Елена Меселян
Тема: «Волшебное дерево. Составление рассказа — описания о поздней осени».
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
1. Составление описательного рассказа на тему : «Поздняя осень» с опорой на предметно-схематические модели, активизация словаря, сложноподчиненных предложений, упражнение в словообразовании. Закрепление обобщающих понятий «овощи» и «фрукты», умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
2. Развитие связной речи, мышления, общей и мелкой моторики.
3. Воспитание отзывчивости, доброты, любви к живой природе.
Методы и приемы.
Публикация «Тема: „Волшебное дерево, Составление рассказа — описания о поздней осени“,» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Осень. Материалы для воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Темочки
Сюрпризный момент, игровая мотивация, вопросы к детям, составление рассказа-описания, дидактические игра и упражнения, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, стимулирование детей.
Материалы и оборудование.
«Волшебное дерево» с 3 конвертами, музыкальная шкатулка, волшебная палочка, конверт с письмом, предметные картинки: овощи, фрукты, две корзины с кармашками, предметно-схематические модели, шапочки-маски с листьями деревьев, «ласточки» (в технике оригами, аудиозапись.
Словарная работа.
Обогащение словаря детей словами-признаками, словообразование.
Предварительная работа.
Наблюдения на прогулке, беседа об осени, рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами, дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», заучивание загадок и стихотворений об овощах и фруктах.
Ход непосредственной организованной образовательной деятельности:
I. Организационный момент.
- Я знаю, что вы любите разные чудеса. Хотите верьте, хотите – нет, сегодня я встретила настоящего волшебника. Он вырастил необычное, загадочное дерево. Вот оно. (Показывает макет.) Как вы думаете, а что в нем необычного? (Вместо листьев на веточках висят конверты.)
- А еще он передал вам шкатулку. (Открывает ее и достает конверт с письмом и волшебную палочку.)
(Зачитывает письмо.)
- «Здравствуйте, милые девочки и мальчики! Посылаю вам в подарок волшебную палочку. Она поможет вам разгадать секрет волшебного дерева».
Ваш друг Волшебник.
Но сначала, надо отгадать загадку.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Догадались, кто я?
Правильно, осень. (Взмахивает волшебной палочкой и произносит волшебные слова.)
I. Сообщение темы и целей.
- Теперь вы легко разгадаете секрет волшебного дерева, Научитесь составлять красивые предложения об осени, вспомните, чем она богата.
III. Составление рассказа об осени.
- Сейчас мы посмотрим в первый конверт. Вот конверт не простой – тайну нам свою открой.
- Как вы думаете, что здесь? (Предполагаемые ответы детей.)
- Здесь задание. Вам надо составить красивые предложения об осени.
(Дети составляют предложения.)
- Какое сейчас время года? (Сейчас наступила поздняя осень.)
- Как поздней осенью греет солнце? (Поздней осенью солнце греет слабо.)
- Осенью дует ветер, какай? (Осенью дует холодный и сильный ветер.)
- Поздней осенью на небе много туч и часто идет дождь. Какой? (Поздней осенью идет мелкий, моросящий, холодный дождь. На небе поздней осенью много туч.)
- А что происходит с листьями? (Они желтеют, сохнут и опадают.)
- Какими становятся деревья и кусты? (Деревья и кусты становятся голыми.)
- Куда улетают птицы? Почему? (Птицы улетают на юг, потому что им не хватает корма.)
(Дети составляют 2-3 описательных рассказа о поздней осени.)
-Назовите пожалуйста, какие вы знаете, перелетные птицы.
Координация речи с движением.
Птицы в небо поднялись высоко
И летят они от нас далеко
Отдохнуть на деревья сели
Поднялись и опять полетели.
Попрощались мы с ними надолго,
А весной прилетят они снова.
А оставшимся птицам зима не страшна. И мы им поможем пережить зиму? А что для этого надо? Правильно, мы изготовим для них кормушки.
IV. Дидактическое упражнение «Скажи какой?».(В конверте листики от деревьев.)
-Ребята, какое у нас необычное задание! Здесь много листиков. Давайте назовем, с какого дерева листочки. Это листок с ивы - ивовый листик.
Дети продолжают.
Это листок с березы – березовый листок.
Это листок с дуба – дубовый листок.
Это листок с рябины - рябиновый листок.
Это листок с клена – кленовый листок.
Это листок с осины – осиновый листок.
- Полина, у тебя какой листок? С какого он дерева?
Полина: У меня кленовый листок, он с клена.
Дети называют свои листочки.
V. Музыкальная динамическая пауза. «Мы осенние листочки»
- Вдруг подул осенний ветерок и листья разлетелись. (Дети встают врассыпную.)
Листья осенние тихо кружатся. (Дети свободно кружатся на носочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (Дети приседают на корточки.)
И под ногами шуршат, шелестят. (Дети плавно покачивают руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются на носочки и кружатся.)
VI. Дидактическое упражнение «Если бы я был (была) настоящим волшебником (волшебницей, то…».
- Откроем третий конверт. Он пока пустой. В него положим добрые пожелания. Давайте все закроем глаза и представим себя добрыми волшебниками! Пожелания должны начинаться с такой фразы: «Если бы я был (была) настоящим волшебником (волшебницей, то…». (Если бы я был настоящим волшебником, то сделал бы всех людей счастливыми. Если бы я была настоящей волшебницей, то превратила бы наш город в сказочный городок. И. д.)
- Молодцы! Пожелания у вас действительно добрые и они обязательно сбудутся.
VII.Дидактическое упражнение «Птицы осенью».
Наш друг волшебник дарит вам «ласточек», и просит не забывать о перелетных птицах и позаботиться о зимующих. Куда осенью улетают птицы? Почему? Назовите перелетных птиц. А как надо, заботится о зимующих птицах? Правильно, необходимо смастерить много кормушек и насыпать корм.
VIII. Стимулирование детей.
IX. Подведение итога.
- Мы разгадали секрет «волшебного» дерева. О каком времени года говорили? Сколько конвертов висело на дереве? Что предлагалось в первом, втором, третьем и четвертом конвертах?