Шуклина Татьяна
Тематические задания для проверки уровня знаний по русскому языку в 5 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 5 имени Героя Советского Союза П. А. Михайличенко г. Ейск МО Ейский район
Сборник
заданий для контроля знаний
5 класс
Составитель: Шуклина Татьяна Михайловна,
учитель русского языка и литературы
г. Ейск 2022г.
Публикация «Тематические задания для проверки уровня знаний по русскому языку в 5 классе» размещена в разделах
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Сборник задании для контроля знаний по русскому языку 5 класс
Составитель: Шуклина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ № 5 им. Героя Советского Союза П. А. Михайличенко г. Ейск МО Ейский район
В сборнике представлены различные виды заданий, которые предназначены для проверки знаний учащихся на различных этапах освоения программы русского языка в 5 классе. В них включены основные темы, изучаемые в 5 классе по русскому языку, поэтому они позволяют быстро проверить знания не только по изучаемой теме, но и по пройденным. Задания позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал. Задания соответствуют ФГОС (федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения) и предназначены для проверки теоретических знаний, правописных и практических навыков учащихся. В сборнике представлены развивающие задания; предупредительные и объяснительные диктанты; контрольные работы (диктанты, тесты, словарные диктанты) на выявление уровня достижения планируемых результатов учащихся. Задания для контроля знаний направлены также на формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД).
Сборник предназначен учащимся и учителям, работающим по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т Баранов и другие «Русский язык : 5 класс», однако может быть использован и при работе по другим учебникам, так как учитывает требования образовательного стандарта. В 5 классах при изучении курса русского языка используются различные формы работы: диктанты, проверочные работы, работа по карточкам и т. д. Но осуществлять начальную подготовку к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку необходимо уже в 5 классе. Необходимо использовать задания, максимально подготовленные под экзаменационные материалы.
Задача учителя на уроке - отработать навыки выполнения таких заданий, закрепить их в индивидуальной, групповой и фронтальной работе и только потом провести контрольную или проверочную работу с целью проверки знаний, анализа и исправления ошибок.
Данная методика подготовки и проведения работ по контролю знаний дает прогнозируемый достаточно высокий результат. Зная особенности восприятия материала учащимися данного класса, уровень подготовки, можно заранее спрогнозировать те трудности, которые у них могут возникнуть и предложить алгоритм выполнения заданий.
В данном сборнике предлагаются следующие задания для итогового и текущего контроля по темам :
I. Входная проверочная работа по русскому языку в 5 классе
II. Входная диагностика - диктант с орфографическими заданиями
III. Проверочная работа по фонетике и орфоэпии
IV. Проверочная работа по теме : «Буквы О – Ё после шипящих и Ц»
Входная проверочная работа по русскому языку в 5 классе
Цель: выявление уровня остаточных знаний при переходе из начального звена в среднее звено школы (адаптационный период).
1. На уроке русского языка дети писали словарный диктант:
театр, какао, каёмка, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.
Между двумя учениками возник спор.
Лиза утверждала, что во всех перечисленных словах буквы, обозначающие гласные звуки, соответствуют конкретному гласному звуку, а Катя с ней не соглашалась.
Как ты думаешь, кто из девочек прав, и почему ты так считаешь? Запиши свои рассуждения. Выполни фонетический разбор двух слов на твой выбор.
2. Ульяна учится в первом классе. Она пишет слова, в которых нет слабых позиций (т. е. гласные находятся под ударением и гласный звук [у] всегда обозначается буквой у).
Какие слова из строчки, расположенной ниже, можно продиктовать Ульяне? Запиши их:
бегун, пушинка, стучал, гостил, сухарь, снегирь, вечер, подснежник, дождевик, в парке, целый.
Ответы:
1. Задание Ответ :
Права Лиза.
Варианты: так как после гласного буквам Е, Ё, Ю, Я соответствует двойной звук, а именно конкретный гласный звук, и согласный. Двойной звук есть в словах КАЁМКА, СИЯТЬ, СОЮЗ, СТРУЯ, БОЕЦ.
Оценивание:
2 балла – указано, что права Оля и объяснение дано с позиции, что одна буква может соответствовать двум звукам (один гласный и один согласный)
1 балл – указан только ответ Оля и нет обоснований или обоснования были связаны только с ударной и безударной позиции гласных в слове.
0 балл – все остальные варианты.
2. Ульяна учится в первом классе. Она пишет слова, в которых нет слабых позиций (т. е. гласные находятся под ударением и гласный звук [у] всегда обозначается буквой у).
Какие слова из строчки, расположенной ниже, можно продиктовать Ульяне? Запиши их:
бегун, пушинка, стучал, гостил, сухарь, снегирь, вечер, подснежник, дождевик, в парке, целый.
Ответ:
Стучал, глухарь
Оценивание:
2 балла – выделены два слова: стучал и глухарь
0 баллов – остальные варианты
Интерпретация:
Это задание на выбор объекта по заданным признакам из текста.
II. Входная диагностика - диктант с орфографическими заданиями
Цель: проверяются навыки правописания корней слов, разделительных ъ и ь, ь после шипящих в конце слов, буквенных сочетаний типа жи—ши, ча-ща, чк, чн и т. д.
