Жегалова Ирина
Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом
▼ Скачать + Заказать документы
В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы впервые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, о быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
В связи со всем вышеперечисленным, мы поставили для себя следующую цель нашей работы: сформировать нравственные ценности через приобщение к познанию родного города, составить представление об историко-культурном наследии Нижнего Новгорода.
Задачи нашей работы:
1. Развивать основы патриотических чувств и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Способствовать развитию интереса и потребности в изучении Н. Новгорода;
3. Познакомить с прошлым и настоящим города, с его достопримечательностями, с творчеством и свершениями прославленных земляков, изучить наиболее значимые события в жизни города от основания до сегодняшних дней;
4. Воспитывать бережное отношение к памятникам истории Нижнего Новгорода и понимание необходимости заботиться о родном городе; формировать желание делиться своими знаниями с другими людьми.
Для решения этих задач мы использовали Основную общеобразовательную программу МАДОУ «Детский сад № 96», а также программно-методический комплекс по данному вопросу:
1. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 2010 г.
2. Князева О. П., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» 2002 г.
3. Баранникова О. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» 2007 г. Васькин В. В.
4. Гризик Т. И. «Я познаю мир» 2000 г.
5. Миклявская Н. В., Новицкая М. Ю., Виноградова Н. А. «Мониторинг патриотического воспитания детей 5-7 лет»
В работе с детьми проводились следующие этапы
• подготовительный;
• организационный;
• аналитический.
Подготовительный этап. Цель: анализ и выявление проблем по формированию у детей качеств нравственно-патриотического характера, планирование системы работы с детьми.
Изучая педагогическую литературу, мы выяснили, что воспитание патриота своей Родины, самостоятельной личности, невозможно без расширения представлений ребенка о родном городе, культуре своего народа (праздники, традиции, народно-прикладное искусство, музыкальный фольклор).
Так же в содержание патриотического воспитания входит знакомство с семьёй, её историей и членами, родословной и семейными традициями; с детским садом, его ребятами и взрослыми, играми и игрушками; выдающимися людьми прошлого и настоящего времени. Сюда же входит: проведение целевых экскурсий к объектам в разные сезоны года.
Из всего вышеперечисленного, мы определили содержание, позволяющее оценить те знания и представления, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста. Во-первых, ребенок на пороге школы должен узнавать достопримечательности, герб и символы своего города. Во-вторых, у детей старшего дошкольного возраста должны быть сформированы представления об основных исторических событиях, связанных с городом, его выдающихся личностях и героях. В-третьих, формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
Существенным компонентом воспитательно-образовательной деятельности является педагогическая диагностика уровня знаний, которые усвоили дети. Традиционно уровень знаний и представлений, имеющихся у дошкольников, определяют в начале и конце учебного года. В нашей группе педагогическая диагностика была организована по авторской методике (Миклявская Н. В., Новицкая М. Ю., Виноградова Н. А. «Мониторинг патриотического воспитания детей 5-7 лет»).
После проведения педагогической диагностики на начальном этапе, у нас получились такие результаты: общее количество детей в нашей группе - 20 человек (15% - низкий уровень; 80% - средний уровень; 5% - высокий уровень).
По результатам диагностики мы выявили, что большинство детей затрудняются назвать достопримечательности города, улицы, площади города. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, односложная, не используют предметные термины.
Поэтому для себя мы решили, что необходимым условием для воспитания патриотизма детей является подбор игрового оборудования, дидактического материала, иллюстраций и экспонатов по данной теме.
Мы учитывали следующие ценности: познавательность; эстетическая направленность; соответствие игрового материала возрастным и индивидуальным потребностям и интересам детей. Длярешения этих задач в нашей группе мы внесли материал и оборудование для постоянного осуществления самостоятельной игровой деятельности (дидактические игры, фотоальбомы, иллюстрации). Расширили книжный уголок, уголок для рисования.
В начале года мы провели работу с родителями. Познакомили их с программой и задачами, которые будем решать в течение года. Сумели заинтересовать их нашей работой и ее результатами. При этом родители у нас являются равноправными участниками образовательного процесса.
Организационный этап. Цель: организовать и провести систему работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей.
На данном этапе мы провели с детьми:
1. Тематические беседы «Нижний Новгород - мой город», «Валерий Чкалов – наш герой», «Нижегородская ярмарка» (чтобы помочь каждому ребёнку понять связь времён, историю своего города, вызвать чувство гордости за своих предков). Родители активно включились в эту работу и дома рассказывали своим детям об истории родного города, о своих впечатлениях, делились знаниями;
2. Подвижные игры («Самолеты», «Летчики», игры-драматизации, экскурсии к памятникам нашего города;
3. Рассматривание фотографий, альбомов и буклетов «Мой город», «Старый Нижний». Основной целью проводимой работы являлось воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. Для этого мы собирали, анализировали и довели до детей интересную информацию о нашем городе;
4. Использовали дидактические пособия в т. ч. дидактическую игру «Нижегородский кремль», карты и атлас Нижегородской области и г. Нижнего Новгорода, альбомы и открытки с видом города и планом Кремля;
5. Слушали музыкальные произведения патриотического характера (гимн города, марш «Прощание славянки», «Священная Война», «День Победы», «Катюша», что способствует более глубокому проникновению патриотических чувств души и сердца детей;
6. Проводили НОД по нравственно-патриотическому воспитанию, речевому развитию, художественному творчеству, а так же самостоятельную игровую деятельность.
