Вера Воронина
Тема: Составление описательного рассказа по картине М. Пишванова «В зимнем парке».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить составлять описательный рассказ с опорой на картину и подсказки - схемы.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
образовательные:
- обобщать представления о зимних явлениях в природе;
- расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме: «Приметы зимы»;
Публикация «Тема: Составление описательного рассказа по картине М, Пишванова „В зимнем парке“,» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней;
- обучать детей составлению описательного рассказа по картине
развивающие:
- развивать связную речь;
- развивать мышление;
- совершенствовать мелкую моторику руки;
воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе;
- воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельности, навык сотрудничества на занятии;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за снегом, деревьями, птицами, одеждой людей в зимнее время года, рассматривание иллюстраций зимней природы, чтение художественной литературы.
Словарная работа: искрящийся, сверкающий, хрустящий под ногами, падающий на землю снег.
Демонстрационный материал: картинки снеговиков (веселый, грустный); иллюстрация картины М. Пишванова «В зимнем парке», картинки – схемы.
Ход занятия
I. Вводная часть (Организационный момент)
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого.
Мы с тобой снежок слепили. «Лепят» меняя положение ладоней.
Круглый крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз подбросим. Смотрят вверх, подбрасывая воображаемый
снежок.
Два поймаем.
Три уроним Роняют воображаемый снежок.
И сломаем. Топают ногой.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- К нам в гости пришёл Снеговик. Но он очень грустный. Что-то с ним случилось. Оказывается, его только недавно слепили и теперь, чтобы он весной не растаял, а остался в царстве Зимы, ему надо сдать экзамен: рассказать всё-всё, что он знает о Зиме. А Снеговик не умеет составлять рассказы. Поможем ему, ребята? (Да)
2. Отгадывание загадок.
- Снеговик, мы постараемся справиться с заданиями и поможем тебе.
Первое задание:
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасила витрины? (Зима)
Он черной тучей был сначала,
Он белым пухом лёг на лес.
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез. (Снег)
Меня не растили -
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку. (Снежная баба)
- Ребята, молодцы, отгадали все загадки.
3. Дидактическое упражнение «Закончи предложение».
Второе задание:
Ребята, слушайте внимательно, отвечайте, поясняя причину события.
Дети приготовили коньки, потому что.
Утром кругом было всё белым-бело, потому что.
Люди зимой в тёплой, меховой одежде, потому что.
Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что.
Дети любят зиму, потому что.
Молодцы, детки справились с заданиями?
4. Пальчиковая гимнастика «Снежинки».
Стою и снежинки в ладошку ловлю Ритмичные удары пальцами левой
руки, начиная с указательного, по
ладони правой руки.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю Ритмичные удары пальцами правой
руки, начиная с указательного, по
ладони левой руки.
Но где же снежинки? Сжать кулаки
В ладошке вода. Разжать кулаки
Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на
второй -разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи. Мелкие потряхивания расслабленными
Как видно, ладошки мои горячи. ладонями.
5. Рассматривание картины М. Пишванова «В зимнем парке» и беседа по ней.
- Снеговик, ребята выполнили все твои задания, а теперь они покажут тебе, как они умеют составлять рассказ о зиме. А для этого нам нужна будет картина и подсказки.
- Ребята, давайте рассмотрим эту картину. Кого вы видите на картине? (Мы видим детей.)
- Куда пришли дети? (Дети пришли на прогулку в парк.)
- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете? (На картине зима, потому что снег лежит на деревьях, земле и кустах.)
Вот наша первая помощница подсказка.
(на мольберт выставляется педагогом схема «неба»)
- Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно? (Небо светлое, чистое, высокое.) Педагог выставляет вторую картинку-схему «земля».
- Расскажите о земле. Как она выглядит? (На земле лежит снег. Вся земля покрыта снегом, будто «белым одеялом»).
Педагог выставляет третью картинку - схему «снег».
- Что вы можете сказать о снеге? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?». Начните ответ со слова снег. (Снег белый, пушистый, холодный, блестящий, легкий, липкий, мокрый.)
