Мария Андреева
Конспект НОД «Вулканы — загадка природы» в старшей группе
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе
Тема: "Вулканы – загадка природы"
Цель:
Знакомство с процессом извержения вулкана, посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения, наглядно показать связи между живым и неживым в природе, побудить детей к эмоционально-познавательной деятельности. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе. Расширить знания детей об окружающем мире. Сформировать безопасное поведение при проведении опытов.
Публикация «Конспект НОД „Вулканы — загадка природы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
2. Развивать словарный запас («вулкан», «лава», «пемза», «жерло», «кратер»). Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи, фантазию и воображение.
Поощрять детей, за самостоятельное формирование выводов, по итогам эксперимента, с опорой на полученные раннее знания.
3. Воспитывать бережное отношение к природе и природным объектам, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Оборудование: презентация на тему «Вулканы»; ИКТ (ноутбук, экран, проектор); макет вулканов; смесь из жидкости для мытья посуды, пищевой соды, сухой краски красного, зеленого и синего цвета; лимонная кислота в пластиковой бутылке; пемза (маленькие кусочки пемзы у каждого ребенка); прозрачные стаканы с водой у каждого ребенка; шапочки, фартуки на каждого ребенка.
Предварительная работа: чтение энциклопедии о вулканах, рассматривание иллюстраций с различными вулканами, беседы о вулканах с фактами, изготовление макета горы (пластиковый стаканчик, соленое тесто, краска- гуашь черного и зеленого цвета).
Ход занятия:
Вкруг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые). Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. А вот что мы будем экспериментировать, вы должны отгадать.
Послушайте загадку :
Я черный страшный великан,
Что делать мне - решаю сам
Могу я спать, могу рычать,
Огонь и пепел извергать
А ну, попробуй угадать,
Как же меня звать? (Вулкан) (слайд №1)
Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.
Ребята, а что такое — вулкан? (слайд №3, №4, №5)
(Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.)
Правильно, вы уже немного узнали о вулканах. Сейчас я вам расскажу легенду о вулкане. (слайд №6)
«Жил, далеко в древности, Бог – по имени Вулкан. Он стоял у наковальни, бил тяжелым молотом по железу, раздувал огонь в горне. Кузница была внутри высоченной горы. А гора стояла посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел… «Вулкан работает»,- со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило их жилища».
Вот какая интересная легенда о происхождении названия - Вулкан.
Сейчас рассмотрим строение и макет вулканов. (Слайд №7)
Какой формы вулкан? (конус).
На самой вершине вулкана находится кратер.
Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю — это жерло вулкана (слайд №8).
Когда вулканы «спят», то они похожи на обычные горы (слайд №9). Но когда они «просыпаются», мы слышим сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни. (слайд №10 – со звуковым оформлением). Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава (слайд №11).
Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из-под земли по жерлу вулкана, и выброс происходит из кратера. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Затем лава, которая выбралась на поверхность земли, застывает и получаются камни, которые называются пемзой (слайд №13).
Вулканы бывают : (слайд №12) Потухшие, спящие, действующие.
Ребята, вспомните, пожалуйста, кто занимается изучением вулканов? Как называется эта профессия? (слайд №14)
А вы хотите немного побывать вулканологами? Хорошо. Превратимся в вулканологов.
Тогда я предлагаю вам отправиться в лабораторию. Но прежде чем приступить к работе, я расскажу вам правила поведения в лаборатории.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ: (слайд №15)
1. Работать аккуратно, четко соблюдая правила;
2. Нельзя шуметь
3. Ничего не брать в рот
4. Осторожно насыпать вещества
5. Осторожно наливать воду
6. Лаву не трогать руками
7. Использовать салфетку
Опыт №1.
У каждого из вас на столе есть кусочек пемзы. Давайте подойдем к столам и рассмотрим его.
А теперь опустите этот кусочек в воду. Что с ним происходит? (он не тонет)
Опыт №2.
(Слайд №16) Давайте посмотрим, что у вас находится на столе: макет «спящего» вулкана, баночка с содой, жидкое мыло, стакан с окрашенной водой, секретный ингредиент (раствор лимонной кислоты).
Последовательность проведения опыта.
Для того чтобы разбудить вулкан, нам нужно:
1. Всыпать в жерло вулкана соду.
2. Налить полстакана окрашенной воды.
3. Добавить 5 капель жидкого мыла.
4. Влить секретный раствор.
Повторить с детьми, что понадобилось для опыта. Воспользоваться алгоритмом выполнения опыта (подсказка)
- Ребята, посмотрите на наши вулканы. Они еще спят.
- Смотрите внимательно, сейчас попробуем «разбудить» их.
- Насыпайте нужные нам ингредиенты в правильной последовательности.
- Для того чтобы наши вулканы проснулись, нам необходим секретный раствор.
- Ребята, кажется наши вулканы «оживают», близко не подходите.
(Воспитатель в приготовленную смесь аккуратно наливает секретный раствор. Дети наблюдают извержение вулкана).
Ребята, как вы считаете, наш эксперимент удался? Всё ли мы сделали правильно?
Ребенок читает стих: (слайд №17)
Спустя века закашлял злой Вулкан и пеплом и золой,
По склонам лава потекла и землю сильно обожгла.
Вулкан гремит, вулкан пыхтит, как грозен он сейчас на вид.
Но вот он начал уставать
Огонь в нем начал угасать
Последний раз огнем дыхнул
И на десятки лет уснул.
Рефлексия: (слайд №18)
(Видеоролик с извержением вулкана)
Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».
Наш вулкан может просыпаться и засыпать тогда, когда мы захотим. А в природе так не бывает.
Ребята, как извергались наши вулканы. (Они извергались спокойно).
Что нового вы сегодня узнали? (Вулкан похож на конус, из него извергается лава, вулканы бывают спящие, потухшие, действующие. Люди, которые занимаются изучением вулканов – называются вулканологами.)
Мы с вами тоже чуть-чуть побывали вулканологами. Все молодцы, были очень внимательны, аккуратны. Теперь вы знаете, что такое вулкан и что он опасен когда извергается.
Нашим гостям мы подарим маленькие спящие вулканы с описанием этого опыта.