Наталья Филимонова
План работы театрального кружка «Капитошка»
План работы театрального кружка «Капитошка»
(Подготовительная группа «Теремок»)
Пояснительная записка
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает память.
Время для этой деятельности отводится вне занятий: во второй половине дня, в группе или на прогулке в тёплое время года (с апреля по октябрь).
Публикация «План работы театрального кружка „Капитошка“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Театрализованные игры включают :
действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, плоскостными фигурами, куклами марионетками;
непосредственные действия по ролям;
литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений, с использованием слов автора);
изобразительную деятельность – носит характер пространственно - изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или апплик5ативные декорации, костюмы персонажей;
музыкальную – исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т. д.
Театрализованные игры планируются ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Работа по ознакомлению с театрально-игровой деятельностью начинается с младшего дошкольного возраста (разыгрывание с помощью воспитателя знакомых сказок, народных песенок, потешек, небольших занимательных сценок) и продолжается в среднем и старшем дошкольном возрасте (создание мини-этюдов, игр-имитаций, элементов логоритмики, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, театральных постановок, мини-спектаклей). Всё это является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.
Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Педагог учит детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, учит звукоподражанию, чёткой дикции. После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями; учит их по средствам движения передавать характер литературного героя (лиса – хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться).
Для театральных постановок и мини-спектаклей необходимы несложные атрибуты, элементы костюмов, декорации. Они должны соответствовать требованиям охраны жизни и здоровья детей. Изготовление несложных атрибутов осуществляется на занятиях ИЗО и в свободное время.
Цели и задачи
В своей работе в театральной студии предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.
В дошкольном образовательном учреждении
Цель: создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
Задачи:
Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т. п.). Помогать в создании выразительных средств.
Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театральной деятельности.
Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнёру).
Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.
Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).
Познакомить детей с историей театра. Дать представление о разных видах кукольных театров : пальчиковом, настольном, трафаретном, ростовых кукол, театром марионеток и театром теней.
В семье
Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности.
Задачи:
Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
Постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях.
Рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т. п.
Рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.
План работы на год
Сентябрь
Цель: дать представление о разных видах кукольных театров : пальчиковом, настольном, бибабо, ростовых кукол. Познакомить ребят с правилами поведения в театре и профессией актера, который управляет куклами. Расширить словарный запас воспитанников.
Развивать память, мышление, речь. Воспитывать интерес и уважение к профессии актера.
Октябрь
Цель: познакомитьс русским фольклором. Учить придумывать и обыгрывать новые сюжеты с использованием персонажей и предметов, известных детям по русским народным сказкам. Развивать речь и воображение. Воспитывать интерес к народным сказкам, поговоркам, потешкам, пословицам.
№
п\п Дата Тема Теория Практика Другие виды
работы
1.
В мире театра.
Театр игрушек.
Картинки на фланелеграфе. Беседа о видах театров (Драматический театр, Театр кукол, Музыкальный театр, Академический театр).
Занятие «В гостях у домовенка Кузи».
Упражнения:
- дыхательные «Задуй свечу»;
- на релаксацию «Тяжёлая ваза»;
- артикуляционное «Сказка о весёлом язычке».
Игра «Улиточка».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка.
Обыгрывание этюдов «Знакомство», «Встреча с другом», «В театре».
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Знакомство с правилами поведения в театре.
2. Настольный театр игрушек. Способы использования разнообразных игрушек - фабричных и самодельных. Игры на знакомство.
Игра «Кто это?»
Упражнение «Ласковое имя», «Лифт», «Глубокое дыхание».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка.
Обыгрывание стихотворения «Маша обедает» (С. Капутикян, «Девочка чумазая» (А. Барто). Изготовление игрушек из природного или другого материала.
Чтение стихотворений.
Экскурсия в прачечную детского сада.
Рисование «Искусство гжельских мастеров».
№
п\п Дата Тема Теория Практика Другие виды
работы
3.
Настольный театр картинок. Особенности изготовления персонажей и декорации (двусторонние с опорой). Особенности управления картинкой-персонажем.
Имитирование движения: бег, прыжки, ходьба.
Упражнение: «Порхание бабочки», «Путешествие в волшебный лес».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка.
Распределение ролей с помощью загадок.
Постановка сказки «Весёлые лягушата», «Теремок». Изготовление декораций.
Просмотр диафильма «Теремок» (художник Е. Черкасов).
4.
Театр игрушек или картинок на столе. Правила дорожного движения.
Зависимость движения по улице транспорта и людей от работы светофора. Занятие «Как вести себя на улице».
Игра «Путешествие по городу», «Паровозик».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка: «Обыгрывание звуков [у], [и]».
Упражнение «Ах, какой я молодец!», «Насос и колесо», «Самолёт».
Инсценировка «Случай на дороге».
Знакомство с различными видами транспорта.
Отгадывание загадок про транспорт.
Беседа о правилах дорожного движения.
Изготовление транспортных средств и светофора с помощью аппликации.
Знакомство со стихотворением О. Бекарева «Азбука безопасности».
