МААМ-картинки

Русский язык, 3 класс. Урок-игра «Что? Где? Когда?» — «Изменение глагола по временам»

Людмила Горбунова
Русский язык, 3 класс. Урок-игра «Что? Где? Когда?» — «Изменение глагола по временам»
▼ Скачать + Заказать документы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41»

Русский язык

Урок-игра «Что? Где? Когда

3 класс

Изменение глагола

по временам

Урок разработала :

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №41» г. Саранска

Горбунова Людмила Николаевна

2014-2015 г.

Русский язык, 3 класс. Урок-игра «Что? Где? Когда

Публикация «Русский язык, 3 класс, Урок-игра „Что? Где? Когда?“ — „Изменение глагола по временам“» размещена в разделах

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемое оборудование и методическое обеспечение: компьютер, экран, магнитная доска, карточки, конспект урока, презентация к уроку.

Краткое описание: ресурс предназначается для традиционной программы

Тема: «Изменение глагола по временам».

Дидактические цели:

- Формирование умения учащихся определять область своего незнания, умения объяснять причины своих ошибок, отбирать задания для устранения этих причин.

- Формирование алгоритма рефлексивного мышления.

Методические задачи:

- Проверить сформированность способа действия.

- Уметь вычленять из общего способа действия отдельные операции, производить процессуальный контроль.

I. Ход урока :

1. Настрой на работу. (Эмоциональный настрой на урок)

(Физминутка на регуляцию психического состояния)

Нам радостно, нам весело! Смеёмся мы с утра.

Но вот пришло мгновение, серьёзным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили, головки опустили, ротики закрыли.

И затихли на минутку, чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого, а себя лишь одного!

Скорей за работу, готовьтесь к работе!

2. - Сегодня каждый из вас соберёт своё солнышко. У вас на партах лежит карточка с изображением солнышка. Но его лучики не раскрашены. После каждого этапа урока, если с работой справитесь без ошибок, вы будете раскрашивать у солнышка лучик.

II. Введение в тему:

1. Выполнение задания.

- Какое время года сейчас, а какое было до этого? Прочитайте текст и найдите слова, отвечающие на вопросы: что сделал? что делает? что сделает?

Закончилась зима.

По земле движется весна.

Пробьётся вода и отожмет лёд от берегов.

- Как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы? (В пр., наст., буд. времени.)

2. Определение темы урока.

- Сформулируйте тему урока. (Изменение глагола по временам.)

3. Беседа по вопросам.

- Какие виды устного народного творчества вы знаете? (Песни, потешки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, приметы, загадки, частушки.)

- Что такое пословица? Что такое поговорка? Что такое примета? (Пословица - это краткое изречение, выражающее житейскую мудрость народа. Поговорка, как и посло-вица - остроумное, меткое народное суждение, краткое по форме. Пословица - законченное предложение. Поговорка - это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора.)

- Кто знает, что такое примета? Народные приметы - это передаваемые из поколения в поколение определенные признаки, по которым можно прогнозировать те или иные события.

4. – Сегодня будем играть в игру Что? Где? Когда?

– Нам приготовили вопросы ученики 3А 3В классов. Вы будете отвечать на их вопросы и, за правильный ответ, будете получать балл.

– Начинаем игру.

III. Чистописание.

1. Работа с загадкой.

Волку, волчонку и волчице

Немножко нужно подучиться.

Они совсем не знают, вот беда!

С какой же буквы начинаются их имена?

- Дайте характеристику этой букве. (Буква В обозначает согласный звук, парный по звонкости/глухости [в] / [ф], парный по твёрдости/мягкости [в] / [в'])

2. Прописывание букв, сочетаний.

В в во вл

- Молодцы, вы дали правильную характеристику буквы В, хорошо знаете все соединения в правописании слов и сочетаний с этой буквой.

- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 1 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.

IV. Словарная работа.

1. Отгадывание ребуса.

(Волк, воля, вода, ворона, весна, тыква, Валя, Вера.)

2. Работа со словарными словами.

- Выпишите словарное слово (ворона).

- На какой вопрос отвечает это слово? (кто)

- А теперь измените, это слово так, чтобы оно отвечало на вопрос что сделать? (проворонить)

- Какой частью речи является образованное слово? (Глаголом.)

