Ирина Морозова
Преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ : ДОУ И НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Морозова Ирина Михайловна
старший воспитатель,
МДОУ ДСКВ №24 п. Советский,
МО Ейский район
2. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Публикация «Преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности детского сада и школы.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться
3. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка.
Таким образом, преемственность - это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
4. Теоретические обоснования: ФГОС ДОУ
Деятельностный и личностный подходы
ФГОС начальной школы
Системно-деятельностный подход
5. 6. Вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением различных моделей обучения стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности на различных ступенях образования. И если на уровне целей, задач и принципов согласованность представлена, то на уровне методов, средств и форм она часто отсутствует.
7. Основные изменения в дошкольном образовании связаны с тем, что акцент со знаний, умений и навыков переносится на социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, т. к. специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов, что обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
8. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Задача педагогов: внимательно познакомиться с формами и методами работы в образовательных учреждениях, это поможет первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям. Поэтому, признавая, что в основе успешности ребенка, особенно в условиях непрерывного образования, рассматривается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений, в системе современного образования преемственность целей и задач должна получать логическое продолжение в согласовании педагогических подходов и технологий, которые будут способствовать формированию заявленных компетенций воспитанников и учащихся начальной школы.
9. Исследования, показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Еще древние говорили, что «многознание не определяет развитие ума». Задача дошкольного образования в рамках проблемы преемственности - это обеспечение условий для психического развития ребенка, обогащение развития через различные виды продуктивной деятельности детей.
10. Отметим наиболее актуальные задачи для дошкольного и начального звена :
1. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
2. Обеспечение эмоционального самоощущения, развитие условий для разнообразной художественной деятельности.
3. Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.
4. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками).
5. Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативности, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.
11. Взаимосвязь педагогических подходов и технологий, используемых в ДОУ и школе 1 ступени может выступить условием формирования УУД и компетенций воспитанников и учащихся ОУ при соблюдении определё нных требований к выбору технологий и организации педагогического процесса:
• создание образовательной среды, способствующей эмоционально ценностному, социально личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
• личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
• предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр. ;
• ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
• формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
• опора на игру при формировании учебной деятельности;
• сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
• самостоятельный, творческий характер освоения ребенком культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития;
• предоставление ребенку возможности самостоятельно добывать и применять свои знания;
• обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;
• организация конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников.
12. В ближайшей перспективе необходима разработка гибкой системы методической работы в образовательных учреждениях (и в школе и в детском саду, способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования педагогических подходов и технологий, способствующих формированию УУД и компетенций воспитанников и учащихся ОУ, в условиях предшкольного и начального образования. Главный недостаток в осуществлении данной деятельности на практике - недостаточная системность её организации и низкий уровень мотивации педагогических работников ДОУ и ОУ в её осуществлении.
13. Для работы по реализации преемственности в развитии личностных, метапредметных и предметных компетенций дошкольников и школьников следует выделить следующие параметры:
1. Преемственность в целях и содержании обучения и воспитания.
2. Преемственность в формах и методах образовательной работы.
3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания
детей.
Какие же это направления?
1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.
2. Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.
3. Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе.
14. Через все перечисленные выше направления четко прослеживается:
– методическая работа;
– работа с детьми;
– работа с родителями.
15. Методическая работа может включать в себя изучение методов и форм организации образовательного процесса через :
– взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной
школе;
– разработку индивидуальных рекомендаций работающих в ДОУ воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда по выпускникам;
– анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований психологов ДОУ и школы;
– участие воспитателей ДОУ в психолого-педагогическом консилиуме на
базе школы;
– участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах на базе ДОУ и ОУ;
– совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной
школы на базе ДОУ.
16. Работа с детьми может заключаться в:
– организации экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;
– организации выставок детских работ, вернисажей;
– организации совместных праздников, конкурсов;
– посещений театрализованных представлений, поставленных бывшими выпускниками ДОУ;
– посещения педагогами ДОУ праздничной линейки 1 сентября, посвящённой Дню знаний.
17. Работа с родителями предполагает:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, тестирование родителей;
• образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
• визуальные средства общения;
18. Проблема – недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения процесса перехода ребёнка из детского сада в начальную школу (адаптационного периода). Сущность переходного периода заключается в том, что у ребёнка уже есть основные предпосылки учения (произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т. п.). Однако он, по существу, ещё дошкольник – становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при самых благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе и включает в себя компоненты как физической, так и психологической адаптации.
19. Реализация преемственных связей требует решения задач:
Обеспечение «охранительной функций» процесса обучения - недопустимость умственных перегрузок; использование здоровьесберегающих технологий; поддержание эмоционально-положительного отношения ребенка к познавательной деятельности.
20. В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса и выиграют от этого все, особенно дети.