Надежда Круговых
Тематический проект «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида №4 "Подснежник"
Тематический проект
Публикация «Тематический проект „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Авторы проекта : Дякина Светлана Викторовна
Круговых Надежда Викторовна
г. Домодедово
2017г.
Тематический проект : «Огород на подоконнике»
"У ворот шумит народ.
Где тут зимний огород?
Говорят, что там растет.
Огуречная рассада.
И укропчик, и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот"
Тип проекта : краткосрочный
Срок проведения: март, апрель, май.
Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей.
Проектная идея. Создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Участники проекта :
-Дети средней группы № 3
-педагоги;
-родителей.
Причины разработки:
1. Расширять представления детей об окружающем мире,
2. Не умение детей ставить перед собой цель, подбирать инструменты для работы, содержать в порядке рабочее место и убрать его за собой.
Задачи проекта :
1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Развивать познавательные и творческие способности детей.
5. Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
6. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
7. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.
8. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).
9. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
10. Разъяснять значимость труда.
11. Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к его результатам.
14. Формировать положительное взаимоотношения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками.
15. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
16. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
Работа с родителями.
1. Провести родительское собрание по теме: «Участие в проекте «Огород на подоконнике».
2. Предложить родителям помочь в организации проведения проекта «Огород на подоконнике» – контейнеры, землю, семена для посадки
3. Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.
Ожидаемые результаты.
1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Способы оценки.
Опыты, наблюдения, беседы.
Реализация проекта «Огород на подоконнике»
в средней группе №3
В повседневной жизни детей педагоги обратили внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети, полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают цвета. На вопрос воспитателя «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» - отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами», «Можно завтра до поливаю»
На вопрос воспитателя: - Нужны ли нам растения, и приносят ли они пользу?
Одни дети ответили: Что растения должны расти на улице. Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало.
Воспитатели предложили обсудить это вместе все группой. Следующие вопросы:
-Что мы знаем о растениях?
- Что нового можем узнать?
-Как мы сможет получить новые знания?
Все ответы записывались в таблицу, на первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по наводящим вопросам воспитателей, на третий вопрос в основном предлагали педагоги, дети дополняли
Что мы знаем о растениях Что можем и хотим узнать Как мы это узнаем
- Растения растут в земле;
- Растения бывают разные: цветы, деревья, трава, кусты;
-У растений есть листья, цветы;
-Растения на улице растут только летом;
-На даче выращиваем летом овощи;
-В помещении растения растут всегда;
-Из овощей варят суп, делаю салат;
-Папа дарит цветы на праздники,
-Зимой в банках приносят огурцы, они маринованные;
-Лес – это много разных растений. - Как растут растения?
-Чем подкармливать растения?
-Зачем подкармливают?
-Где растут растения?
-Какие бываю растения?
-Какую пользу приносят растения?
-Как правильно ухаживать за растениями?
-Откуда берутся семена?
-Какие растения используются при приготовлении блюд?
- Из чего состоят растения?
-Что особенно важно для жизни растений? -Прочитать книжки о растениях;
-Побеседовать с родителями о пользе растений, и как за ними ухаживать;
-Рассмотреть иллюстрации с изображением растений;
-Нарисовать картины с изображением растении;
-Понаблюдать за приготовлением блюд из овощей и расспросить маму или бабушку, как и где правильно использовать овощи;
-Обратить внимание на прогулке какие растения растут на участке.
Проект рассчитан на 12 недель
1 ЭТАП – подготовительный (2 недели).
Подготовка материала
2 ЭТАП – исследовательский (8 недель).
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
3 ЭТАП - заключительный (2 недели)
Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку». Провели конкурс «Угадай название овоща». Родители вместе с детьми представили домашнее задание – выращенный лук и рассказ, как он рос, как за ним они ухаживали.
Организационная деятельность.
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме
2. Подобрать материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности
3. Составить перспективный план мероприятий
План реализации проекта.
1. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.
2. Родительское собрание «Участвуем в проекте «Зимний огород на подоконнике».
3. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).
4. Разбивка огорода на подоконнике.
Исследовательский этап (8 недель)
Рассматривание семян (помидора, болгарского перца, огурцов, посадка семян и рассады.
1. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».
2. Занятия с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».
3. Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» и др.
4. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях.
5. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
6. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.
