Татьяна Кромаренко
Консультация для педагогов и воспитателей «Мозартика как модель социотерапевтической работы с детьми с ОВЗ и семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Большой интерес представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и дети, и взрослые. Я хочу представить вам игровую технологию Мозартика, которую используют специалисты нашего центра в работе с детьми и семьей.
Мозартика – игровая технология, относится к группе проективных психодиагностических, психокоррекционных и психотерапевтических методик. Ее относят к группе развивающих методик когнитивных процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения. Кроме этого внимание, речь, креативность мышления, самостоятельность, произвольное поведение, формы общения, способы сотрудничества, самоконтроль и эстетический вкус.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа воспитателя
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Модель социотерапевтической работы с использованием игротерапевтической технологии – Мозартика наиболее значима для следующих групп детей с особыми потребностями:
Детям с особенностями развития – ЗПР (задержка психического развития, ММД (минимально – мозговая дисфункция, СДВ (синдром дефицита внимания, с проявлениями ЗРР в виде невростенического и органического заикания; сенсорными нарушениями слуха, слабослышащие; ДЦП (детский церебральный паралич, РДА (ранний детский аутизм, Синдром Дауна и другие…
Общими проблемами для детей различных групп, являются:
- проблемы общения;
- проблемы взаимодействия с родителями;
-вторичные психоэмоциональные реакции стрессового характера на основе дефицитарной трудности и социальной изоляции;
-ограниченность доступа к оптимальному психосоциальному развитию и обучению из-за особенностей дефектов.
Цель методики: Развивать ребенка увлекательно и интересно с помощью игры с заложенными в нее методами игротерапии, арт - терапии, психоанализа.
Игровое занятие проводится циклами. Цикл состоит из нескольких этапов:
Первый этап. Подготовительный: знакомство ребенка с игровым материалом и приглашение его к участию к игре, с одной стороны, и инструктирование специалистом ребенка, вовлекая в игровой процесс, с другой.
Так, ребенку предлагается на рабочем поле с изображением, например, космической тематикой с помощью различных фигур разного цвета составить картину на вольную или заданную тему;
Второй этап Игровой: заключающейся в создании испытуемым сюжета из фигурок на игровом поле. Специалист (психолог, социальный педагог) в это время, наблюдая за испытуемым в процессе работы, определяет проблемы ребенка. В частности, в качестве примера, может служить сюжетное построение ребенком «картины» на рабочем поле, носящее агрессивный характер: много оружия, сцен насилия; бедное использование игрового поля и т. п. ;
Третий этап. Обсуждение: в ходе которого ребенок рассказывает о созданном им игровом сюжете после завершения игры, а специалист, в свою очередь, уточняет у него детали игровой фабулы, выявляя временные показатели «происходящего на картине», заполняет рабочий протокол и обязательно фотографирует работу ребенка, что является обязательным условием для эффективного отслеживания результатов занятий с ним;
Четвертый этап. Психокоррекции и психотерапии: во время которого происходит осмысление испытуемым проявившейся проблемы в игровом сюжете, моделирование позитивных образов, проектирование новой жизненной ситуации в будущем с помощью. Специалист в это время, помогает ребенку осуществить личностный прорыв, способствует замещению у ребенка негативных реакций на позитивное восприятие.
Работая с ребенком, нельзя не затронуть детско-родительские отношения, так как от них зависит психологическое здоровье ребенка.
Целью коррекционной работы с детско-родительской парой является изменение отношений между родителем и ребенком в сторону большей адекватности, соответствия реальным потребностям партнеров, увеличения удовлетворенности от потребности взаимодействия.
Взаимодействуя вместе на одном игровом поле, ребенок и родитель по новому открывают друг друга, учатся разговаривать друг с другом, налаживают эмоциональный контакт
Совместная игра родителей и детей может стать "общей землей", местом, на котором возникают основы диалога, взаимопонимания, взаимного доверия, поддержки и союза.
В своей работе детьми и родителями я использую следующие игры:
Игровая среда «Образ мира – Витражи»
Позволяет построить динамичную цветовую модель своего внутреннего эмоционального состояния и настроения. Основана на образе витража – окна из цветных стёклышек, позволяющего видеть окружающее в разных красках и в зависимости от цвета, форм и композиции стёклышек создавать определённый эмоциональный настрой. Игра «Витраж» способствует усвоить ребенку основные и смешанные цвета, геометрические формы, анализ, синтез.
Игровая среда «Образ мира – Городок»
Позволяет построить свою модель организации пространства в целях личностной самореализации и развития межличностных коммуникаций. Основана на объединении мифологического образа Града небесного и исторического образа небольшого старинного городка в контексте сомасштабной человеку городской застройки.
Игровая среда «Образ мира – Туманы»
Позволяет построить динамичную цветовую модель своего внутреннего эмоционального состояния и настроения через ассоциативное взаимодействие с цветами времён года. Основана на образе Природы, меняющейся в зависимости от времени года, в сочетании с образами окна, открытого в мир, и птички, смотрящей в небо.
Игровая среда «Образ мира – Дорога в Космос».
Ребенок выкладывает свой уголок Вселенной, и этот уголок живет по его законам, а не по нашим взрослым. У родителей появляется возможность узнать, как уникален, загадочен и богат внутренний мир их ребенка. В процессе игры развиваются фантазия, воображение, образное мышление, умение находить нестандартные решения, познавательная активность, творческое начало и сообразность. И, конечно же, развивается юная неповторимая личность
Методы мозартикотерапии можно использовать:
- при индивидуальной и групповой работе с детьми;
- при семейном консультировании;
Мозартика похожа на мозаику и паззлы, но в ней нет заданности, наоборот, значительно активизируется фантазия ребенка и предоставляется полный простор для самовыражения. В отличие от рисования, аппликаций и коллажа мозартика доступна для любого, независимо от художественных способностей и интереса к изобразительному искусству.
Мозартика нравится детям тем, что она проста и удобна в применении. Она вызывает приятное впечатление и ощущение детства, сказки, снимает напряжение, негативное эмоциональное состояние, появляется желание рассказать о придуманном сюжете, о себе. А также у каждой из игр мозартики свой особый язык, особое вдохновение, свой неповторимый образный ряд.
Мозартика позволяет не только помочь ребенку в познании самого себя, но и установлению партнерских отношений в системе ребенок-родитель-специалист, для получения положительной динамики в состоянии ребенка и включения ближайшего окружения в реабилитационный процесс.
Данная методика интересна и для родителей, они охотно сами занимаются мозартикой. Для них это не только своеобразная релаксация - возврат в мир «детства», но и познание своего ребенка. Мозартика помогает увидеть скрытые проблемы ребенка, обратить на них внимание, а порой и на свои. В игровой технологии «Мозартика», актуализируется личностная активность, образное мышление, воображение, способность к анализу и синтезу, креативность. Простота игры служит основой для широчайшего спектра возможностей практического применения.
литература:
Ознакомительный альбом Мозартика с описаниями https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_additions_1_4593.pd
Что такое Мозартикотерапия?
https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_additions_1_4590.pdf