Альбина Бакай
Конспект занятия «Что такое электричество?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект №2
Тема занятия : «Что такое электричество?»
Материалы: воздушные шарики по количеству детей (а также ещё + 6 шариков, пластмассовые расчески, авторучки, полоски бумаги, нитки, пульверизаторы; Игрушка, например «попугай», работающая на батарейках; фрагмент мультфильма о электричестве из серии «Уроки осторожности. Электричество. Уроки тётушки Совы»; Карточки с изображением + и – (+ красный, - синий); иллюстрации электрического ската, угря и молнии; иллюстрации, где дети не выполняют правила безопасности, шнур с узелками, музыка №1 и №2
Публикация «Конспект занятия „Что такое электричество?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
1. Приветствие.
Цель - развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; развивать активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность, вызвать радость от открытий, умение работать в коллективе.
Здравствуйте, ребята!
Давайте поприветствуем друг друга. Педагог просит детей встать в круг и произносит:
Плещут в олны океана:
(Встречные движения рук, словно волны)
Добрый день!
Поднимается пшеница,
(Соединим большие пальцы и все остальные, поднимая руки вверх)
И звенят задорно птицы:
(Руки согнуты в локтях, пересекаются друг с другом, машем кистями рук, словно крылья птиц)
Эй, ребята - малышата,
Добрый день!
Улыбаются озё ра:
(Руками перед собой создаём круг)
Добрый день!
С высоты кивают горы:
(Руки прямые подняты над головой, ладоши соединены, немного наклоняемся вперёд)
Добрый день!
И в твоё окошко ветер
(Слегка хлопаем в ладоши)
Постучится на рассвете:
Просыпайся, просыпайся!
(Машем себе в лицо ладошками)
Добрый день!
2. Вступительная часть
Материал: Фрагмент мультфильма о электричестве из серии «Уроки осторожности. Электричество. Уроки тётушки Совы»; Игрушка, например «попугай», работающая на батарейках.
- Ребята, к вам в гости пришла игрушка- попугай. Давайте с ней поиграем. Почему попугай не разговаривает? Что случилось? (высказывания детей)
- Игрушка не разговаривает, потому что в ней нет батареек.
- Найдите место, куда нужно вставлять батарейку. А как правильно вставить батарейку? (Минус к минусу, плюс к плюсу)
- Игрушка заработала, заговорила!
- Что же за сила такая скрывается в батарейках? (Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала) .
- А что такое электричество? Давайте поговорим.
– Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие частицы-электроны. Давайте послушаем, что нам расскажет про это Тетушка Сова из научного дупла.
Фрагмент мультфильма о электричестве из серии «Уроки осторожности. Электричество. Уроки тётушки Совы».
– Тетушка Сова сказала, что электричество есть в каждом доме.
– Ребята, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода и т. д.)
– Откуда электричество поступает в наши дома? Верно, ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома.
3. Динамическая пауза
-Разомнемся немного. Выполняйте движения со мной.
Ток бежит по проводам,
(топчем ножками на месте)
Свет несет в квартиру нам.
(выпрямляем руки перед собой «ладони направленны вверх», затем сгибаем их, направляя к себе)
Чтоб работали приборы,
(выпрямляем руки перед собой «ладони направленны в низ»)
Холодильник, мониторы.
(сжимаем ладонь в кулак, при назывании следующего прибора, разжимаем)
Кофемолки, пылесос,
(сжимаем ладонь в кулак, при назывании следующего прибора, разжимаем)
Ток энергию принес.
(хлопаем в ладоши)
4. Эксперименты.
Материал: воздушные шарики по количеству детей; и один шарик на стену, пульверизаторы, нитки, и четыре воздушных шарика для второго опыта.
Электричество в жизни человека играет большую роль. Электрические приборы –это наши друзья, с которыми нужно всегда быть внимательными и осторожными. Но есть электричество неопасное, тихое незаметное, оно живет повсюду само по себе. И если его поймать, то с ним можно поиграть.
-Предлагаю отправиться в путешествие в страну «Волшебных предметов».
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. (Отправляются в путешествие)
Опыт№1
- Посмотрите, на стене висит шарик, а на полу лежат разноцветные шарики. А давайте их повесим на стену (Дети пытаются повесить шарики на стену) .
- Почему этот шарик висит, а ваши шарики падают? (Предположения детей)
- А хотите ваши шарики превратить в волшебные? Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными.
Как вы их сделали такими? (Ответы детей)
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
- А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (Когда расчесываемся) .
- Что происходит с волосами? (Волосы электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.
Опыт №2
- А еще в этой стране живут два друга- шарика. Они все время ссорятся и мирятся (на стойке висят два наэлектризованных шарика на длинной нитке) .
- Как вы думаете, сейчас они помирились, или поссорились? Они отталкиваются или притягиваются друг к другу? (Отталкиваются) .
- Они одинаковые, оба электрические, поэтому поссорились, не хотят дружить друг с другом.
- А давайте их помирим. Надо с одного шарика снять электричество. Девочки, что мы предлагаем вам сделать, чтобы легче расчесывать волосы? (Намочить расческу) .
- Как же снять электричество с одного шарика? (Намочить его с помощью брызгалки) .
- Что произошло с шариками? (Они притянулись друг к другу, помирились) Почему?
Вывод: Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой и они притянуться друг к другу.
5. Динамическая пауза
Материал: Карточки с изображением + и – (+ красный, - синий, музыка №1
- есть электричество неопасное, тихое, незаметное.