Заключительный этап (2 недели)
1. Подведение итогов реализации проекта.
2. Оформление выставки рисунков детей «От семечек к ростку».
3. Проведение конкурса «Угадай название овоща».
План экспериментальной деятельности
Земля.
Название мероприятия: Экспериментально-опытное занятие «Какая земля».
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется
Материал, оборудование: Земля в контейнерах
Вода
Название мероприятия: Вода и растения
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
Солнце
Название мероприятия: Солнце и растения
Цель: Определить роль солнца в жизни растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)
Человек
Название мероприятия: Человек и растения
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)
Практическая часть
В группе детского сада разбивка огорода на подоконнике.
Дети под руководством педагогов, приступили к разбивке ограда на подоконнике.
Вначале они приготовили лоточки, наполнили их землей. Рассмотрели семена, обратили внимания, что не все семена одинаковые, чеснок вообще высаживают зубчиками, которые используются в пищу, а вот семена огурцов смогут склевать птицы.
После посадки семян в землю важно полить землю водой, что бы семена «проснулись», и начали прорастать.
Воспитатель предложила подумать: похож наш подоконник на огород? И чего для этого не хватает. Вмести с детьми, подоконник оформили атрибутами и игрушками соответствующей тематике.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Художественная литература:
Р. Н. С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю. Тувин «Овощи».
Загадки об овощах.
Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец)
Посреди двора - золотая голова. (Подсолнух)
Голова на ножке, в голове горошки. (Горох и фасоль)
Круглая да не мяч,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
с хвостиком, да не мышь. (Репа)
Сто одежек - Все без застежек. (Капуста)
Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Растут на грядке зеленые ветки, а на них - красные детки. (Помидоры)
Этот овощ тыкве брат —
Тоже с виду толстоват.
Лег под листик на бочок
Между грядок. (Кабачок)
Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют. (Огурцы)
Он в теплице летом жил,
С жарким солнышком дружил.
С ним веселье и задор.
Это — красный. (Помидор)
Летом, не боясь жары,
Зрели красные шары.
Вызрели как на подбор.
Что за овощ? (Помидор)
У красавца-толстяка
Ярко-красные бока.
В шляпе с хвостиком синьор —
Круглый спелый. (Помидор)
Желтый мячик в землю врос,
Сверху лишь зеленый хвост.
Держится за грядку крепко
Круглый овощ. Это. (Репка)
Растут на грядке елочки,
Не колют их иголочки.
В земле запрятан ловко
Их корешок. (Морковка)
Под землею подрастала,
Круглой и бордовой стала.
Под дождем на грядке мокла
И попала в борщ к нам. (Свекла)
Листья собраны в кочан
В огороде у сельчан.
Без нее во щах не густо.
Как зовут ее? (Капуста)
Взяли мы ее одежку,
Соль добавили немножко.
В кадочках теперь не пусто —
В них заквасится. (Капуста)
Золотое решето
Черных домиков полно. (Подсолнух)
Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать. (Картошку)
Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький. (Лук)
Он на грядке вырастает,
Никого не обижает.
Ну, а плачут все вокруг,
Потому что чистят. (Лук)
Голова, а сверху ус.
Нет, не сладок он на вкус.
Прибежали со всех ног
Мы к обеду рвать. (Чеснок)
На арбуз похожая —
Тоже толстокожая.
К платью желтому привыкла,
Греется на солнце. (Тыква)
Раскололся старый дом:
Было мало места в нем.
Все жильцы встревожены.
Кто они? (Горошины)
Загадки о фруктах.
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся. (фрукты)
Кто-то там, в углу садовом,
В скромном платьице лиловом
Прячется в листве пугливо.
Догадались? Это. (слива)
На ветвях они висели,
Как созрели — посинели.
Смотрят сверху вниз пугливо,
Ждут, когда сорвут их. (сливы)
Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый рыжий. (апельсин)
Что за фрукт поспел в садочке?
Кость внутри, в веснушках щечки.
Прилетел к нему рой ос. —
Сладок мягкий. (абрикос)
В желтоватой корочке
Розовые долечки.
Этот горько-кислый фрукт
Называется. (грейпфрут)
Он из стран, где климат жаркий.
Ярко-желтый, но не сладкий.
Даже спелый кислый он.
