Наталья Абдулаева
Знакомство педагогов с педагогическим наследием Ушинского. Обогащение знаний и практики работы воспитателей с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Знакомство педагогов с педагогическим наследием Ушинского : Обогащение знаний и практики работы воспитателей с детьми, педагогической теорией и методикой Ушинского.
Добрый день, уважаемые коллеги. 2023 год объявлен в России "Годом педагога и наставника". И наша гостиная будет посвящена основателю российской педагогики, "учителю всех учителей" - Константину Дмитриевичу Ушинскому. В этом году знаменательная дата - 200 лет со дня его рождения.
Публикация «Знакомство педагогов с педагогическим наследием Ушинского, Обогащение знаний и практики работы воспитателей с детьми» размещена в разделах
К. Д. Ушинский говорил : «Каждая школа, каждый педагог неизбежно выполняют одну из двух функций: или они готовят счастье своей стране, или несчастье»
И сегодня я предлагаю вам познакомиться с Обогащением знаний и практики работы воспитателей с детьми, педагогической теорией и методикой Ушинского. Константин Ушинский родился 19 февраля (3 март) 1823 года в Туле, в семье офицера Дмитрия Григорьевича Ушинского. Мать мальчика умерла, когда ему исполнилось двенадцать лет, однако она успела дать сыну хорошее домашнее образование и привить любовь к наукам. После ее смерти Константин был зачислен сразу в третий класс гимназии. В 1840 году Ушинский, закончив гимназию, поступил на юридический факультет Московского университета. Четыре года спустя Константин Ушинский стал кандидатом юриспруденции, однако решил остаться в университете для подготовки к профессорскому званию. Помимо юриспруденции и философии, юноша интересовался театром и литературой, его искренне волновали проблемы народного образования. В 1846 году Ушинский приступил к работе в ярославском Демидовском лицее. Однако молодой преподаватель с либеральными взглядами на учебный процесс не смог найти общий язык с руководством лицея, и был вынужден уйти с должности. В 1854 году Ушинский поступил на службу в Гатчинский Сиротский институт, где преподавал русскую словесность, а спустя время был назначен инспектором классов. В 1859 году Константин Ушинский был приглашен на должность инспектора классов в Смольный институт. Он сразу с большим энтузиазмом принялся заниматься нововведениями: ввел практику проведения педагогических совещаний, создал класс для подготовки будущих воспитательниц, но самое главное – искоренил разделение учениц на мещан и благородных. Вот только подобное новаторство далеко не всем пришлось по душе. Начальница Смольного института обвинила Ушинского в вольнодумстве, в результате чего он был вынужден покинуть институт и отправиться изучать школьное дело за границу. Константин Дмитриевич побывал во многих странах – Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии, и везде записывал свои наблюдения. Вернувшись в Россию после длительного путешествия, Ушинский принялся работать над своей главной книгой – «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Он успел написать два тома, а третий так и остался незаконченным. После трагической гибели старшего сына Ушинский решил переехать жить с семьей в Киев. Но прежде ему необходимо было отправиться на лечение в Крым. По дороге Константин Дмитриевич сильно простудился, и умер 22 декабря 1870 (3 января 1871) года в Одессе.
Великий педагог-практик К. Д. Ушинский вошел в историю педагогической науки, и до сих пор его идеи остаются основными при изучении педагогики как науки и применяются во всем мире.
Мне бы хотелось коротко остановиться на основных идеях, которые относятся к дошкольному образованию, и рассказать какие методы и приёмы, изложенные в их работах. Всю свою жизнь Константин Дмитриевич Ушинский считал педагогику не только наукой, но прежде всего искусством. Его заслуженно считают основоположником отечественной научной педагогики. Он связал воедино свои знания, опыт, взгляды и научные пристрастия, а на этой основе выстроил целостное педагогическое учение.
По словам Ушинского педагогика является наукой о воспитании. Воспитание он называл целенаправленным процессом формирования «человека в человеке». Воспитание ребенка в дошкольном детстве, по мнению Ушинского, играет огромную социальную роль. Это явление, которое имеет свои законы и педагогу необходимо их изучить, знать, пользоваться и руководствоваться в педагогической деятельности. Фундаментальный труд Константина Дмитриевича «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» содержит ценные педагогические знания и опыт великого педагога. К сожалению, он не успел закончить свой труд до конца жизни.
Ушинский призывал осмыслить механизм умственного развития дошкольника, опираться на его природное стремление к активной деятельности. Для этого нужно опираться на психологию ребенка. Он был первым педагогом своего времени, который указал на важность воспитания и обучения детей дошкольного возраста на родном языке. Утверждал, что обучение на чужом языке задерживает естественное развитие познавательных способностей и речи ребенка. А наиважнейшей задачей родителей и педагогов-дошкольников является забота об овладении родным языком.
Константин Дмитриевич в своих трудах определил основное направление и содержание курса первоначального обучения дошкольников родному языку. Он разработал ценнейшие учебные пособия для детей дошкольного возраста “Родное слово” и “Руководство к преподаванию по “Родному слову”. Многие произведения из этих сборников читают детям в детском саду.