Оно живёт повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно даже поиграть.
Хотите узнать, как оно появляется? Послушайте.
Жили-были маленькие-премаленькие заряды-попрыгунчики.
Красные заряды-попрыгунчики – ленивые,
синие – шустрые.
Красные – плюсы, синие – минусы.
Заряды-плюсы притягиваются к зарядам-минусам, и между ними проходит электрический разряд, то есть появляется неопасное, незаметное электричество.
У мальчиков в руках магниты синего цвета, у девочек - красного. Дети по музыку бегают, когда музыка затихает "заряды-минусы" притягиваются к "зарядам-плюсам". С таким электричеством можно экспериментировать.
6. Природные явления
Материалы: иллюстрации электрического ската, угря и молнии.
-Ребята, а вы знаете, что в природе тоже можно встретить электричество? Есть такие рыба - электрический скат, в хвосте которого накапливается электрический ток, который он использует для того, чтобы убить или оглушить свою добычу. Запас электроэнергии достаточный для работы двенадцати электрических лампочек.
Электрический угорь – всё тело, которого электрический заряд.
Молния – это тоже мощный заряд электричества. Молнию создаёт электричество, которое рождается в тучах. Тёмная мрачная туча состоит из капелек воды и кристалликов льда они трутся друг о друга и электризуются. А в результате этого трения возникает электрический разряд огромной силы.
7. Основы безопасности
Материал: иллюстрации, где дети не выполняют правила безопасности.
-Ребята, а где можно встретить электричество? (различные варианты детей)
-Какие вы знаете электрические приборы?
-Чего нельзя делать, чтобы вас не ударило током?
• НЕ прикасайся к электрическим розеткам
• НЕ используй электроприборы без родителей
• НЕ прикасайся к электроприборам мокрыми руками
• НЕ играй вблизи проводов
• НЕ вставлять в розетку никакие предметы.
Ты, малыш, запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Гвоздики в неё совать.
Сунешь гвоздик ненароком –
И тебя ударит током,
Так ударит, что, прости,
Могут даже не спасти.
Дело кончится бедой –
Ток в розетке очень злой!
(во время чтения стихотворения, показывать детям картинки, что бывает с детьми, когда они не следуют данным правилам)
8. Динамическая пауза
Материал: шнур с узелками
Игра называется – «Ток бежит по проводам».
Подойдите все к шнуру, посмотрите на нем узелки. Давайте представим, что это частицы электрического тока, и они бегут по проводам. Положите руки на узелки, мы превращаемся в частицы электрического тока и будем двигаться по кругу, шнур двигать нельзя, руки переставлять только на узелки.
Мы будем идти по кругу вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее, при этом произносим знакомые нам слова про электричество.
Дети, перехватывают правой и левой рукой узелки на шнуре, говорят:
«Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.»
9. Эксперимент
Материал: авторучки, полоски бумаги
Опыт №3
- Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. (Дети выполняют)
- Поднесите расческу к бумаге.
- С бумагой что-то происходит? (Нет) .
- Как заставить бумагу притянутся к расческе? (Предположения детей)
- Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяного материала и натрите им расческу. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги.
- Что происходит с бумагой? (Бумага притянулась к расческе).
- Как расческа стала электрической? (Её натерли шерстяной тканью.)
Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Молодцы! Вы опять поймали электричество.
10. Заключительная часть
Материал: музыка №2
- Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.
- А почему мы их называем волшебными? Что происходит с этими предметами? (К ним все притягивается, они становятся электрическими) .
- Это электричество опасно? (Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно играть) .
-Какое электричество опасно? Где мы можем его встретить? (различные электрические приборы, розетки, оголенные провода)
-Какие правила вы запомнили, чтобы вас не ударило опасным током? (НЕ прикасайся к электрическим розеткам. НЕ используй электроприборы без родителей. НЕ прикасайся к электроприборам мокрыми руками. НЕ играй вблизи проводов. НЕ вставлять в розетку никакие предметы)
- Нам пора прощаться со страной волшебных предметов. А давайте на память возьмем воздушные шарики, которые висят на стене. Но взять их можно только тогда, когда они опять станут обыкновенными неэлектрическими.
- Как снять электричество с шариков? (Смочить водой). (Дети брызгают на шарики воду)
- А теперь возьмите шарики, прижмите их к себе. Они помогут нам вернуться в класс. Сядьте удобнее, закройте глазки. (Звучит спокойная музыка). Представьте себе, что вы летите на воздушном шарике. Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно. Открываем глазки. Вот мы и в детском саду.
-Какие вы молодцы!
- Вам понравилось наше путешествие?
11. Домашнее задание
Материал: Педагог озвучивает его и раздаёт каждому листы с домашним заданием (домашнее задание заранее подготовить в печатном виде)
№1 Раздать памятки о правилах безопасности с электричеством (выучить их)
№2 Выучить стихотворение на второй памятке («вредные мыши с розеткой играли…»)
№ 3 Провести дома опыт:
Материал: пластмассовые линейка или ручка, пёрышко, шерстяная перчатка (или любая другая шерстяная одежда)
Где еще живет доброе электричество?
Предлагаю взять пластмассовые линейки или ручки и прикоснуться ими к перышкам
Ничего не происходит. А теперь делаем предметы волшебными.
Дети трут о шерстяную перчатку пластмассовые предметы и подносят к перышкам.
Перышки притянулись, прилипли.
Вывод: «доброе» электричество живет не только в волосах, но и в одежде.