Как зовется фрукт? (Лимон)
Кто там спрятал под листок
Свой румяный крепкий бок?
Под листы-панамочки
Прячутся в зной. (яблочки)
Мала, как мышь, Красна, как кровь,
Вкусна, как мед. (Вишня)
Синий мундир,
Белая подкладка,
В середине - сладко. (Слива)
Жарким солнышком согрет,
В шкурку, как в броню, одет.
Удивит собою нас
Толстокожий. (ананас)
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала. (груша)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет. (банан)
Сверху — шкурка золотая,
В центре — косточка большая.
Что за фрукт? — Вот вам вопрос.
Это сладкий. (абрикос)
Летом в платьице зеленом,
А по осени — в лиловом.
Ароматна и красива.
Узнаете? Это. (слива)
Надорвали край рубашки —
Вниз посыпались стекляшки.
Не собрать их все назад.
Что за плод такой? (Гранат)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке. Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зелёным листом
Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок
Зелёненький лесок. (редис)
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь. (репа)
Маленький, горький
Луку брат.
Взрастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку –
Будет пахнуть очень долго. (чеснок)
Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет. (семя)
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков? (горох)
Голова на ножке,
В голове - горошки.
Стоит в саду кудряшка -
Красная рубашка,
Сердечко непростое.
Что это такое? (мак)
Пословицы и поговорки
Яблоко от яблони недалеко падает.
Лук от семи недуг.
Картофель - хлебу подспорье.
Картошка - хлебу присошка.
Хрен редьки не слаще.
От осины не родятся апельсины.
Всякому овощу свое время.
Молодец, как соленый огурец.
Одного поля ягоды.
Огород – для семьи доход
«Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)».
Стихи:
А. Максакова
Посадила в огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка.
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.
Т. Казырина
А у нас в саду порядок
Мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох,
Уродился, не плох!
На второй редиска,
Друг от друга близко.
А на третьей репка,
И сладка, и крепка.
На четвертой огурцы
Поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой,
Подрастает ловко.
На шестой зеленый лук,
Он и лекарь, он и друг.
На седьмой огромной грядке,
Ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки,
У них толстые бочки.
На девятой арбуз
Полосатый карапуз.
А десятая отныне,
Нам подарит даже дыни!
Ж. Дарк
Летом огород - что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок и баклажан.
А по осени там пусто!
Скоро в град придёт зима
Люд разъехался в корзинках
в погреба и закрома!
И. Михашина
Дети все стремятся к маме.
Я сижу в своей панаме.
Я люблю свой огород.
Здесь клубника лезет в рот.
Провели дидактические игры:
«Вершки и корешки»
Воспитатель берё т 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета – те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки).
«Закончи предложение».
Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал. Мяч.
Ход игры
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковь…
Огурец зеленый, а свекла…
Редиска мелкая, а редька…
Кабачок большой, а тыква…
Помидор кислый, а чеснок…
Морковь в земле, а помидор…
Помидор круглый, а морковь…
Пальчиковые игры
Тема "Фрукты"
Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы, (мизинцы)
Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины, (средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины, (указательные пальцы)
Но купили мы арбуз — (большие пальцы)
Это самый вкусный груз (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх.)
Пальчиковая игра "Варим мы компот"
Используется пособие "Клавиатура" (авторское). Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы, сопровождая игру произнесением стиха:
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Пальчиковая игра "В сад идем мы погулять"
Сад — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам, на каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу.
Раз, два, три, четыре, пять.
В сад идем мы погулять:
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Физкультминутки
1. Бабушка кисель варила
Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».)
На горушечке, (Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).)
В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)
Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)
Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)
Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)
Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)
У старушечки на горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)
Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)
«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)
Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)
Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)
Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)
2. Жил один садовод, он развел огород, приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)
Он принес чемодан
Полный разных семян. (Дети шагают.)
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена. (Дети приседают и встают.)
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)
На ночь их укрывал
И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
— Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли,
ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!
Вот так яблоко
Вот так яблоко!
(Встали.)
Оно
(Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.
(Руки на пояс.)
Руку протяните,
(Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите.
(Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать,
(Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать.
(Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну
(Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву!
(Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко!
(Встали.)
Оно
(Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.
(Руки на пояс.)
«Цветок распустился»
Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.
У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Они распускаются
Быстро, как в сказке.