Людмила Горбунова
Русский язык, 3 класс. Урок-игра «Что? Где? Когда?» — «Изменение глагола по временам»
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41»
Русский язык
Урок-игра «Что? Где? Когда?»
3 класс
Изменение глагола
по временам
Урок разработала :
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №41» г. Саранска
Горбунова Людмила Николаевна
2014-2015 г.
Русский язык, 3 класс. Урок-игра «Что? Где? Когда?»
Публикация «Русский язык, 3 класс, Урок-игра „Что? Где? Когда?“ — „Изменение глагола по временам“» размещена в разделах
- Викторины для учащихся начальных классов, 1-4 классы
- Викторины и интеллектуальные игры для школьников
- Викторины по русскому языку
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Игры для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Используемое оборудование и методическое обеспечение: компьютер, экран, магнитная доска, карточки, конспект урока, презентация к уроку.
Краткое описание: ресурс предназначается для традиционной программы
Тема: «Изменение глагола по временам».
Дидактические цели:
- Формирование умения учащихся определять область своего незнания, умения объяснять причины своих ошибок, отбирать задания для устранения этих причин.
- Формирование алгоритма рефлексивного мышления.
Методические задачи:
- Проверить сформированность способа действия.
- Уметь вычленять из общего способа действия отдельные операции, производить процессуальный контроль.
I. Ход урока :
1. Настрой на работу. (Эмоциональный настрой на урок)
(Физминутка на регуляцию психического состояния)
Нам радостно, нам весело! Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение, серьёзным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили, головки опустили, ротики закрыли.
И затихли на минутку, чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а себя лишь одного!
Скорей за работу, готовьтесь к работе!
2. - Сегодня каждый из вас соберёт своё солнышко. У вас на партах лежит карточка с изображением солнышка. Но его лучики не раскрашены. После каждого этапа урока, если с работой справитесь без ошибок, вы будете раскрашивать у солнышка лучик.
II. Введение в тему:
1. Выполнение задания.
- Какое время года сейчас, а какое было до этого? Прочитайте текст и найдите слова, отвечающие на вопросы: что сделал? что делает? что сделает?
Закончилась зима.
По земле движется весна.
Пробьётся вода и отожмет лёд от берегов.
- Как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы? (В пр., наст., буд. времени.)
2. Определение темы урока.
- Сформулируйте тему урока. (Изменение глагола по временам.)
3. Беседа по вопросам.
- Какие виды устного народного творчества вы знаете? (Песни, потешки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, приметы, загадки, частушки.)
- Что такое пословица? Что такое поговорка? Что такое примета? (Пословица - это краткое изречение, выражающее житейскую мудрость народа. Поговорка, как и посло-вица - остроумное, меткое народное суждение, краткое по форме. Пословица - законченное предложение. Поговорка - это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора.)
- Кто знает, что такое примета? Народные приметы - это передаваемые из поколения в поколение определенные признаки, по которым можно прогнозировать те или иные события.
4. – Сегодня будем играть в игру Что? Где? Когда?
– Нам приготовили вопросы ученики 3А 3В классов. Вы будете отвечать на их вопросы и, за правильный ответ, будете получать балл.
– Начинаем игру.
III. Чистописание.
1. Работа с загадкой.
Волку, волчонку и волчице
Немножко нужно подучиться.
Они совсем не знают, вот беда!
С какой же буквы начинаются их имена?
- Дайте характеристику этой букве. (Буква В обозначает согласный звук, парный по звонкости/глухости [в] / [ф], парный по твёрдости/мягкости [в] / [в'])
2. Прописывание букв, сочетаний.
В в во вл
- Молодцы, вы дали правильную характеристику буквы В, хорошо знаете все соединения в правописании слов и сочетаний с этой буквой.
- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 1 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.
IV. Словарная работа.
1. Отгадывание ребуса.
(Волк, воля, вода, ворона, весна, тыква, Валя, Вера.)
2. Работа со словарными словами.
- Выпишите словарное слово (ворона).
- На какой вопрос отвечает это слово? (кто)
- А теперь измените, это слово так, чтобы оно отвечало на вопрос что сделать? (проворонить)
- Какой частью речи является образованное слово? (Глаголом.)
- Ребята, для чего мы учим словарные слова? (Чтобы писать без ошибок, т. к. у них нет проверочных слов).
3. Скороговорка.
- Познакомимся со скороговоркой, в которой есть глагол проворонила. Прочитайте её и попробуйте проговорить её.
Проворонила ворона вороненка.
- Определите время глагола проворонила. (пр. вр.)
- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 2 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.
V. Актуализация знаний.
1. Повторение времён глагола.
Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ изобрел.
«Ухожу», - кричит сегодня.
«А вчера, - кричит, - ушел».
«Завтра, - скажет, - я уйду!»
Позавидуйте ему!
- Ребята, сколько мы знаем времен у глагола?
- Какие времена встретились в стихотворении у глагола уходить?
- Какие слова помогли определить время? (Сегодня, вчера, завтра)
2. Выборочное списывание.
- Выпишите эти глаголы.
Ухожу – что делаю? (наст. вр.,
ушел – что сделал? (пр. вр. ,
уйду – что сделаю? (буд. вр).
