Галина Чвилёва
Составление рассказа-описания по плану о домашних птицах. Развитие речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: познакомить детей с названиями домашних птиц и обобщающим словом; учить правильно называть детенышей домашних птиц; образовывать множественное число существительных; подбирать синонимы; развивать мышление детей. Учить детей понимать значение предлога в; пользоваться в речи предлогом в. Учить детей составлять описательные рассказы о домашних птицах; образовывать притяжательные прилагательные.
Материалы: мяч, коробка, кубик, предметные и сюжетные картинки.
Публикация «Составление рассказа-описания по плану о домашних птицах, Развитие речи в старшей группе» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Планирование. Планы работ
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Планы, тематические недели
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Развитие речи. Планы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Речевой материал: домашние птицы, петух, курица, цыплята, утка, селезень, утята, гусак, гусыня, гусята, индюк, индюшка, индюшата, куриная семья, утиная семья, гусиная семья, индюшиная семья, ферма, птичник, курятник, кукарекает, кудахчет, пищит, крякает, гогочет и др.
Ход НОД:
1. Орг. момент.
Игра «Сядет тот, кто назовёт дом птиц».
2. Беседа по вопросам:
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки и просит назвать, что изображено.
- Как можно их назвать одним словом? (Птицы.)
- Какие птицы? (Домашние.)
- Где они живут?
- Кто за ними ухаживает?
Педагог рассказывает детям, что птицы, как и люди, живут семьями. Знакомство с птичьими семьями:
- петух, курица, цыплята - куриная семья;
- селезень, утка, утята - утиная семья;
- гусак, гусыня, гусята - гусиная семья;
- индюк, индюшка, индюшата - индюшиная семья.
3. Дидактические игры.
Игра «Кто как разговаривает?».
Петух - кукарекает, курица - квохчет (кудахчет, цыпленок -пищит, утки - крякают, гуси - гогочут, индюки - болбочут.
Игра «Один - много» (с мячом).
Педагог бросает мяч ребенку и называет птицу в единственном числе, ребенок, бросая мяч обратно, называет эту же птицу во множественном числе. Например: селезень - селезни, петух - петухи и т. д.
5. Физкультминутка.
Грач качался в гамаке (наклоны в сторону).
Гуси в волнах на реке (наклоны вперед- назад).
Мимо голуби летели (покачивание руками)
И на веточку присели (приседание).
Веточка качается (покачивание руками)
Неплохо получается.
6. Подбор синонимов к слову курица - курочка, хохлатка, наседка.
- Положи кубик в коробку.
- Куда ты положил кубик?
- А сейчас положи кубик. коробку.
- Почему ты не положил кубик?
- Кто догадался, какое «маленькое слово» я пропустила?
- Сегодня мы будем составлять предложения с «маленьким словом» в.
Дидактическая игра.
Игра «Кто где живет?».
Педагог одну за другой показывает детям картинки и спрашивает: «Кто это?» - «Собака». - «Где живет собака?» - «Собака живет в конуре». - «Где живет белка?» - «Белка живет в дупле». И т. д.
Игра «Где хранятся эти вещи?». Например: книги, пальто, мыло, яблоки и др.
- Что это? (Книги.)
- Где хранятся книги? (Книги хранятся в книжном шкафу.) И т. д.
7. Составление рассказа.
- Сегодня мы будем учиться составлять рассказы о домашних птицах.
Педагог предлагает план :
- Кто это?
- К какой группе относится?
- Где живёт?
- Чем питается?
- Каков внешний вид?
- Какие повадки?
- Кто у этой птицы детеныши?
- Какую пользу приносят?
- Какие рассказы, стихи, сказки о них знаете?
8. ПРОИЗНОШЕНИЕ
Звук [ж]
Цели: закрепить правильное произношение звука [ж] в словах, предложениях и связной речи.
Речевой материал: жук, жаба, жёлуди, ужи, жатва, ножи, пирожок, ежи, лыжи, одежда, жилет и др.
Упражнения на закрепление. Дидактические игры.
Игра «Скажи, как я» (слова). Ужи - ежи - мужи. Кожа - лужа - лёжа. Жатва - жатка - жарко. Жевать - лежать - бежать.
Игра «Поймай звук [ж]».
9. Итог: Что нового вы узнали? В какие игры вы играли? Какая игра больше понравилась?
- Какой звук мы повторили на занятии? Отметить самых активных детей.