Старший дошкольник уже многое может понять, поэтому первые занятия мы посвятили объяснению происхождения таких слов, как достопримечательность, памятник. Беседы и занятия с детьми были подкреплены иллюстративным материалом, музыкальными композициями, художественным словом (чтение произведений русских писателей о Родине, о народе, о красоте русской природы, русские народные сказки; разучивание стихов, песен, пословиц и поговорок о Родине; народные игры и хороводы).
Принципиально важным для ознакомления детей дошкольного возраста с родным городом является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. Для ребенка в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке или какой-либо другой деятельности. Представления о полученных знаниях более эффективно формируются у дошкольников в процессе практической и творческой деятельности.
В работе мы использовали следующие способы:
1. Словесные методы: рассказы педагога, беседы, чтение художественных произведений, разучивание стихотворений, песен, составление рассказов о своём городе, стране, сочинения, загадывание загадок, аудиозаписи.
2. Игровые методы: различные виды игр: сюжетно - ролевые («Лётчики», «Наши защитники»); дидактические, подвижные:(«Самолёты);
3. Наглядные методы: рассматривание фотографий, иллюстраций, картин, рисунков, открыток, значков, атласов, изображения памятников, карты города и нижегородской области; целевые прогулки, наблюдения, презентации, видеофильмы.
4. Практические методы: изготовление поделок, рисунки, макеты Нижегородского Кремля.
Формы работы:
1. Фронтальная форма (слушание рассказов воспитателя, беседы, хороводы, игры);
2. Подгрупповая форма (дидактические игры, рассматривание атласов, значков, фотографий, карты города);
3. Индивидуальная форма (помощь детям при затруднениях в изучении темы, при необходимости дополнительное объяснение; разучивание наизусть песен и стихов).
4. Работа в парах (дидактические игры; составление схемы-плана Кремля).
Вся работа по формированию нравственно-патриотических чувств не возможна без тесного взаимодействия всех специалистов ДОУ, родителей и социума:
• С музыкальным руководителем.
• С нижегородскими детскими театрами и филармонией.
• С родителями (проведение собраний, бесед, конкурсов, проектов).
Аналитический этап. Цель: проанализировать промежуточные результаты работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей и ознакомлению их с родным городом – Нижним Новгородом, определить дальнейшие перспективы.
Проведя повторную (промежуточную) педагогическую диагностику по тем же параметрам, что и в начале года, мы получили следующие результаты: 5% - низкий уровень; 70% - средний уровень; 25% - высокий уровень.
Таким образом, проведя систему работы по ознакомлению детей с родным городом, проанализировав её, мы выяснили, что уровень знаний у детей вырос по сравнению с 1-ой педагогической диагностикой. Поэтому в своей дальнейшей работе мы планируем уделять больше времени на подгрупповые и индивидуальные формы работы, что способствует лучшему запоминанию и усвоению полученных знаний и приведет повышению показателей в конце учебного года.
Результатом нашей работы, является возможность предупредить и преодолеть отрицательные проявления в поведении детей и вырастить из них достойных граждан нашей страны.
В результате проделанной работы дети:
1. Познакомились с прошлым и настоящим города, с его достопримечательностями, с творчеством и свершениями прославленных земляков;
2. Изучили наиболее значимые события в жизни города от основания и до сегодняшних дней;
3. Осознают значения бережного отношения к памятникам прошлого, проявляют заботу о родном городе;
4. Проявляют интерес к выставкам рисунков, фотографий своих семей. Овладели средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
5. Имеют интерес и потребность в изучении истории своего города и страны;
6. Идет дальнейшее формирование потребностей в переносе полученных знаний в повседневную жизнь и развитие интегративных качеств личности.
В перспективе планируем дальнейшее сотрудничество:
1. С детской городской библиотекой им. М. Горького;
2. С Центром Детского Творчества (выставки детских работ приуроченные к патриотическим датам – 1 мая, 9 мая);
3. С родителями (семейные альбомы, изготовление генеалогического древа);
4. С музыкальным руководителем (организация и проведение патриотических мероприятий);
5. Посещение городских и районных музеев;
6. Обзорная экскурсия по городу;
7. Встреча с ветеранами (к празднику 9 мая).
8. Разработка и апробирование программы по патриотическому воспитанию с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.