Мария Солодова
Конспект занятия на тему «Звук [А] и буква А»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему
Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов.
Задачи:
1. Закрепить понятие «гласный звук».
2. Продолжать учить выделять заданный гласный звук из потока гласных звуков в начале и в конце слова, в словах из текста.
3. Познакомить с буквой А, закрепить понятие «буква».
Публикация «Конспект занятия на тему „Звук [А] и буква А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Оборудование: зеркала, домик для гласных звуков, красный кружок, буква А большая и маленькая (для домика, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога, красные кружочки и буквы А к этим полоскам; предметные муляжи фруктов: абрикос, арбуз, апельсин; картинки: пила, метла, лейка, астра, азбука, айва.
Орг. момент:
Педагог предлагает назвать слова, которые начинаются на звук у.
Ход занятия.
1. Ребята, вспомните, какой звук мы учили на прошлом занятии? (Звук у).
- Вы помните, кто живет в этом домике? (звуки и буквы).
- А это хозяйка красного домика, ее зовут Анна.
- Она познакомит нас со звуками и буквами. Какой первый звук в слове Анна? (Звук А).
- Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а).
- Чем мы произносим звук А? (Ротиком).
- Как был ротик открыт? (Широко).
- Правильно, и нет никакой преграды для воздуха. Звук а – гласный звук, потому что его можно пропеть голосом. Нажмите пальчиком на красный кружок, оживите его.
2. Игра «Поймай звук».
А сейчас мы с вами будем ловить звук а ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук а – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.
а-о-у-а-и-а-и-у-ы-а-и-о-у…
3. Игра «Фруктовый сад».
У Анны возле домика есть фруктовый сад. Анна принесла нам вот такие фрукты. Выставляются муляжи фруктов или картинки: абрикос, апельсин, арбуз. Назовите их. Где вы услышали звук а – вначале, в середине или в конце слова? (В начале слова).
Абрикос – Покажите на полоске, где находится звук а? (В начале слова). Поставьте на это место красный кружок. Апельсин. Арбуз.
Еще в саду есть нужные инструменты и вещи. Назовите их. Выставляются картинки: пила, метла, лейка. Где вы услышали звук а – вначале, в середине или в конце слова? (В конце слова).
Пила – покажите на полоске, где находится звук а? (В конце слова). Поставьте на это место красный кружок. Метла. Лейка.
4. Физкультминутка «Аист».
Дети повторяют за «аистом» все движения, а потом еще раз вместе рассказывают все стихотворение.
- Аист, аист, длинноногий,
Укажи домой дорогу.
Аист отвечает:
- Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова – левою ногой,
После - правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Ребята, какое слово в этом стихотворении начиналось на звук «а»? (Аист).
5. Послушайте стихотворение:
Астра, азбука, айва (Выставляются картинки).
Начинаются на «а».
И кончаются на «а»
Астра, азбука, айва.
Давайте вместе еще раз скажем эти слова. Что это? Астра. Сколько здесь звуков а? (два). Астра – начинается на а, и заканчивается на а. Айва. Азбука.
6. Буква А. Выставляется домик для гласных звуков и буква А большая и а маленькая.
Педагог знакомит детей с буквой.
Это – буква А. Буква А будет жить в красном домике, потому что звук а – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).
А – шалашик, посмотри:
Есть скамеечка внутри.
(Объясняем, что такое шалашик – показываем картинку).
Пишем большую и маленькую букву А.
7. Итог.
Подарим хозяйке красного домика слова со звуком А. Используя карточку, разделенную на 3 части, педагог ставит в ее начало букву А и предлагает детям догадаться – какое слово задумано.
Я буду произносить часть слова без звука А. Вы дополните его звуком А и скажите все слово. _ пельсин, _ нанас, _ рбуз, _ фрика, _ збука.
Затем буква А передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука. Незнайк_, свечк_, плит_, весн_, мимоз_.