К. Д. Ушинский называет период дошкольного детства определяющим для становления речи ребенка, поэтому особенно важно уделить должное внимание речи малыша в этот период, иначе позже потребуется значительно больше усилий, чтобы наверстать упущенное. Обучая ребенка родному языку, родители и педагоги способствуют развитию его высших эмоций, интеллекта, подготавливают благоприятную почву для дальнейшего успешного обучения в школе.
Ушинский дал важнейшие советы по речевому развитию детей дошкольного возраста, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время:
необходимо уделять ребенку больше времени, находить возможность выслушать его, постараться создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит;
рекомендовано ежедневно читать ребенку, обсуждать вместе прочитанное, поощрять дитя в его интересах и увлечениях;
не следует поправлять речь ребенка, просто повторять ту же фразу правильно;
поощрять любопытство, стремление задавать вопросы;
помнить, что каждый маленький человек – уникален, не следует сравнивать ребенка ни с какими другими детьми.
Правильное произношение закрепляется в свободных играх, в общении, в процессе игр – драматизаций.
Для развития связной речи у старших дошкольников Ушинский рекомендовал пользоваться сюжетными картинками. Сюжет должен быть близким и понятным ребенку. Тогда он сможет не только описать картинку, но и дать ей истолкование. Взрослый должен обратить внимание на форму вопроса, с которым должен обратиться к ребенку. То есть если воспитатель спросит : «Что на этой картинке нарисовано?», то ребенку проще всего будет ответить перечислением. Если спросить: «Что на картинке происходит?», то ответом будет описание действий. Вопрос: «О чем картинка?» вызовет у ребенка необходимость истолковать сюжет.
Но Ушинский отмечает, что сюжеты картинок должны соответствовать возрасту ребенка.
Дети с удовольствием определяют, к каким сказкам относится та или иная иллюстрация. Такая викторина развивает память ребенка, приучает его более внимательно слушать то, что читают взрослые.
Так же можно попросить ребенка разложить в правильной последовательности иллюстрации к сказке, рассказать потом эту сказку. Ушинский замечал, что сказка должна быть хорошо знакома ребенку.
Детям старшего дошкольного возраста, по рекомендации К. Д. Ушинского, кроме сказок нужно начинать читать и рассказы, стихи о природе, книги познавательной направленности.
Старшим дошкольникам можно попробовать читать тексты большого объема. Ушинский советует родителям завести традицию семейного чтения по вечерам. (В индивидуальных и групповых беседах с родителями советуем забыть про гаджеты и телевизор, а больше читать и беседовать со своим ребёнком)
В работе с детьми мы часто используем дидактические игры, предложенные Константином Дмитриевичем:
«Узнай сказку по отрывку или картине»;
«Узнай предмет по частям» (ствол, ветки, почки, листья – дерево);
«Назови части предмета» (кошка – усы, лапы, хвост, когти, и т. д.
К. Д. Ушинский очень любил природу, много времени посвящал написанию рассказов о природе. Он очень чутко наблюдал природу родного края, учил и детей не просто наблюдать за явлениями природы, а и любить ее. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей : «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Ушинский считал семью наиболее приемлемой и естественной средой для воспитания и обучения детей дошкольного возраста для большинства населения страны. Ведь с первых дней жизни дети именно в семье получают знания, закладываются привычки, укрепляются навыки, семья формирует задатки будущей личности. Для детей младшего дошкольного возраста ведущую роль в воспитании и развитии личности имеет пример жизни и поведения родителей.
Первостепенную роль в семейном обучении и воспитании детей дошкольного возраста К. Д. Ушинский отдавал матери.
Он возлагал на мать роль не только воспитательницы, но и Учительницы своих детей. В виду этого, педагог пояснял, как важно женщине получить всестороннее полное образование.
Важнейшей целью воспитания детей дошкольного возраста является развитие у ребенка любви, уважения и привычки к труду. Труд для ребенка дошкольного возраста должен быть: посильным,
цель труда должна быть понятна ребенку,
доставлять ребенку удовольствие,
по возможности труд должен выполняться красиво.
Тут можно выделить две основные задачи, которые встают перед воспитателем :
научить детей получать радость от труда;
приучать дошкольников к коллективному труду.
Константин Дмитриевич указывал на особенности труда детей дошкольного возраста:
- опора на помощь взрослого, потребность в его руководстве;
- связь с игрой;
- ведущая нравственная мотивация труда;
- отсутствие материально значимого продукта труда.
Содержание труда детей дошкольного возраста включает в себя следующие компоненты: самообслуживание, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, художественный труд.
Важнейшей задачей воспитателя, по словам К. Д. Ушинского, являлась помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью: освоении структуры, развитии личности дошкольника в труде, приобретении необходимых умений и навыков, формировании взаимоотношений в коллективе детей.