- Если снег блестит на солнце - значит он какой? (блестящий)
- Если снег сверкает на солнце - значит он какой? (сверкающий)
- Если снег хрустит под ногами - значит он какой? (хрустящий под ногами снег)
- Если снег искрится под лучами солнца - значит он какой? (искрящийся)
- Если снег скрипит под ноги - значит он какой? (скрипящий под ногами снег)
- Если снег падает на землю - значит он какой? (падающий на землю снег)
Педагог выставляет четвёртую картинку-схему «дерево»
- Какие деревья вы видите на картине? (Слева нарисована рябина с гроздьями красных ягод, а справа - елка, вся в шишках.)
- Что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начните ответ со слов деревья. (Деревья стоят голые, заснеженные.)
Педагог выставляет пятую картинку-схему «птица»,
- А каких птиц вы видите на картине? (Мы видим синиц, снегирей.)
- Что делают птицы на картине? (Одна синичка сидит на ветке рябины. Снегирь сидит на еловой ветке и грызёт шишку. Две синички сидят на шляпе и клюют гроздья рябины.)
Педагог выставляет шестую картинку-схему «человек».
- Что делают дети в парке? (Дети катаются на лыжах, санках, лепят снежную бабу.)
Выставляется картинка-схема «одежда».
- Как одеты дети? Почему? (Они одеты тепло. Потому что на улице холодно.)
- Кого вы видите на картине слева? (Мы видим мальчика в голубом комбинезоне. Он катается на лыжах.)
- Кого вы видите на картине справа? (Справа на картине мы видим девочку с санками, она в красном комбинезоне.)
- Что делает девочка нарисованная в центре картины? (Девочка лепит снежную бабу.)
- Какая снежная баба? (Снежная баба большая и красивая. На голове у неё шляпа, а на шее шарф. Шляпа украшена гроздьями рябины, поэтому к ней прилетели птицы. Нос у снежной бабы сделан из морковки.)
- Кто сидит рядом со снежной бабой? Расскажите о нём. (Рядом со снежной бабой сидит щенок. Он маленький и забавный. Он высунул язык.)
- Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке? (Детям нравится гулять в парке, им весело.)
- Отлично ребята, мы с вами очень подробно рассмотрели всё, что нарисовал художник на картине.
6. Физминутка. Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью Зиму любим мы, любим мы, любим мы.
7. Коллективное составление плана рассказа с помощью вопросов педагога.
- С чего мы начнём рассказ? (Мы начнем рассказ с описания времени года, неба.)
- О чём вы расскажите затем? (Мы расскажем, где лежит снег, и какой он. Расскажем о деревьях.)
- О чём будем рассказывать дальше? (Потом мы расскажем о детях, о том, как и во что они одеты, что они делают.)
- Ещё о ком вы расскажете? (Расскажем о птицах и о щенке.)
- Чем вы закончите рассказ? (Мы закончим рассказ описанием настроения детей.)
8. Составление рассказа по картине : сначала несколькими детьми по частям, потом одним ребёнком полностью.
В зимнем парке.
На картине нарисована зима. Небо светлое, голубое, высокое. Снег белый, мягкий, пушистый лежит на деревьях: на рябине, на елке и на всех остальных деревьях вдалеке.
Дети пришли в парк. Они катаются на лыжах и санках, лепят снежную бабу. Слева мы видим мальчика в голубом комбинезоне. Он идет на лыжах. Справа мы видим девочку с санками. Она в красном комбинезоне. Девочка в центре картины лепит снежную бабу. Снежная баба большая и красивая. У неё нос из морковки. На голове большая шляпа, а на шее шарф. Шляпа украшена рябиной, поэтому к снежной бабе прилетели птички. Мы видим снегирей и синичек. Рядом со снежной бабой сидит маленький, забавный щенок.
Дети на картине весёлые. Им нравится гулять в парке.
Картина вызывает радостное настроение и желание погулять в парке.
III. Итог занятия.
Д/И "Собери снеговика"
Ребята, обратите внимание на снеговика. Какой он стал? (веселый) Значит он всё запомнил. Ему очень понравился ваш рассказ. А вам понравился ваш рассказ? А что вам еще понравилось на занятии?