- Ребята, для чего мы учим словарные слова? (Чтобы писать без ошибок, т. к. у них нет проверочных слов).

3. Скороговорка.

- Познакомимся со скороговоркой, в которой есть глагол проворонила. Прочитайте её и попробуйте проговорить её.

Проворонила ворона вороненка.

- Определите время глагола проворонила. (пр. вр.)

- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 2 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.

V. Актуализация знаний.

1. Повторение времён глагола.

Этот хитренький глагол

Себе ВРЕМЯ изобрел.

«Ухожу», - кричит сегодня.

«А вчера, - кричит, - ушел».

«Завтра, - скажет, - я уйду!»

Позавидуйте ему!

- Ребята, сколько мы знаем времен у глагола?

- Какие времена встретились в стихотворении у глагола уходить?

- Какие слова помогли определить время? (Сегодня, вчера, завтра)

2. Выборочное списывание.

- Выпишите эти глаголы.

Ухожу – что делаю? (наст. вр.,

ушел – что сделал? (пр. вр. ,

уйду – что сделаю? (буд. вр).

- Как еще можно определить время глагола? (По вопросу и по суффиксу -л- у пр. времени)

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего? Приведите примеры.

- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры.

- С какой целью мы изучаем эту тему? (Научиться определять время глагола, правильно употреблять в речи глаголы каждого времени.)

- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 3 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.

VI. Тренировочные упражнения

1. Списывание.

- Прочитайте предложения.

В. да пот. кла, в. сну прин. сла. З. ма в. сну пугает, а сама тает. Будет много апрельской в. дицы, и зел. нь нар. дится.

- К какому жанру фольклора можно отнести эти предложения? (Пословицы)

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Спишите предложения. Определите время глаголов.

Вода потекла (п. в., весну принесла (п. в.).

Зима весну пугает (н. в., а сама тает (н. в.).

Будет много апрельской водицы, и зелень народится (б. в.).

- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 4 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.

2. Выборочный диктант.

- Давайте придумывать рифмы.

- Прослушайте незаконченные предложения, вставьте слово по смыслу, чтобы получилась рифма.

1) Всё пробудилось ото сна:

По миру быстро шла … (весна).

2) Я раскрываю почки в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна, и зовут меня … (весна.)

3) В листве зелёной утону

И в этом обвиню … (весну).

- Запишите глаголы в три столбика и определите время.

п. в. н. в. б. в.

пробудилось раскрываю утону

шла одеваю обвиню

поливаю

зовут

- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 5 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.

3. Письмо по памяти.

а) Отгадывание загадок.

- Отгадайте загадки.

1) Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

2) Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель –

В гости к нам пришел. (Апрель)

3) Сад примерит белый цвет,

Соловей споёт сонет,

В зелень оденется наш край –

Нас теплом встретит. (Май)

б) Письмо по памяти.

- Какой месяц сейчас идёт? Прочитайте загадку про апрель. Эту загадку мы запишем по памяти.

- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 6 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.

4. Физкультминутка для глаз.

- А теперь, ребята, давайте дадим отдых нашим глазкам. Смотрим на экран за движущими насекомыми.

5. Работа по учебнику. Упражнение 212.

а) работа с антонимами

- Нам даны пословицы. Нужно вставить глаголы-антонимы.

- Что такое антонимы?

б) работа с пословицами

- Запишите первые две пословицы, определите время и число

- А теперь прочитайте первое предложение, поставив глаголы в форму прошедшего времени.

1. Дождик вымочит (б. в., а солнышко высушит (б. в.).

2. Солнце всходит (н. в.) на востоке, а заходит (н. в.) на западе.

- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 7 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.

6. Физминутка.

- Ребята, мы много поработали, давайте отдохнём.

Раз – на цыпочки подняться,

Надо всем, друзья, размяться.

Два – нагнулись до земли,

И не раз, а раза три.

Три – руками помахали,

Наши рученьки устали.

На четыре – руки в боки,

Дружно делаем подскоки.

Пять – присели раза два.

Шесть – за парты нам пора.

7. Комментированное письмо.

а) работа с приметами

- Прочитайте предложения.

- К какому жанру фольклора можно отнести эти предложения? (Приметы)

Ласточка низко летает – дождь обещает.

Гром гремит – хлеб будет родить.

Поют синицы – жди тепла.

