Новгородова Мавра Юрьевна
Тематический план работы кружка «ТРИЗ (элементы) — РТВ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический план работы кружка
«ТРИЗ (элементы) - РТВ»
Воспитатель: Новгородова М. Ю.
2019г
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Цель, задачи.
3. Принципы.
4. Методы реализации, содержание, ожидаемый результат.
5. Перспективно – тематическое планирование
(октябрь – май месяц).
6. Литература.
Пояснительная записка.
Публикация «Тематический план работы кружка „ТРИЗ (элементы) — РТВ“» размещена в разделах
Наше время – время экономических, политических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». Актуальность объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Гин С. И. писал: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка». В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение. ТРИЗ, как универсальный инструментарий, позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.
ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Именно поэтому мы организовали в своей группе кружок «ТРИЗ (элементы) - РТВ»
Цель - помочь детям овладеть современной методологией творчества для дальнейшего использования её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни, используя элементы теории ТРИЗ-РТВ. Развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Задачи
• Решение творческих задач любой сложности и направленности;
• Систематизация знаний в любых областях деятельности;
• Развитие творческого воображения и мышления;
• Развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций: когнитивной, креативной, коммуникативной, мировоззренческой;
• Развитие творческого коллектива.
• Закреплять становление целенаправленной деятельности, интерес к разным видам продуктивной деятельности.
• Повышать самосознание - способность сознавать, какой он, анализировать свои качества, ставить перед собой цель, воспитать у себя какие- либо умения и качества знаний.
• Учить оценивать реально свои поступки и действия, соотнося их с окружающими людьми.
• Учить планировать итоговую цель, прогнозировать промежуточные цели, видеть и устанавливать их связь.
• Закреплять системное видение мира:
• Выделение обобщенных признаков и свойств этих предметов, окружающих ребенка, обнаружение связей и зависимости между ними /цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, во времени/.
• Раскрывать ребенку не случайные связи, а существенные и системные их стороны и особенности, особенно в области общечеловеческих взаимоотношений и культуры.
• Знакомить с функциональными обязанностями взрослых и детей.
• Учить представлять себе предметы и явления, знакомые ребенку-из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент.
• Учить элементарной безопасности жизни на понятийной основе.
• Знакомить с процессом труда людей как системой разнообразных и взаимосвязанных трудовых усилий.
• Знакомить детей с разными сторонами действительности:
• явлениями природы, миром человеческих отношений, произведений. культуры, миром собственных переживаний.
• Формировать овладение лексической грамотностью.
• Учить свободно вести беседы на интересующие ребенка темы, анализировать события, произошедшие в детском саду и дома.
• Учить видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации.
• Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.
• За счет использования приемов фантазирования. Создавать новый образ, планировать его действия, жизненные этапы:
• Проявлять способность “войти” в изображаемые события - словесно выражать состояние героя, сверстника, взрослого.
• Учить оперировать экранами системного оператора, морфологического анализа при рассмотрении реальных и создании фантастических объектов, явлений.
• Учить самостоятельно, составлять сказки, рассказы, используя приемы фантазирования.
• Закреплять умение решать сказочные и жизненные задачи по возможности самостоятельно, или с помощью сверстников, взрослого.
• является стимулом для развития личности.
• У детей формируется потребность в личностном общении и совместной деятельности с взрослыми, сверстниками.
Принципы педагогического воздействия на воображение, творческое мышление и развитие речи: (А. А. Гин «Приемы педагогической техники»).
- Принцип объективных законов.
Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира.
- Принцип противоречия.
Все системы развиваются через преодоление противоречий.
- Принцип конкретности.
Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии.
- Принцип свободы выбора.
В любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора.
- Принцип открытости.
Предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.
- Принцип деятельности.
В любое творческое задание включаю практическую деятельность.
- Принцип обратной связи.
Регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т. к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
- Принцип идеальности.
Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет мне максимально использовать возможности знания и интересы детей.
Методы реализации, содержание, ожидаемые результаты.