Просмотр диафильма.
№
п\п Дата Тема Теория Практика Другие виды
работы
1.
Устное народное творчество. Беседа об истоках возникновения русского фольклора.
Занятие «Бабушкин сундук».
Игра «Ладушки-хлопушки», «Пальчик-мальчик», «Сорока-белобока».
Игра «Незнайка», «Смелые мышки».
Игра «Сочини загадку».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка: («Петя-петушок», «На заре» и т. п.).
Инсценировка потешек, песенок, сказки «Курочка Ряба».
Театрализованная сказка «Про Лису – рыжую красу».
Рассматривание иллюстраций, картин.
Рассматривание русского народного костюма и старинных вещей.
Просмотр диафильма.
Чтение русских народных сказок, былин, потешек, пестушек.
Изготовление персонажа петушок на палочке.
2. Трафаретный театр. Потешки, скороговорки, пословицы, песенки, колыбельные песни.
Использование трафаретов для изготовления персонажей.
Занятие «Бабушкины песенки».
Изготовление персонажей с помощью трафаретов.
Упражнение «Через стекло», «Жираф», «Цветок».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка: («Ветерок», «На дворе» и т. п.).
Постановка «Как звери готовились к зиме», «Встреча друзей», «Три котёнка». Беседа о технике безопасности при работе с ножницами.
Разучивание потешек, песенок.
Чтение русских народных сказок.
Игра «Жмурки».
Игра на народных инструментах.
№
п\п Дата Тема Теория Практика Другие виды
работы
3. Трафаретный театр. Беседа о сказках.
Виды сказок (волшебные, бытовые, о животных).
Занятие «Сказка ложь, да в ней намёк».
Развитие речи «Неоконченная сказка».
Техника речи: артикуляционное упражнение «Улыбка», «Качели», «Лопаточка - иголочка». Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка.
(«Кто дольше?», «Птичка»).
Постановка сказки «Смоляной бочок» и «Лисичка со скалочкой». Чтение украинской сказки «Смоляной бочок».
Изготовление персонажей и декораций к сказкам «Смоляной бочок», «Лисичка со скалочкой».
4. Театр теней. Особенности показа теневого театра : с помощью плоскостных персонажей и яркого источника света.
Изображение персонажей при помощи пальцев рук.
Занятие «В царстве света и тени».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка: («Три котёнка»,)
Этюды: «Обыгрывание звука [ф]», «Белочка», «Где мы были».
Инсценировка В. Сутеев «Кто сказал мяу!» Беседа об электричестве. Техника безопасности при работе с электроприборами.
Изготовление плоскостных персонажей из черной бумаги.
Знакомство с произведением В. Сутеева «Кто сказал мяу!»
Подвижная игра «День - ночь».
Ноябрь
Цель: познакомить с основами актёрского мастерства. Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и интонацию. Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т. д.). Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение. Воспитывать интерес к театральной деятельности.
Декабрь
Цель: учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма. Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений. Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра.
Январь
Цель: продолжить знакомство с народными традициями, праздниками, фольклором, играми. Дать представление о русском балаганном театре и его персонажах (Петрушка, Марфуша, Доктор, Собака и т. д.) Познакомить детей с понятием «монолог». Дать характеристику типам монологических высказываний. Упражнять, в умении отличать описание от повествования. Закрепить общее представление о последовательности изложения, построения высказываний-описаний. Учить детей соблюдать эту последовательность, называть объект речи при описании. Развивать навыки монологической и диалогической речи. Воспитывать интерес к традициям и обрядам нашей страны.
Февраль
Цель: учить детей вживаться в создаваемый образ, сопровождать действия репликами персонажей. Развивать логическое мышление, память, навыки выразительного чтения. Расширить словарный запас. Воспитывать интерес к истории нашей страны.
Март
Цель: поддерживать активное желание активно участвовать в праздниках. Совершенствовать способность к импровизации. Развивать творческое воображение, зрительную память, внимание. Формировать умение соблюдать общепринятые нормы в отношениях между людьми. Воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам.
Апрель
Цель: продолжать знакомство с основами актёрского мастерства. Учить передавать интонацией и жестами настроение персонажа. Развивать дикцию и навыки монологической и диалогической речи. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Май
Цель: учить подбирать выразительные средства (атрибуты, элементы костюма и грима, использовать мимику, пластику движений, интонацию, помогающие создавать образ. Учить взаимодействовать с партнёром. Развивать зрительную память, внимание, дикцию. Воспитывать интерес к разным профессиям.
№
п\п Дата Тема Теория Практика Другие виды
работы
1.
Все профессии нужны, все профессии важны.
Беседа о профессии актёра. Беседа о профессиях.
Занятие «Кем быть?»
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка:
-артикуляционное упражнение «Маляр», «Качели», «Часы»;
-дыхательное «Слоговые цепочки со звуком [ф]».
Этюд «В магазине», «На почте», «В кафе», «Разговор по телефону».
Инсценировка С. Михалков «А что у вас?» Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»
Экскурсия в магазин, на почту.
