Хошафян Вартитер
Конспект НОД «Из истории народных музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Основные задачи:
1. Познакомить детей с различными музыкальными инструментами, историей их создания и использования в различные исторические эпохи.
2. Сравнить роль музыки и музыкальных инструментов в древности и сегодня, дать первоначальное представление о взаимосвязи исторического времени и явлений культуры.
Публикация «Конспект НОД „Из истории народных музыкальных инструментов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
3. Осваивать приёмы игры на простейших музыкальных инструментах, развивать ритмический слух и умение двигаться в соответствии с характером музыки.
4. Воспитывать интерес к истории и культуре родного народа, чувство патриотизма.
Материалы к занятию: музыкальные инструменты по теме, былина «Садко», репродукция картины К. Васильева «Садко и владыка морской», музыкальные записи звучания гуслей, гармони, балалайки, иллюстрация «Каменный век».
Ход занятия:
На столе – разнообразные музыкальные инструменты.
Вопросы к детям: «Знаете ли вы, что здесь лежит? А зачем они нужны? А хотите узнать, как появились музыкальные инструменты?
Тогда нам с вами следует сесть в машину времени и отправиться в далёкое -далёкое прошлое.
(Звучит «космическая» музыка в записи.)
Смотрите, куда нас с вами перенесла машина времени! Мы в каменном веке. Посмотрите (показ иллюстрации) : люди живут в пещерах, охотятся на диких зверей, носят одежду из шкур и готовят на костре, который разожгли с помощью кремня. Возле пещеры сейчас нет мужчин: они ушли на охоту. Женщины заняты по хозяйству, а дети играют.
Смотрите: одному мальчику попалась на глаза пустая мамонтовая кость с дырочкой. Он взял её в руки, повертел, дунул – и …
(Звук.)
…кость зазвучала! Подбежал его братишка, схватил другую косточку, дунул…
(Звук повыше.)
Маленькая сестричка подобрала ещё одну косточку…
(Звук ещё выше.)
А её подружка подняла с земли два камушка и застучала в такт музыке…
Так зазвучал возле первобытной пещеры самый первый оркестр!
Прошли сотни тысяч лет. Люди стали замечать, что звуки может издавать и пустая тростниковая трубочка, и ветка дерева, если вынуть из неё сердцевину и проделать в ней дырочки.
Позже с возникновением народностей, национальностей у каждой этнической группы появились свои музыкальные инструменты.
Предки нашего народа создали инструмент – зурна. Зурна (тур., арм.)- духовой инструмент, звук у него громкий, пронзительный. Используют этот инструмент на открытом воздухе, как сольный, так и ансамблевый инструмент. Давайте сейчас послушаем зурну. (Звучит зурна.)
А знаете, дети, в те далёкие времена звуки музыкальных инструментов казались людям волшебством. Люди верили, что звук глины, дерева, стук и треск помогает отогнать злых духов, которая вредит человеку. По мнению наших предков, злых духов отгонял также звон колокола.
(Звучат колокольные звоны, дети рассматривают валдайские колокольчики).
Вспомните, где вы могли слышать звон колокола?
(Ответ детей.)
Верно. Церковный колокол тоже звонит, изгоняя из округи тёмные силы.
Давным-давно люди научились лепить горшки. И спустя некоторое время они догадались его натянуть кожей. Так появились ударные инструменты. С одним из них я вас сейчас познакомлю – дхол. Дхол-(давул, арм.)- 2-сторонний барабан. По мембранам из кожи (или пузыря животного) ударяют пальцами обеих рук или 2 палочками (тонкой-чубух и толстой-чохмар) с ремёнными петлями (надеваются на кисти рук). Мембраны натягиваются ремнями или шнурами. Дхол входит в состав различных ансамблей. И мы сейчас послушаем известный ансамбль «Давул-зурна».
А сейчас, дети мы направимся к роднику и утолим жажду. А вы знаете раньше армянские девушки носили из родника-чурвора воду в кувшинах, грациозно неся его на своих хрупких плечах. Позже люди носили воду ведрами на коромысле-цурпаде. (Показ предмета). Давайте вспомним как армянские девушки ходили к роднику и потанцуем танец с кувшинами «Ампи дагиц».
А теперь отгадайте загадку. Какой музыкальный инструмент мы достаём по три раза каждый день, но не для игры?
(Ответ детей.)
Правильно: звонкие, резные ложки расписные!
(показ приёмов игры.)
А ещё из дерева изготавливали вот такие трещотки. (Показ.) Чем громче звук, - тем лучше: всю нечисть распугаем!
Давайте с вами встанем в круг, споём и поиграем на разных музыкальных инструментах.
(Детям раздают свирели, глиняные свистульки, колокольчики, ложки, трещотки. Исполняется хоровод «Берёза».)
Ребята, а зачем мы встали в круг, в хоровод?
(Ответы детей.)
Верно. Круг – это символ солнца, это тоже древний оберег, так что теперь у нас тут никакой нечистой силы не осталось!
Шло время, и появились новые музыкальные инструменты – струнные.
Они звучат за счёт колебания натянутой струны. Самым популярным инструментом на Руси были когда-то гусли.
(Звучит отрывок из былины «Садко», показывается картина К. Васильева).
Скажите, ребята, а как называется этот инструмент?
(Звучит балалайка, дети рассматривают инструмент.)
Балалайка – непременный участник народных русских гуляний, о ней много сложено потешек, частушек, песенок.
(Дети рассказывают потешки, поют песню «Балалаечка».)
И, наконец, позже всех появились инструменты типа гармони. Гармонь играет за счёт давления воздуха, проникающего в его мехи. Послушайте гармошку и давайте под неё попляшем!
(Звучит гармонь, дети пляшут.)
Итак, ребята, с какими же музыкальными инструментами познакомились сегодня во время нашего путешествия в прошлое? Покажите и назовите их».
(Дети выполняют задание.)