Лена Иванова
План работы кружка «Юный эколог»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы кружка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – Детский сад №15 «Северные звёздочки»
Городского округа «город Якутск»
Кружок «Юный эколог» подготовительная группа «Аленький цветочек»
воспитатель: Иванова Л. П.
Пояснительная записка. В процессе освоения экологических знаний ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания приобретают качество системности. Тем самым совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Все это позволяет детям творчески применять знания и умения в повседневном общении с природой.
Публикация «План работы кружка „Юный эколог“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель кружковой работы: развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Задачи кружковой работы:1. Расширять представления детей о различных природных объектах.
2. Знакомить с растениями и животными родного края.
3. Объяснять экологические зависимости.
4. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
5. Учить правильному поведению в природной среде.
6. Закреплять знания о животных, обитающих в нашей республике и в стране.
7. Расширять представления о классификации животного мира.
8. Развивать творческое воображение в процессе проектной и исследовательской деятельности.
Педагогическая целесообразность кружковой работы состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке кружковой работы опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:
-принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;
-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";
- принцип развивающего характера обучения;
- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
Актуальность кружковой работы состоит в использовании на каждом занятии метода сотрудничества ребенка с педагогом, накоплению у каждого ребенка эмоционально-положительного отношения к растениям и животным, развитию у дошкольников познавательного интереса к природе.
Формы организации деятельности детей: занятия, экскурсии, наблюдения, опыты, проекты, работа с моделями, беседы, различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику, игры, рассказы воспитателя, чтение художественной литературы, диагностика.
Кружковая работа рассчитана на детей подготовительного дошкольного возраста (6 – 7 лет).
Срок реализации кружковой работы - 1 год.
Кружковая работа проводится 1 раз в неделю. Длительность – 30 минут.
Итогом реализации кружковой работы "Юный эколог" будет проведение экологического проекта "Лайки"; мониторинг экологических знаний, умений и навыков детей.
Перспективное планирование
на 2017-2018 год.
Сентябрь.
1. Тема : «Беседа о лете»
Цель: Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках; закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых; учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.
2. Тема: беседа «Какие бывают насекомые»
Цель: Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения, местам обитания, способу передвижения; закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания; воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
3. Тема: картина Левитана «Золотая осень»
Научить детей воспринимать пейзажную живопись, фантазировать, обоснованно отвечать на вопросы воспитателя, рассказать о своих эмоциях при восприятии картины; развивать эстетический вкус детей.
4. Тема: беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа».
Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы; сформировать представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы); познакомить с основными природными компонентами и их связями.
Октябрь. 5. Тема: «Как растения готовятся зиме».
Цель: Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособление семян к распространению; уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью; учить устанавливать связь между состоянием растений и условием среды, выявлять причины происходящих изменений.
6. Тема: «У кого какой дом».
Цель: Дать детям представления об основных природных сообществах (лес, луг, водоём) как месте (доме) обитания растений и животных, научить понимать зависимость состояния растений и животных от условий внешней среды, выделять характерные признаки зимы, перечислять обитателей природных сообществ, прослеживать экологические связи в природе между растительным и природным миром (на примере ели) на основе собственных суждений; активизировать и обогатить словарный запас детей.
7. Тема: Сравнение диких и домашних животных. Значение животных в жизни человека.
Цель: Уточнить с детьми признаки домашних животных; показать, что они отличаются от диких; упражнять умственные способности детей; рассказать о значении животных в жизни человека. Их роли в обеспечении жизнедеятельности человека; учить размышлять, сознавать необходимость защиты животных.
8. Беседа об осени.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени; учить устанавливать связь между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Ноябрь.
9. Тема: «Береза и сосна».
Цель: Дать детям представление о взаимосвязях живых организмов; рассказать, что жизнь одних из них связана с березой, жизнь других – с сосной; обратить внимание детей на то, что с каждым из деревьев связаны разные организмы: растения, животные (причём разные птицы, насекомые, звери, грибы; рассказать о возможных последствиях рубки отдельных деревьев и лесов в целом.
10. Тема: «Лесная зона».
Цель: Дать детям представление о зоне лесов (тайга и лиственный лес; о климатических и природных особенностях, назвать растения и животных, определять их приспособленческие особенности к лесной жизни, выстраивать пищевые цепочки, дополнять ответы друг друга; активизировать и обогащать словарь; способствовать воспитанию интереса к родной природе.