б) запись предложения с комментированием

- Запишем третье предложение с комментированием. Определите время глагола.

Поют (н. в.) синицы – жди (б. в.) тепла.

- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 8 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.

8. Письмо под диктовку.

- Прослушайте предложения и определите, к какому жанру фольклора можно отнести эти предложения? (Поговорки)

Весной снег растаял быстро, вода бежит дружно – придёт холодное лето.

Весна красна, на всё пошла.

Одна ласточка весны не делает.

- Запишем первое предложение под диктовку. Определите время глаголов.

Весной снег растаял быстро, вода бежит дружно – придёт холодное лето.

Растаял (п. в.,

бежит (н. в. ,

придёт (б. в.).

- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 9 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.

VII. Итог урока.

1. Отгадывание загадок.

1. То, что прошло и уже не вернется,

Каким это временем назовется? (прошедшее время)

2. Это время приходит сейчас

И расскажет о том, что у нас в этот час. (настоящее время)

3. Но есть время мечтаний и планов,

Все, что будет, у него мы узнаем. (будущее время)

2. Подведение итогов игры «Что? Где? Когда

- Ребята, с каким счётом закончилась наша игра?

- На все ли вопросы, которые нам задавали ученики 3А и 3В классов, мы ответили?

VIII. Домашнее задание.

1. Выполнить упражнение 210.

2. Вспомнить, что такое обращение.

3. Составить текст на тему «Как я помогаю родителям дома».

IX. Рефлексия.

- Умею отличать глаголы от других частей речи.

- Могу изменять глаголы по временам.

- Умею определять времена глагола.

- Ребята, посмотрите на своё солнышко. Все ли лучики у него раскрашены? Если все раскрашены – хорошо, если у кого-то остались нераскрашенными некоторые лучики, не расстраивайтесь, вам есть к чему стремиться.

Публикации по теме:

Дидактическая игра с бумажной куклой «Одень куклу в русский народный костюм»Дидактическая игра с бумажной куклой «Одень куклу в русский народный костюм» Автор: Жабина Ирина Ивановна. Игра для детей 5 - 7 лет. Проводится индивидуально и по подгруппам. Можно использовать при изучении темы "Одежда".

Игра-викторина «Что? Где? Когда?» Тема: «Что? Где? Когда?» ЦЕЛЬ: Дать детям представления об игре «Что? Где? Когда?», познакомить с правилами игры. Доставить детям радость.

Интегрированная проверочная работа для 2 класса (конец года). Предметы: русский язык и чтение Текст: 8 Репа известна людям с давних времён. Ещё четыре 18 тысячи лет назад её выращивали в Греции, Персии, Египте и 28 Риме. Но сначала.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» ЦЕЛЬ: Закрепить правила дорожного движения; развивать логическое мышление, умение решать поставленные задачи и работать в команде, согласовывая.

Изменение предметно-развивающей среды к 9 маяИзменение предметно-развивающей среды к 9 мая 2 младшая группа. Первый день с изменениями в предметно- развивающей среде к 70- летию Победы. Уже сейчас в нашем детском саду "Теремок",.

Игра «Что? Где? Когда?» по теме «Осень» Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках осени. Задачи: Пополнить и активизировать словарь детей. Закреплять умение отгадывать.

Мастер класс «Космический корабль» (оригами — изменение формы)Мастер класс «Космический корабль» (оригами — изменение формы) Сегодня необычный день. А необычен он потому, что сегодня, 12 апреля, в нашей стране отмечается праздник - День космонавтики. На кануне.

Урок по письму и развитию речи в 6 классе коррекционной школы VIIIвида. Тема. Изменение существительных по падежам. Цели: Обучающие:отрабатывать навыки постановки вопроса к существительному (для определения падежа, закреплять знание падежей и падежных.

Экологическая игра «Что? Где? Когда?» Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы. Программное содержание.

Эссе «Русский язык» Русский язык-это важнейшее средство общения людей друг с другом, Это орудие мысли и культуры. В русском языке отражается его история, характер,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русский язык, 3 класс. Урок-игра «Что? Где? Когда?» — «Изменение глагола по временам»
Опубликовано: 5 июля 2015 в 15:33
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русский язык, 3 класс. Урок-игра «Что? Где? Когда?» — «Изменение глагола по временам»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Горбунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД