Нина Худякова
Театрализованная игра как средство развития коммуникативных навыков у детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
тема: «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных навыков у детей второй младшей группы»
Пояснительная записка:
В наше время многие родители считают, что у дошкольников должен быть огромный запас знаний, так как он необходим для будущего развития детей, чтобы кругозор ребенка постоянно расширялся. Все это, конечно, верно, но почему-то взрослые совершенно забывают о том, что дети должны еще и играть, ведь именно в игре они учатся взаимодействовать друг с другом.
Публикация «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных навыков у детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения дошкольников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.
Коммуникативные способности – это осознанные коммуникативные действия людей, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков (Л. Р. Мунирова)
Развивая у ребенка стремление к общению и умению общаться со сверстниками, со взрослыми важно ставить перед собой такую задачу: воспитывать личность, умеющую видеть в другом человеке тоже личность.
Имеющийся опыт использования игровых методик доказывает, что формирование коммуникативных умений целесообразно в процессе театрализованной игры, как наиболее точной и доступной модели общения дошкольников. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Способность к общению определяется некоторыми особенностями личности, которые обеспечивают эффективность ее взаимодействия и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя 3 основных составляющих:
мотивационную («Я хочу общаться»);
когнитивную («Я знаю, как общаться»);
поведенческую («Я умею общаться»).
Первая составляющая («область желания») включает в себя потребность в общении, которая и определяет желание ребенка вступать в контакт с окружающими. Дети, у которых оно отсутствует или недостаточно развито, замкнуты. Вторая составляющая коммуникативных способностей - область знания - определяется тем, в какой степени ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание также формируется в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают малышу, как вступить в контакт с другим человеком, как поддерживать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты. Внутренние представления ребенка о способах и средствах общения формируются незаметно, в ежедневном взаимодействии с родителями, воспитателями, другими детьми.
Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении - третья составляющая способности к общению («область умений»). Она включает в себя умение адресовать сообщения и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность и аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к своему мнению, умение слушать, умение эмоционально сопереживать.
Таким образом, коммуникативные способности представляют собой неразрывное единство трех своих составляющих: мотивационную, когнитивную, поведенческую. Только при достаточном и гармоничном развитии каждой из них мы можем говорить о наличии у ребенка развитых коммуникативных способностей.
Театрализованные игры – это игры-представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрываются литературные произведения, т. е. воссоздаются конкретные образы.
Важной особенностью театрализованной игры является длительность вовлечения ребёнка в процесс изменений. Ведь первичное переживание, пропущенное через тело, чувство и ум будет долго влиять на жизнь ребёнка, и менять её. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр : они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Играя роль, ребенок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, развития речи дошкольников, они во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом героя. Способность к такой идентификации у ребенка позволяет оказывать влияние на развитие детей. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
Актуальность:
Театрализованная игра актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО, потому что позволяет:
- осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».)
В сфере социального развития :
- обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
- воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении;
- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
- формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формировать доверие к собеседнику;
- вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения;
- обучать детей речевым средствам общения;
- корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
В сфере речевого развития :
-содействовать развитию монологической и диалогической речи;
-обогащать словарь, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов;
-овладеть выразительными средствами общения.
В сфере познавательного развития :
-развивать разносторонние представления о действительности;
-наблюдать за явлениями природы, поведением животных;
-обеспечивать взаимосвязь конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы;
-развивать память, воображение, обучают умению планировать свои действия для достижения результата.
В сфере эстетического развития :
- приобщать к высокохудожественной литературе;
- развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа;
-приобщать к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
-создавать выразительные художественные образы;
-развивать пространственное воображение, как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата;
-организовывать коллективную работу при создании многофигурных сюжетных композиций;
-обучать самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.
В сфере развития движений :
- научиться согласовывать действия с сопровождающей их речью;
-развивать умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа
Структура театрализованной игры содержит : роль, как определённый компонент; игровые действия; игровое использование предметов; реальные отношения между играющими детьми, имеются правила игры. Однако, в театрализованной игре игровые действия или игровой предмет (костюм, кукла) определяют и облегчают принятие ребёнком на себя роли, и только после этого сама роль предлагает выбор игровых действий. Театральная игра имеет конечный продукт - постановка, спектакль.
Знания, полученные детьми на занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Они приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.