11. Тема: КВН «В гостях у животных».
Цель: Научить детей классифицировать животных (насекомые, млекопитающие, рыбы, птицы, различать и называть их представителей, рассказывать о том, как животные готовятся к зиме, отгадывать загадки; использовать игровые ситуации, приобщать детей к организации собственного досуга, способствовать их творческому развитию.
12. Тема: проект «Знакомство с лайками».
Цель: Познакомить с породой собак-лайки. Учить проектной деятельности.
Декабрь.
13. Тема: Беседа «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу».
Цель: Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; выяснить, как маскируются животные.
14. Тема: «Волк и лиса – лесные хищники».
Цель: Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время; формировать представление о приспособленности хищников к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость; упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных.
15. Тема: беседа «Почему белые медведи не живут в лесу?».
Цель: Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни; воспитывать любовь к животным; закрепить знания детей о среде обитания животных; расширять представления детей о животном мире, показать его разнообразие; воспитывать бережное отношение к живой природе.
16. Тема: «Растительный и животный мир тундры».
Цель: Дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день, животном мире, научить устанавливать взаимосвязь между климатическими условиями и состоянием растений (низкорослые, имеют мелкие листья); активизировать и пополнять словарь; способствовать воспитанию интереса к разнообразию природы.
Январь. 17. Тема: «Беседа о птицах».
Цель: Рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелётов (перелётные, кочующие, зимующие); научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
18. Тема: беседа «Планета Земля в опасности».
Цель: Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар. Большая часть земного шага покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди; на планете Земля обитает много живых существ;
19. Тема: «Жалобная книга природы».
Цель: Познакомить детей с основными правилами поведения на природе, дать представление об особенностях роста и развития некоторых растений и животных; способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны.
20. Тема: Беседа «Я – человек».
Цель: На основе исследовательской деятельности развивать представление о том, что человек – часть природы, и одновременно существо мыслящее; совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.
Февраль.
21. Тема: Беседа о родной природе.
Цель: Дать детям представление о разнообразии природы (погода, водоём, лес, познакомить с растительным и животным миром родных мест, природоохранной деятельностью человека; учить детей отвечать на вопросы аргументировано и полно; способствовать воспитанию любви к родной природе.
22. Тема: Беседа «Кто главный в лесу?».
Цель: Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе; способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.
23. Тема: «Беседа о комнатных растениях».
Цель: Познакомить детей с комнатными растениями, научить определять их по описанию, самим рассказывать о них, пользуясь схемой, познакомить с правилами ухода за растениями; обогащать и активизировать словарь.
24. Тема: Обобщающая беседа «Как узнать зиму?».
Цель: Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе; закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой; формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
Март.
25. Тема: «Беседа о гололёде».
Цель: Дать детям представление о гололёде как явлении природы, рассказать, что гололёд появляется, если после оттепели начинаются морозы; объяснить связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды, как бороться с гололёдом; научить правильно вести себя при гололёде.
26. Тема: Беседа «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе».
Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде; рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу; познакомить детей с явлением «кислого» дождя.
27. Тема: «Свойства воды»
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; знания свойств воды поможет детям лучше понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде.
28. Тема: «Водоёмы».
Цель: Рассказать детям о водоёме как природном сообществе (место обитания растений и животных, их взаимосвязь, познакомить с мерами сохранения водоёмов; обогащать и активизировать словарь; способствовать воспитанию интереса к природе, желание сохранять её.
Апрель.
29. Тема: Беседа «Кто живёт в воде».
Цель: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны животных и среды их обитания.
30. Тема: «Что растёт в воде?».
Цель: Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.
31. Тема: Знакомство со свойствами воздуха.
Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле; воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
32. Тема: «Носы нужны не только для красы».
Цель: Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных; показать приспособленность органов дыхания к окружающей среде.
Май.
33. Тема: Солнце – большая звезда.
Цель: Дать представление о солнце как о звезде и о планетах солнечной системы; показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный; познакомить детей с понятием света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных.
34. Тема: Беседа о дождевых червях.
Цель: Продолжить знакомство с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность (на примере дождевого червя) к почвенной среде.
35. Тема: Беседа о весне (обобщающая).
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны; учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда.
36. Тема: Мониторинг.
Литература:
• «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Н. В. Коломина.
• «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Т. М. Бондаренко.