Толстопятова Наталья Андреевна
Тематический план по развитию элементарных естественно-научных представлений в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический план по развитию элементарных естественно-научных представлений.
[/b]
1 квартал. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Тема 1. Ознакомление с воздухом и его свойствами.
Задачи: Знакомство детей с физическими свойствами воздуха, обратить внимание детей нате параметры воздуха, которые его характеризуют.
Знакомство с физическим явлением – ветер.
Совместная деятельность детей и воспитателя.
Темочки:
1. Воздух, как его обнаружить. Знакомство со св-ми воздуха основано на приемах детского экспериментирования.
2. Как можно обнаружить воздух.
Используя различное оборудование и материалы детей проводят опыты по обнаружению воздуха вокруг нас: в воде, в губке, в земле, в кусочках кирпича и тд.
3. Сжимаемость воздуха Опытным путем определяется сжимаемость воздуха.
4. Значение воздуха в жизни человека, использование его свойств.
4.1 «Почему взлетает воздушный шар?»
4.2 «Почему дует ветер?» Провести беседу на тему «Воздух в жизни человека и всего живого».
Почему дует ветер. Усвоение свойств воздуха, познание его идет через проведение опытов и наблюдений описанных в рассказе «Почему взлетает воздушный шар» Л. Л. Сикорук
«Физика для маленьких».
Стр 76-81
Итог. Обсуждение ответов на вопросы воспитателя и детей, выполнение заданий по теме: ознакомление с воздухом и его свойствами.
II квартал-декабрь, январь, февраль.
Тема: Ознакомление с водой и ее свойствами
Задачи: 1. Знакомить со св-ми воды, проследить изменения агрегатного состояния воды (твердое -лед, жидкое-вода, газообразное – пар).
2. знакомить детей с физическими явлениями: кипячение, замерзание воды, вода- растворитель.
3. знакомить детей с различными св-ми льда, снега (твердость, мягкость, сыпучесть, таяние, замерзание.
Совместная деятельность детей и воспитателя. .
Вода в природе: агрессивные изменения воды в природе. Д/И «Маленькие человечки» построение моделей перехода от одного агрегатного состояния в другое Используя схему и иллюстрации (из курса природоведения или энциклопедии для детей) наглядным образом дети знакомятся с круговоротом воды в природе, т. е. с агрегатным состоянием воды. С помощью д/и дети опытным путем показывают переход от одного состояния в другое, т. е строят модели используя стилизованных человечков, символизирующих воду в разных ее агрегатных состояниях, зная, что человечки в каждом состоянии начиняются различными командами и ведут себя по разному.
Дети обыгрывают агрегатное состояние изменения воды, показывая движения ми и описывая словами.
А. И. Никашен «Дидактические игры для развития творческого воображения детей». Стр 15-17. Материал из курса природоведения.
Св-во воды: кипячение, замерзание, вода-растворитель. Наблюдение в природе – образование льда и эксперимент, показывающий кипячение жидкости, дают возможность увидеть какими св-ми обладает вода. Дети проводят опыты, растворяя в воде твердые вещества: поваренную солю, сахар, лимонную кислоту. Рассказ вос-ля о растворение в воде газов, т. е., о том что растворенный кислород воздуха обеспечивает жизнь водных организмов.
Физические явления: снег. Лед их свойства- таяние льда, снега, сыпучесть, твердость, мягкость, вязкость. Используя приемы экспериментирования детей наблюдают за таянием льда, снега, определят на ощупь мягкость снега и твердость льда, разбивая его на мелкие кусочки, сыпучесть сухого снега и вязкость мокрого при таянии льда.
Твердая вода
Почему идет снег? Изготовление игрушки из льда.
Проведение опытов и наблюдений описанных в рассказах «Почему идет снег?». Проводится опыт и наблюдается конденсация пара. При наблюдении обращается внимание на испарение лужи в природе (испарение или высыхание лужи и мокрого белья в жаркий день (надо водой поднимается чуть заметный пар). Рассматриваются снежинки. Проводится опыт с замерзание пара на металлич. предметах.
Л. Л. Сикорук «Физика для маленьких». Стр 88-96
ИТОГОВОЕ.
«Значение воды в жизни человека. Использование ее свойст». Рассказ воспитателя о значении воды в жизни человека и ее использование обсуждение ответов на вопросы воспитателя, выполнение заданий.
ЛЛ Сикорук «Физика для малениких» стр 97.
III квартал. Март, апрель, май.
Тема: Электричество и магнетизм.
Задачи: развивать представление об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество.
Совместная деятельность детей и воспитателя.
Ознакомление с магнитом и его свойствами После знакомства с новыми предметом- магнитом, используя специальное оборудование и материалом дети проводят эксперименты по выявлению некоторых свойств магнита, а также опытным путем определяют полюса
Н. Н. Поддъякова «Умственное воспитание детей».
Знакомство с простейшими свойствами магнита – используются магниты. Рассказ воспитателя об истории изобретения компаса. После знакомтсва с компасом организутся игры на местности.
Материалы «Природоведения».
Н. Н. Поддъякова «Умственное воспитание дошкольника»
Ознакомление с компасом, определение сторон света, с его помощью. закрепление знаний о свойствах магнита
Про магниты «Волшебный гвоздик» На основе рассказов «Про магниты» и «Волшебный гвоздик» проводятся опыты с самодеятельным компасом и изготовленным электрическим магнитом.
Л. Л. Сикорус «Физика для маленьких» стр. 156-164
«Как добить немного электричество». Лампочки на елке. Знакомство с физическим свойством – электричеством проходить на основе содержания рассказов и проведения опытов, наблюдений (соль и перец– получение электричества).
Дошкольное воспитание №1, 1996г стр 84
Занятие-«Магнитное притяжение Земли. Земное притяжение».
С помощью модели: глобус и полосового магнит – дети знакомятся с понятием магнитное поле земли. Узнают о физическич. явлен.
«Магнитные бури». Рассказ восп-ля о том, что магнит поле надежно защищает поверхность Земли от космического изучения, которое губительно дейтсвует на живое.