Чтение отрывков из книги Б. Житкова «Что я видел».
Аппликация «Платье для Кати».
2. Пальчиковый театр. Способы изготовления пальчикового театра. Занятие «У бабушки в деревне».
Изготовление персонажей.
Упражнения:
- пальчиковая гимнастика «Деревья», «Фонарики», «Мост»;
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка: «Чей голосок?», «Во дворе»; чистоговорки.
Постановка сказки «Репка».
Инсценирование сказки «Маша и кот Василий». Отгадывание загадок.
Беседа о домашних животных и их повадках.
Разучивание чистоговорок, потешек, песенок.
Чтение сказок «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Лисичка-сестричка» и др.
Изготовление персонажей и декораций.
№
п\п Дата Тема Теория Практика Другие виды
работы
3.
Пальчиковый театр. Сказки о животных. Занятие «На лесной опушке».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка: «Теплый и холодный ветер».
Пальчиковая гимнастика «Ладошка – кулачок - ребро».
Этюды «Медведь в лесу», «Хитрая лиса», «Трусливый заяц».
Постановка сказки Д. Хармса «Лиса и заяц».
Беседа о диких животных нашего края и их повадках.
Знакомство с животными, занесёнными в Красную книгу.
Чтение рассказов и сказок о животных:
Е. Чарушина «Лисята», М. Пришвин «Ёж», В. Бианки «Лиса-плясунья».
Рассматривание иллюстраций.
Аппликация «Как птицы готовятся к зиме».
4.
Игры-драматизации с пальчиками. Способы управления персонажами пальчикового театра. Занятие «Осенние хлопоты».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка: «Листопад», «Кто точнее» и т. п.
Пальчиковая гимнастика «Топ-топ».
Дидактическая игра «Враги и друзья».
Игры на внимание.
Постановка сказки «Заюшкина избушка».
Беседа о подготовке зверей к зиме.
Изготовление персонажей и атрибутов.
Подготовка выставки рисунков на тему: «Осень в лесу».
Чтение рассказов и сказок о животных:
Г. Снегирёв «Про оленей»,
Паустовский «Заячьи лапы».
№
п\п Дата Тема Теория Практика Другие виды
работы
1.
Игры-драматизации с куклами бибабо. Знакомство с техникой управления куклы бибабо.
Создание мини-этюдов. Занятие «У Петрушки в гостях».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей».
Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Чики-чики-чикалочки».
Этюд «Знакомство», «Приветствие», «Рукопожатие».
Пантомимы «Варим кашу», «Поливаем цветы».
Инсценировка с куклами бибабо «Под грибком». Рассматривание устройства кукол.
Чтение сказок и рассказов про животных: Г. Снегирев «Медведь».
Разучивание стихотворений.
Прослушивание музыкальных сказок (диск).
Рисование «Снежинка», «Ёлочка»
Аппликация «Снеговик».
2. Игры-драматизации с куклами бибабо. Беседа о зиме.
Ознакомление со сценарием сказки «Рукавичка».
Занятие «Зимушка-зима».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка: «Произнеси чистоговорку», «Метель», «Фонарики».
Этюды «Снежинки», «О чем грустит зима?»
Пантомимы «Лепим снеговика», «Катаемся на лыжах».
Работа над текстом сказки, распределение ролей.
Инсценировка этюда «Дед и собака Жучка». Конкурс рисунков «Снег, снег, снежок.».
Чтение литературных произведений и сказок.
Прогулка в зимний парк.
Слушание музыкальных произведений «Времена года» (П. И. Чайковский)
Знакомство со сказкой «Рукавичка».
Рисование «Зимний лес».
Лепка «Как звери живут в зимнем лесу?»
№
п\п Дата Тема Теория Практика Другие виды
работы
3.
Пластика движения персонажей. Речевые интонации персонажей (темп речи, громкость, эмоциональность). Занятие «Сказочные герои».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка: «Скороговорки», «Чистоговорки».
Упражнение в ведении куклы на руке без ширмы (темп, ритм движений, плавность - резкость).
Упражнение на релаксацию «Разговор через стекло».
Этюды «Мышка-норушка», «Лягушка-квакушка», «Зайчик-побегайчик». Разучивание текста сказки.
Просмотр диафильма «Рукавичка» (художник Е. Черкасов).
Рисование «Морозные узоры».
Беседа о зимующих и перелетных птицах.
4.
Техника взаимодействия нескольких кукол за ширмой.
Диалоги персонажей. Обучение технике взаимодействия нескольких кукол за ширмой на коротком литературном фрагменте.
Использование диалогов.
Занятие «Сказочные герои в театре».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка: «Тихо - громко», «Кричи - молчи».
Отработка навыков ведения куклы.
Этюды «Лисичка-сестричка», «Волчок-серый бочок», «Медведь».
Диалоги Мышки, Лягушки и Зайца.
Повторение текста сказки.
Прослушивание музыкальных тем, характеризующих каждого персонажа.
Лепка «Вылепи героя сказки».
Конструирование «Заяц-хваста».