Несомненно, что трудовое воспитание имеет прочную связь с воспитанием нравственным. Ведь положительные взаимоотношения в детском коллективе и воспитание личностных качеств происходит с помощью труда и в труде.
Мы можем выделить следующие задачи, которые должен ставить перед собой воспитатель, используя труд как средство нравственно-волевого воспитания :
формирование ряда нравственно-волевых качеств (добросовестность, ответственность, настойчивость, творческое отношение к делу, усидчивость);
развить в ребенке желание научиться самому и научить другого, поддержку, взаимопомощь, умение сопереживать, умение договариваться и т. д.
Для решения этих задач воспитатель может применять разнообразные методы: беседы, общение в процессе труда, предложить различные проблемные ситуации, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная совместная деятельность детей, разнообразные логические задачи.
Также труд имеет реальный результат. А результат труда детей дошкольного возраста – это не только какое-то материальное воплощение, а еще и моральное содержание. Ведь ребенок чувствует, что его труд вызывает чью-то благодарность, радость, доброжелательное отношение. В этом и есть главная педагогическая ценность трудовой деятельности – эмоциональное подкрепление результата труда.
Говоря о значимости труда в жизни маленького ребенка, Ушинский обращал внимание, что труд активизирует не только физические силы, но и умственную деятельность. Воспитатель должен вызвать стремление трудиться, желание участвовать в общем деле, помочь ребенку увидеть и осознать полезность своего труда для окружающих, пробудить интерес к трудовой деятельности.
Например, как рекомендовал Константин Дмитриевич, дошкольники приобретут знания о жизни животных и растений, проявят аккуратность, бережливость, заботливость, научатся преодолевать трудности, овладеют навыками ухода, если будут привлекаться к участию в трудовой деятельности по уходу за растениями и животными.
Можно отметить, что Ушинский считал, что природа является огромной мастерской для творчества. А воспитатель должен с раннего детства прививать детям умение видеть в природе источник жизни.
Одним из путей приобщения к труду Ушинский называл художественное творчество с использованием природных материалов. И отмечал, что дети любят работу с природным материалом, так как могут увидеть в простой шишке, в причудливых ветвях, в обычном желуде образы сказочных героев.
Так же Ушинский указывал на ошибки, часто допускаемые воспитателем. Например, когда в группе детей старшего возраста организуется совместная трудовая деятельность детей, то воспитатель большую часть работы выполняет сам, либо переделывает то, что сделал ребенок: мастерит игрушки, поливает растения и т. д. Естественно, что интерес к трудовой деятельности угасает, ведь ребенку остается лишь выполнять поручения вроде: подай, подержи, принеси.
Так же дети привыкнут трудиться без усилий, без напряжения, если будут постоянно получать недостаточную трудовую нагрузку. Это опасно тем, что ребенок когда-нибудь попадет в ситуацию, когда нужно будет сделать более сложное задание, в таком случае он окажется не в состоянии собраться с силами и довести начатое дело до конца. Дальше цепочка продолжается: неудача в свою очередь повлечет отрицательное отношение к труду.
Следует обратить внимание на другую крайность – воспитатель дает завышенные по объему и сложности трудовые задания, переоценивая способности детей, не учитывая их возможности. Нельзя забывать о том, что ребенок будет стремиться уклониться от трудовой деятельности, если ранее имел горький опыт: взялся за работу, потратил много времени и сил, но не получил положительного результата или получил, но чрезмерно
Для предотвращения всех этих проблем Ушинский говорил о необходимости планомерности и систематичности в организации трудовой деятельности детей, участие дошкольников в труде не должно быть от случая к случаю. Иначе труд не сформирует желания работать на пользу общества, не окажет достаточного воспитательного эффекта, а привычка к систематическому выполнению трудовых поручений не закрепится.
Константин Дмитриевич отмечал, что большое место в трудовом воспитании детей дошкольного возраста принадлежит ознакомлению с трудом взрослых, потому что это способствует формированию представлений о значимости труда в жизни человека, дети больше стремятся участвовать в труде. То есть воспитатель должен научить дошкольников видеть направленность трудовых действий людей на достижение результата. Дети должны научиться выделять результат труда.
Игры детей подтверждают то, что деятельность взрослых является для них примером. Дошкольники увлеченно играют в «Больницу», «Магазин». Во время таких игр они не только передают трудовые действия, но и отношения людей к работе, взаимоотношения между участниками трудового процесса. Ушинский говорил, что впечатления детства самые сильные, а игра является путем познания и приобщения к жизни для детей дошкольного возраста.
Дети среднего дошкольного возраста продолжают формировать способность высказывать более полные суждения о значимости труда, пояснить его необходимость и свое отношение к его отдельным видам.
На этом этапе у детей углубляется интерес к труду людей, мы это видим по возникающему желанию принимать участие в труде, дети играют в «повара», «врача», «воспитателя» и т. д.
Ушинский считал, что самое ценное, что мы можем дать своим детям – это возможность труда и любовь к нему.
Можно смело сказать, что идеи Константина Дмитриевича Ушинского остаются актуальными и по сей день.