- Как еще можно определить время глагола? (По вопросу и по суффиксу -л- у пр. времени)
- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего? Приведите примеры.
- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры.
- С какой целью мы изучаем эту тему? (Научиться определять время глагола, правильно употреблять в речи глаголы каждого времени.)
- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 3 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.
VI. Тренировочные упражнения
1. Списывание.
- Прочитайте предложения.
В. да пот. кла, в. сну прин. сла. З. ма в. сну пугает, а сама тает. Будет много апрельской в. дицы, и зел. нь нар. дится.
- К какому жанру фольклора можно отнести эти предложения? (Пословицы)
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Спишите предложения. Определите время глаголов.
Вода потекла (п. в., весну принесла (п. в.).
Зима весну пугает (н. в., а сама тает (н. в.).
Будет много апрельской водицы, и зелень народится (б. в.).
- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 4 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.
2. Выборочный диктант.
- Давайте придумывать рифмы.
- Прослушайте незаконченные предложения, вставьте слово по смыслу, чтобы получилась рифма.
1) Всё пробудилось ото сна:
По миру быстро шла … (весна).
2) Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна, и зовут меня … (весна.)
3) В листве зелёной утону
И в этом обвиню … (весну).
- Запишите глаголы в три столбика и определите время.
п. в. н. в. б. в.
пробудилось раскрываю утону
шла одеваю обвиню
поливаю
зовут
- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 5 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.
3. Письмо по памяти.
а) Отгадывание загадок.
- Отгадайте загадки.
1) Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
2) Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель –
В гости к нам пришел. (Апрель)
3) Сад примерит белый цвет,
Соловей споёт сонет,
В зелень оденется наш край –
Нас теплом встретит. (Май)
б) Письмо по памяти.
- Какой месяц сейчас идёт? Прочитайте загадку про апрель. Эту загадку мы запишем по памяти.
- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 6 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.
4. Физкультминутка для глаз.
- А теперь, ребята, давайте дадим отдых нашим глазкам. Смотрим на экран за движущими насекомыми.
5. Работа по учебнику. Упражнение 212.
а) работа с антонимами
- Нам даны пословицы. Нужно вставить глаголы-антонимы.
- Что такое антонимы?
б) работа с пословицами
- Запишите первые две пословицы, определите время и число
- А теперь прочитайте первое предложение, поставив глаголы в форму прошедшего времени.
1. Дождик вымочит (б. в., а солнышко высушит (б. в.).
2. Солнце всходит (н. в.) на востоке, а заходит (н. в.) на западе.
- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 7 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.
6. Физминутка.
- Ребята, мы много поработали, давайте отдохнём.
Раз – на цыпочки подняться,
Надо всем, друзья, размяться.
Два – нагнулись до земли,
И не раз, а раза три.
Три – руками помахали,
Наши рученьки устали.
На четыре – руки в боки,
Дружно делаем подскоки.
Пять – присели раза два.
Шесть – за парты нам пора.
7. Комментированное письмо.
а) работа с приметами
- Прочитайте предложения.
- К какому жанру фольклора можно отнести эти предложения? (Приметы)
Ласточка низко летает – дождь обещает.
Гром гремит – хлеб будет родить.
Поют синицы – жди тепла.
б) запись предложения с комментированием
- Запишем третье предложение с комментированием. Определите время глагола.
Поют (н. в.) синицы – жди (б. в.) тепла.
- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 8 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.
8. Письмо под диктовку.
- Прослушайте предложения и определите, к какому жанру фольклора можно отнести эти предложения? (Поговорки)
Весной снег растаял быстро, вода бежит дружно – придёт холодное лето.
Весна красна, на всё пошла.
Одна ласточка весны не делает.
- Запишем первое предложение под диктовку. Определите время глаголов.
Весной снег растаял быстро, вода бежит дружно – придёт холодное лето.
Растаял (п. в.,
бежит (н. в. ,
придёт (б. в.).
- За это задание мы получаем 1 балл, счёт игры 9 - 0. Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок – раскрашивает лучик.
VII. Итог урока.
1. Отгадывание загадок.
1. То, что прошло и уже не вернется,
Каким это временем назовется? (прошедшее время)
2. Это время приходит сейчас
И расскажет о том, что у нас в этот час. (настоящее время)
3. Но есть время мечтаний и планов,
Все, что будет, у него мы узнаем. (будущее время)
2. Подведение итогов игры «Что? Где? Когда?»
- Ребята, с каким счётом закончилась наша игра?
- На все ли вопросы, которые нам задавали ученики 3А и 3В классов, мы ответили?
VIII. Домашнее задание.
1. Выполнить упражнение 210.
2. Вспомнить, что такое обращение.
3. Составить текст на тему «Как я помогаю родителям дома».
IX. Рефлексия.
- Умею отличать глаголы от других частей речи.
- Могу изменять глаголы по временам.
- Умею определять времена глагола.
- Ребята, посмотрите на своё солнышко. Все ли лучики у него раскрашены? Если все раскрашены – хорошо, если у кого-то остались нераскрашенными некоторые лучики, не расстраивайтесь, вам есть к чему стремиться.