Диктант
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.
В такой день идешь по лесной тропинке. Кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.
Легко дышит грудь осенней свежестью. Приятно идти по мягкому ковру из листьев. Вдруг среди листьев мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой. Иначе ее найдет лисица и съест.
Дополнительные задания.
1. Выпишите из текста шесть слов с разными орфограммами в корне. Подчеркните их.
2. Выделите в первом абзаце безударные окончания имен прилагательных.
3. Выделите в одном-двух предложениях безударные личные окончания глаголов.
III. Проверочная работа по фонетике и орфоэпии
1. Охарактеризуйте следующие звуки: [х], [д], [ж] (1 вариант, [л], [к], [ш] (2 вариант).
2. Сделайте фонетический разбор слова: пятью (1 вариант, семью (2 вариант).
3. Обозначьте звуки на месте подчеркнутых букв, поставьте ударения в словах: Ильинична, термин, сорит (1 вариант, Фоминична, тире, щавель (2 вариант).
4. Перечислите буквы: не обозначающие звуков (1 вариант, обозначающие два звука (2 вариант).
5. Выпишите из орфоэпического словарика учебника пять слов, обозначая в них произношение и ударение.
6. (Для сильных учащихся). Выберите правильный ответ:
а) [с] - согласная, твердая, глухая.
б) [с] - согласный, твердый, глухой.
Обоснуйте свой выбор.
IV. Проверочная работа по теме : «Буквы О – Ё после шипящих и Ц»
Задание 1. Прочитайте, укажите, какие буквы пропущены. Объясните правописание слов. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, указывая в скобках родственное слово (или форму слова, обозначая корни и ставя ударение.
Мягкая ш. рстка, молочный ш…колад, созревшие ж. луди, румяные щ…чки, спелый крыж…вник, держаться ч. порно, прочный ш. в, дать пощ. чину, принести беч. вку, совершить подж. г, приобрести по деш. вке.
Задание 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы о или ё. Обозначьте части слова, в которых пропущены буквы, и поставьте ударение.
1. Красавц. м, красавиц…й, луж. й, кумач. м, экипаж. м, реванш. м, книжиц. й, обглодыш. м, ослиц. й, пейзаж. м, уж. м, вестниц. й, сахарниц. й, жильц. м, пугач. м, лыж…й, меч. м, обманщиц. й, половиц. й, леденц. м, заморыш. м, всадниц. й, пловц. м, знакомц. м, банщиц. й, сестриц…й, больниц…й.
2. Хитрец. й, пятниц. й, гвардейц. м, наглец. м, саж. й, певц. м, певиц…й, чертеж. м, чертежниц…й, художниц. й, подач. й, мошенниц. й, кашиц. й, фарш. м, мякиш. м, полумесяц. м, участниц. й. барыш. м, кочевниц. й, фотомонтаж. м, кузнец. м, нож. м, пропаж. й, таблиц. й, падалиц. й, песочниц. й, клич. м.
Задание 3. Тестовое задание
1. В каком слове на месте пропуска пишется Ё?
а) ч. лка б) собач. нка в) ш. рох г) ш. мпол
2. B каком слове на месте пропуска пишется Ё?
а) ш. тландский б) ж. лтый в) кулич. м г) волч. нок
3. В каком слове на месте пропуска пишется О?
а) прич. ска б) уш. л в) ож. г г) ш. лковый
4. В каком слове на месте пропуска пишется О?
а) усеч. н б) боч. но в) растеч. т г) сгущ. нка
5. В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
а) коллекц. я б) ц. кады в) обж. гающий г) ц. ган
6. В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
а) ц. рк б) революц. я в) ц. ркуль г) сестриц.
Ответы:
Задание 1. Прочитайте, укажите, какие буквы пропущены. Объясните правописание слов. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, указывая в скобках родственное слово (или форму слова, обозначая корни и ставя ударение.
Мягкая шерстка, молочный шоколад, созревшие жёлуди, румяные щёчки, спелый крыжовник, держаться чопорно, прочный шов, дать пощёчину, принести бечёвку, совершить поджог, приобрести по дешёвке.
Задание 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы о или ё. Обозначьте части слова, в которых пропущены буквы, и поставьте ударение.
1. Красавце. м, красавицей, лужей, кумачом, экипажем, реваншем, книжицей, обглодышем, ослицей, пейзажем, ужом, вестницей, сахарницей, жильцом, пугачом, лыжей, мечом, обманщицей, половицей, леденцом, заморышем, всадницей, пловцом, знакомцем, банщицей, сестрицей, больницей.
2. Хитрецой, пятницей, гвардейцем, наглецом, сажей, певцом, певицей, чертежом, чертежницей, художницей, подачей, мошенницей, кашицей, фаршем, мякишем, полумесяцем, участницей. барышом, кочевницей, фотомонтажом, кузнецом, ножом, пропажей, таблицей, падалицей, песочницей, кличем.
Задание 3. Тестовое задание
1. А 2. Б 3. В 4. Б 5. Г 6. Г