тема: «Временные представления» Совместная образовательная деятельность:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «О животных»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «О животных» Цель: Закреплять знания и представления детей о животных Задачи: Учить различать диких и домашних животных; Узнавать, называть их детенышей;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическое планирование по ознакомлению детей старшей группы с миром животных
Опубликовано: 10 июня 2024 в 21:25
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематическое планирование по ознакомлению детей старшей группы с миром животных» (включая файлы) размещена пользователем Зенина Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД