Юлия Коркмазова
Конспект занятия «Звук [с]. Буква С. Лексическая тема «Посуда»
Тема «Звук с. Буква С».
Лексическая тема : «Посуда"
Цель: закрепить навыки различения и чёткого произношения звука с в слогах словах и фразах, развивать фонематический слух, учить звуко-буквенному анализу слогов и слов, печатанию слогов и слов. Словообразовательные навыки. Развивать память и мышление, развитие связной речи.
Ход занятия
1. Оргмомент.
ПСИХОГИМНАСТИКА.
Изобразите испуг, сожаление, отчаяние от разбитой посуды. Выразите мимикой отношение мамы к случившемуся.
Публикация «Конспект занятия „Звук [с], Буква С, Лексическая тема „Посуда“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Тема занятия.
Сегодня к вам на занятие пришел Слонёнок, изучать с вами звуки и буквы. И принёс вам загадку.
Выделение звука с из отгадки (самовар).
Отгадайте загадку: «Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода» (самовар). Вместе со слонёнком повторим звук с и поговорим о посуде.
3. Характеристика звука.
С согласный, глухой, твёрдый….
4. Развитие фонематического восприятия. Произношение звука с в слогах.
Игра «Эхо». Тихое и громкое произношение слогов са-со-су, су-са-сы, со-су-са.
5. Произношение слов со звуком с.
Однажды друзья попросили Слонёнка купить посуду. В каком магазине она продаётся? Почему так назвали магазин? Зашёл он в магазин, а названия посуды не знает. Помогите Слонёнку.
Выставляется посуда или рисунки посуды : стакан, солонка, сковорода, кастрюля, сахарница, соусник, маслёнка, салатница, супница, судок, миска, салфетница, самовар, термос, поднос. Дети называют предметы.
6. Определение позиции звука в слове.
Обозначение звука соответствующим символом-синим квадратом, выкладывание в окошки домика в зависимости от его позиции в слове (в начале, середине и конце слова)
7. Словообразование. Падежное управление. Звук с в словосочетаниях.
Из чего сделана посуда? (Из фаянса, из металла, пластмассы, стекла) Подскажите Слонёнку, какая бывает посуда. Как назвать посуду, сделанную из фаянса? (Фаянсовая.) Из стекла? (Стеклянная.) Из хрусталя? (Хрустальная.) Из пластмассы? (Пластмассовая.) Из металла? (Металлическая.) Слонёнок путает материалы, называя их неправильно. (Этот стакан фаянсовый. Судок металлический. Салатница, наверное, тоже металлическая)
8. Падежное управление.
Расскажем Слонёнку о назначении разной посуды. Куда он положит соль? (в солонку). В чём будет хранить масло? (в маслёнке) Во что положит салат? (в салатницу) Суп нальём в (Супницу). Соус в. (Соусницу.)
9. Физминутка.
Игра «Где мы были мы не скажем». Имитация действий с посудой.
10. Звук с в предложениях.
Поможем Слонёнку разобраться с остальной посудой. Он говорит, что сварит суп в сковороде. Он собирается пить сок из солонки. Что он сделает с салфетницей? Мы со Слонёнком будем готовить обед. Нужно взять только те продукты, в которых есть звук с. (Мясо, капуста свёкла)
Что мы приготовим? (Свекольник, суп, салат.) Что возьмём для приготовления свекольника? Из чего делается салат? Чем посолим? (Солью.) Чем заправим салат? (Маслом.) Каким? (Подсолнечным маслом.) Ещё чем? (Соусом.) Сколько звуков в слове соус?
11. Звуковой анализ и синтез.
Угадайте, что хочет съесть Слонёнок, если первый звук в слове с, последний т. (Салат.) Угостим его (Салатом.) А сейчас я налью ему «пус». Ой, перепутались звуки в названии этого блюда. Что я хочу налить? (Суп.) Мы сварим суп из риса. Какой это суп? (Рисовый суп.) Сколько звуков в слове суп? Обозначьте звуки квадратами. Почему вы положили 2-синих и 1-красный квадрат? Какой по счёту звук с? Что мы можем предложить Слонёнку попить? (Сок) Назовите по порядку звуки слова сок. Обозначьте квадратами звуки слова сок. Отличается ли схема слова суп и сок?
К слову сок добавьте и. Какое слово получилось (Соки.) Чем оно отличается от слова сок?
12. Ознакомление с буквой С.
На что похожа?
Составление с детьми слов СОК-СУК-СУП-СОМ из букв разрезной азбуки.
13. Итог занятия.
Игра «Скажи наоборот» с мячом.
Мир-ссора трусливый-смелый
кислый-сладкий пасмурно-солнечно
тесная-свободная слабый-сильный
веселый-радостный грязный-чистый