Название метода Содержание Ожидаемый результат
Проблемно-поисковый - ставит проблемы - предлагает инструменты для их решения - Успешно решают проблемные задачи
Поисково-экспериментальный - Развивает познавательный интерес потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта - видят и выделяют проблему эксперимента - принимают и ставят перед собой цель
- отбирают средства и материалы для самостоятельной деятельности - развиваются личностные свойства: настойчивость, решительность, обогащаются знаниями о мире
Игровой - учит выявлять противоречивые свойства предметов, явлений – учит разрешать противоречия - выявляют противоречивые свойства предметов, явлений – умеют разрешать противоречия
Практический -создание моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объекта
– преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения -создают модели и их используют в целях формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объекта
- преобразовывают жизненную ситуацию, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения
Кружок «ТРИЗ (элементы) – РТВ»
- проводится 1 раз в неделю, 4 - в месяц, 32 – в год;
- длительность 25 минут;
- фронтально, подгруппой, индивидуально.
Перспективно – тематическое планирование
МЕСЯЦ Содержание. ТРИЗ-РТВ
ОКТЯБРЬ Осень. Растительный мир, Растения в природе, дома. Продукты питания: саморастущие, посаженные, выращенные человеком. Разница между их вкусовыми и другими качествами. Труд осенью на участке, в городе. Безопасность труда. Погода, небо, облачность, их взаимоотношения с растительным миром.
Системный подход - компонентный и функциональный. Зависимость системы от надсистемы. Системный оператор. Синектика: прямая аналогия. Приемы фантазирования: оживление, увеличение-уменьшение.
НОЯБРЬ
Группа - детский сад - город. Общественные и жилые здания. Особенность города, проживания, детского сада. Выявление противоречий приемом "хорошо-плохо". Принципы: наоборот, метод фокальных объектов, Синектика, приемы фантазирования: дробление-объединение.
ДЕКАБРЬ
Животный мир. Домашние и дикие животные. Строение и поведение животных, образующих единый приспособленческий комплекс. Особенности выращивания потомства. Противоречия (формулирование со-вместно с воспитателями). Принцип предварительного действия. Ресурсы. Кольцо Луллия. Метод гирлянд и ассоциаций.
ЯНВАРЬ Семья, ребенок, общество. Функции членов семьи дома и в обществе. Потребности людей, их чувства, желания. Взаимопомощь в семье, коллективе на работе, учебе, детском саду. Системный подход - генетический. Противоречия: уметь видеть, сформулировать, решить с использованием приемов. Принцип самообслуживания. Приемы фанта-зирования: ускорение-замедление.
ФЕВРАЛЬ Дом, в котором я живу. Подробное системное рассмотрение квартиры, дома. Наполнение квартиры: мебель, посуда, одежда, обувь. Жизненная необходимость того, чем наполнен дом, квартира. Жилье, обстановка, одежда, обувь раньше. Принципы: Разрешение противоречий в пространстве и во времени, "матрешка", Метод моделирования маленькими человечками. Морфологический анализ.
МАРТ
Бытовые приборы дома и в детском саду. Их функции, необходимость. Потребности человека в других необходимых приборах. Их заменители. Приборы будущего. Приемы фантазирования: динамизация - статика, универсализация - ограничение. Бином фантазии. Метод снежного кома. Этажное конструирование. Самостоятельный поиск сказочных задач и их решение.
АПРЕЛЬ Профессии человека. “Профессии” животных. Игры детские и взрослые. Особенности различных видов игр, их необходимость, целевая направленность. Вепольный анализ. Принцип разреше-ния противоречий: объединение разнородных систем. Прием фантазирования: квантование - непрерывность.
МАЙ Транспорт. Зависимость строения транспортных средств от среды передвижения, его назначения и характера груза.
Закон повышения степени идеальности. Принцип изменения окраски. Метод Робинзона Крузо.
Литература.
Альтшуллер Г. С. ТРИЗ – РТВ в ДОУ.
Страунинг А. М. Росток. Программа по ТИРЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. Обнинск, 1995.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. ,1991.
Гин А. А. «Да» и «нет» говорите… Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып. 2
Гин С. И. Мир фантазии. М., 2000.
А. И. Никашин. Ростов-н/Д, 1991. Дидактические игры для развития творческого воображения детей.
Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения 1993.
Киплинг Р. Сказки. М., 1986.
Корзун А. В. Весё лая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн. ,2000.
Мурашковская И. Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста «Педагогика+ТРИЗ». Гомель, 1997.
Нестеренко А. А. Страна загадок. Ростов н/Д, 1993.
Родари Дж. Грамматика фантазии. М. 1978.
Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – Харьков, 1996.
Эльконин Д. В. Детская психология. Развитие ребёнка от рождения до семи лет. – М. ,