Ирина Ищенко
Конспект занятия в 4 классе специальной школы-интерната «Дифференциация звуков [Т]-[Д] в слогах, словах. Что такое доброта»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое логопедическое занятие с группой обучающихся 4 класса с использованием компьютерной программы по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма у детей с помощью интерактивного тренажера «Читай-пиши без ошибок» под редакцией Мазиной В. Д.
Тема занятия: «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах.
Что такое доброта?».
Публикация «Конспект занятия в 4 классе специальной школы-интерната „Дифференциация звуков [Т]-[Д] в слогах, словах, Что такое доброта“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Группа обучающихся : 4 класс, логопедическое заключение: СНР средней степени.
Форма занятия: фронтальная.
Тип занятия: комбинированное
Цель: Сформировать умение различать звуки [д] – [т] в слогах и словах.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Уточнить и сравнить артикуляцию и звучание звуков [д] – [т].
2. Формировать умение различать звуки [д] – [т] в слогах и словах.
3. Развивать навык фонематического анализа и синтеза слов со звуками [д] – [т].
4. Развивать навык слогового анализа и синтеза.
5. Учить определять позицию звуков [т] - [д] в словах;
6. Обогащать словарный запас обучающихся по теме «Доброта», расширять семантическое поле, углублять понимание значений слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать оптико-пространственные представления, произвольное внимание, логическое мышление, речевую активность.
Развивать фонематический слух, внимание, память, зрительное восприятие, мелкую моторику посредством выполнения кинезиологических упражнений, способствовать развитию межполушарного взаимодействия головного мозга.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать навык самоконтроля.
Обобщать представление детей о доброте, как о ценном качестве человека, развивать социальные чувства, взаимопомощь, формировать потребность в совершении добрых дел.
Материалы и оборудование к занятию: Зеркала, тетради, карандаши, генератор письменных заданий и интерактивный тренажер компьютерной программы «Читай-пиши без ошибок», индивидуальные пакеты заданий, компьютерная презентация, аудиозапись песни «Что такое доброта?» в исполнении группы Барбарики, картинки с изображением солнца и солнечных лучей, бейджики с изображением солнышка - подарки детям.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Ребята, вы наверное обратили внимание на то, что к нам сегодня на занятие заглянуло вот это симпатичное солнышко (на доске картинка солнца без лучей). Оно конечно улыбается, но не светит, не сияет так, как это положено солнцу. Нет у него лучей, их похитил злой волшебник Лямзи-тыри-бонди. Помочь солнышку сможете только вы, если правильно выполните все задания. Вы согласны помочь солнышку?
Дети: Да!
Логопед: Но прежде, чем мы начнем выполнять задания, мне бы очень хотелось, чтобы вы послушали стихотворение.
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
(Н. Тулупова)
Логопед: Вам понравилось это стихотворение?
Дети: Да!
Логопед: О чем в нём говорится?
Дети: О доброте.
Логопед: Правильно, ребята, в слове «ДОБРОТА» есть парные согласные звуки. Назовите их.
Дети: это звуки Д и Т.
2. Обсуждение акустических особенностей звуков [т - д].
- Давайте сравним и дадим характеристику нашим звукам.
- Произнесите звуки [д] и [т]. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково).
- Как мы произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду. Звуки согласные. (Слайд 1)
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука [д]? (Дрожит).
- С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).
- А теперь произнесите звук [т] и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (Не дрожит). Значит, звук произносится без голоса. (Слайд 2)
- Какой вывод мы можем сделать?
Звук [д] произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой «д» на письме и при чтении. А звук [т] произносится без голоса, он глухой и определяется буквой «т» на письме и при чтении.
[т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.
[д] - согласный, звонкий, в произношении участвует голос. (Слайд 3)
Логопед: Сегодня мы продолжим различать эти звуки, находить их в словах.
3. Преобразование слогов и слов. Игра «Наоборот»
Логопед предлагает детям заменить звук [т] на звук [д], и наоборот:
Та-та-та – да-да-да ты-ты-ты – ды-ды-ды
То-то-то – до-до-до ту-ту-ту – ду-ду-ду
Дуб – туп док – ток душ - туш
Дом – том доля – Толя дочка - точка
Дам – там дома – Тома удочка - уточка
Логопед: Теперь, ребята, вы готовы к выполнению заданий. Вы не забыли, что наше солнышко ждет от вас помощи?
