Миндиярова Гульназ
Опыт работы «Эффективные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Эффективные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей»
Подготовила:
Миндиярова Гульназ Тимеряновна воспитатель первой квалификационной категории
Актуальность темы. Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Семья для ребенка — это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Публикация «Опыт работы „Эффективные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей“» размещена в разделах
Цель - реализация партнерских отношений с семьями воспитанников на основе разнообразных и эффективных формах взаимодействия
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
1. отойти от формального общения и от назидательной позиции педагога, способствовать неформальным встречам родителей и педагогов;
2. обеспечивать содержание работы, направленной на овладение родителями конкретными знаниями в области воспитания, принципами организации воспитательного процесса, основанными на признании за ребенком права на индивидуальность развития и уважении его интересов;
З. изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
4. обеспечить современный способ взаимодействия родителя и педагога, удобный для родителей, не имеющих возможности посещать мероприятия ДОО в рабочее время;
5. информирование родителей об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении образовательных задач при их максимальном включении в образовательный процесс;
6. создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
7. привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях
При реализации цели и задач, мы руководствуемся следующими Принципами взаимодействия ДОУ с родителями
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не используется категоричность и требовательный тон. Общение с родителями происходит ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями стараемся чувствовать ситуацию, настроение родителей. При необходимости успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.
З. Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители в большинстве своем люди грамотные законодательно, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее, на мой взгляд, это создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями мы тщательно продумываем и серьезно готовимся у нему. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
5. Динамичность. Детский сад сегодня находится в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого в нашей работе меняются формы и направления работы детского сада с семьей.
Условно выделяют Традиционные и Нетрадиционные формы взаимодействия.
К традиционным формам взаимодействия с родителями относят: беседы, посещение семей, оформление папок передвижек и стендов, дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, выставка совместных работ, родительские конференции, совместные праздники и развлечения, анкетирование родителей.
Для начала рассмотрим традиционные формы, которые мы использовали на практике:
1) Анкетирование- это своего рода мониторинг. Процесс мониторинга является комплексным и предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов. Эти задачи определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. Например:
-Анкета для родителей «Давайте познакомимся»
- Анкета-прогноз для родителей «Готов ли ребенок к детскому саду?» - Анкета для родителей детей раннего возраста
- Анкета для родителей «Игра в жизни вашего ребенка» и т. д.
Так же одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности, наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома) мы как педагоги намечаем конкретные пути совместного воздействия на ребенка.
2) Знакомство родителей с развитием своих детей, родителей друг с другом с целью общения, передача родителям необходимой информации по тому или иному вопросу: папки-передвижки, листы-памятки, консультации в родительском уголке, информационный стенд для родителей.
3) Одной из интересных форм взаимодействия можно считать совместное участие родителя и ребёнка в различных акциях, выставках совместных работ. Городская акция по ПДД, а так же выставка осенних работ «Здравствуй осень золотая», выставка зимних работ «Зимняя фантазия». Мы считаем, что в такие моменты действительно видна заинтересованность родителей на тему образования и воспитания своего чада.
4) Разъяснение детям о праздниках, совместная работа подарков для родителей
5) Участие родителей в совместных праздниках и утренниках, является важной частью взаимодействия как со своими детьми, так и воспитателями. Так как сами — воочию могут увидеть старания детей, и результат труда вложенного педагогами. Тем более что последние 2 года из-за пандемии в детских садах были ограничения и у родителей не было возможности присутствовать на утренниках. Для многих родителей именно утренник посвящённый 8 марта стал первым утренником которым они могли насладиться в живую, и даже самим поучаствовать в мероприятии.
Настало время поговорить о Нетрадиционных формах взаимодействия. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Нетрадиционные формы общения строятся на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению.
Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
К Нетрадиционным формам взаимодействия с родителями относят: родительские собрания в онлайн формате; трансляция детской деятельности в мессенджерах; онлайн- опросы; сайты детского сада и группы; фотовыставки и фотомонтаж; проведение акций; почта доверия, проведение мастер-классов; круглый стол; презентации; выпуск семейных газет и плакатов, библиотерапия; совместные прогулки и экскурсии; брошюры, листовки и буклеты; выставка семейных реликвий,
Но все же поговорим О ТЕХ, КОТОРЫЕ Я ИСПОЛЬЗУЮ ПРИ СВОЕЙ РАБОТЕ :
Например: «Почта доверия» хорошо помогает выявить потребности, интересы и запросы родителей. Родители на листочках пишут волнующие их вопросы и опускают в ПОЧТУ доверия. Эти письма рассматриваются в конце каждой недели.
Различные презентации для родителей в электронном формате, для ознакомления и знакомства со способом воспитания и обучения детей-дошкольников в данном случае мы знакомили родителей с психотерапевтическим методом помощи в воспитании детей как Библиотерапия.
В конце ноября мы отмечаем праздник День Матери, поэтому последняя неделя ноября в нашем детском саду была приурочена празднованию Международного праздника ”День Матери”. В преддверии праздника наших мам ждал сюрприз. Утром наш детский сад встретил мам фотовыставкой.
Так же мы поздравили наших мам на официальном сайте нашего детского сада, где из фото малышей со своими мамами, и самостоятельных поздравлений ребят, мы сделали видеопоздравления, которые не оставили равнодушными ни одну маму, что только укрепило эмоциональный контакт между нами педагогами, родителями и детьми. В этом нам помогли папы- они предоставили фотографии наших мам с малышами.
А так же нами проводятся дистанционные онлайн занятия и мастер-классы для родителей, которые выкладываются на официальном сайте нашего ДОУ «Вконтакте».
И совместно с родителями были проведены праздники 8 марта, Масленица. Мамы вместе с детьми участвовали в разных соревнованиях, танцевали и рассказывали стихи.
Благодаря такому взаимодействию педагогов и родителей повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах образования, а так же родители стали более довольны условиями, имеющимися в ДОУ для взаимодействия с семьями воспитанников.
Спасибо за внимание!