Задание первое. Я начину фразу, а вы продолжите:
– Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (Спасибо.)
– Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте.)
– Когда бранят за шалости, говорим … (Прости, пожалуйста.)
– В разных странах на прощанье говорят … (До свидания.)
– В лесу зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день.)
Логопед: Вспомните и назовите слова со звуком [т], которые вы сейчас добавляли к моей фразе.
Дети: Здравствуйте, прости, пожалуйста.
- А теперь те слова, в которых вы услышали звук [д].
Дети: Здравствуйте, до свидания, добрый день.
- Назовите, какие еще добрые и вежливые слова вы знаете?
Дети: Извините, будьте добры, приятного аппетита, доброе утро и т. д.
4. Звуко-буквенный анализ и синтез.
Задание второе
Найдите картинки в названиях которых есть звуки [д] или [т]. Обозначьте их цветом. Если в слове есть звук [т]- зарисуйте кружок синим цветом, если [д] - зелёным. Запишите эти слова.
Задание третье
(Дети читают задание, уточняют название картинок)
Слайд 4
Логопед: Найдите и обозначьте место звуков (Д, (ДЬ) в словах (начало, середина, конец) кружочком.
Определите количество слогов в словах, начертите то же количество чёрточек под каждой картинкой.
Выполнение аналогичного задания со звуками (Т, (ТЬ)
(Слайд 5)
Логопед: Ребята, вы отлично справились с этими заданиями, переходим к
следующему
5. Развитие оптико-пространственные представлений.
Буквы в клетках
(Слайд 7)
6. Кинезиологическая физминутка
(Аудиозапись песни «Что такое доброта?» в исполнении группы Барбарики- Слайд 8).
Колечки – поочередно соединяем пальцы одной руки, начиная с мизинца и в обратном направлении. Затем те же движения с другой рукой и 2 руками вместе.
Зайчик, колечко, цепочка.
Зайчик (указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем). Колечко (указательный и большой пальцы соединяются. Средний, безымянный, мизинец вытянуты вперед). Цепочка (поочередно соединяем большой палец с указательным, со средним и т. д. и через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков другой руки).
Лезгинка – складываем пальцы одной руки в кулак, большой палец отставляем в сторону. Прямую ладонь другой руки приставляем к кулаку. После этого одновременно меняем положение рук.
7. Интерактивный тренинг
Отрабатывается написание 15 слов с парными звонкими и глухими согласными Т-Д в форматах:
Ознакомление. (Обучающиеся видят слово целиком и слышат его озвучивание).
Уровень 1. (Дети прослушивают слова, читают их и вставляют пропущенную букву)
Звонкие-глухие ДТ-1
_АР, _ОРМОЗ
У_ОБНО, С_УЛ
ЗА_УМКА, КА_УШКА
_ЫРА, _УШЁНКА
_ОПОР, ПОБЕ_А
БУХ_А, ПОМИ_ОР
ПЛА_ОК, ПРО_УКТЫ
ПРОДУК_Ы
Диктант. (Дети слушают отработанные слова и записывают их в тетради).
8. Слоговой синтез
Логопед: Ребята, вы сегодня выполнили много заданий и выполнили их правильно, все старались. А теперь пришло время помочь нашему солнышку. Дело в том, что злой волшебник Лямзи-тыри-бонди перепутал все слоги, необходимо соединить одинаковые фигуры так, чтобы получились слова. Затем отыскать эти слова на солнечных лучиках и вернуть солнышку.
Обучающиеся составляют слова (нежность, любовь, мудрость, милосердие, щедрость, душевность, находят их на карточках - «солнечных лучиках» и прикрепляют к солнышку.
Логопед: Вот теперь все лучи на месте. Наше солнышко засияло, засветило. На каждом из лучиков написаны положительные качества человека, запомним их, и будем следовать им по жизни.
Нежность, любовь, мудрость, милосердие, справедливость, трудолюбие, человечность, отзывчивость, щедрость, душевность создают основу человеческой доброты.
9. Логопед: (Итог занятия) Все эти качества украшают любого человека. Никогда не забывайте говорить добрые и вежливые слова и совершать добрые поступки. Доброта это качество, без которого мир не может существовать. Ребята, за ваши добрые слова и дела я хочу сделать вам подарок. (Каждому ребёнку бейджик с изображением солнышка).
- С какими звуками мы сегодня работали?
- Что на занятии было для вас самым интересным?
- Какое задание было самым трудным?