Анастасия Молоковская
Конспект занятия «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
- познакомить детей с основными свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);
- ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная;
- научить самостоятельно детей проводить элементарные опыты с водой;
- учить рисовать в смешанной технике (парафиновая свечка и акварельные краски);
- развивать любознательность, мышление и речь детей.
Методы и приемы:
- игровой (сюрпризные моменты);
- практический (опыты);
Публикация «Конспект занятия „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- словесный (беседы, рассказ воспитателя).
Предварительная работа:
- чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»;
- опыты: превращение снега в воду, воды в лед;
- беседы на тему «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?»;
- просматривание мультфильма «Капитошка».
Материалы и оборудование:
- инвентарь для опытов: прозрачные стаканы, стаканы с водой по количеству детей, сахар, лимон, молоко, чайные ложки;
- листики с нарисованной снежинкой парафином, кисточки, салфетки, краски.
Алгоритм проведения НОД.
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
В: Ребята, у меня есть для вас небольшой сюрприз. А, что за сюрприз вы узнаете, когда закрасите волшебные листочки. Готовы?
Д: Да!
В: Тогда проходите на свои места и приступайте к работе.
Дети рисуют, воспитатель контролирует процесс. Когда дети заканчивают работу, на листочках появляется снежинка, нарисованная парафиновой свечкой.
В: Ребята, а как вы думаете, почему снежинка пришла к нам в гости? В какое время года идет снег?
Д: Зимой.
В: А почему?
Д: Потому что на улице холодно.
В: А летом может идти снег?
Д: Нет.
В: Если мы снежинку положим на ладонь, что с ней произойдет?
Д: Она растает.
В: А что останется у нас на ладони, когда она растает?
Д: Вода.
В: Так вот почему снежинка пришла к нам в гости, потому что снежинка – это замерзшая вода. А мы с вами сегодня будем исследовать воду, как настоящие ученые. А кого называют учеными?
Д: Это очень умные люди, которые все изучают, ставят опыты в своих лабораториях.
В: Правильно ребята. Ну что, хотите ненадолго стать настоящими учеными?
Д: Да!
В: Хорошо ребята, тогда объявляю нашу лабораторию открытой. И исследовать мы сегодня в ней будем свойства воды. Ребята, скажите, а только снег – это замерзшая вода?
Д: Нет, еще, лед, сосульки, иней.
В: Правильно ребята. А как вы думаете, что случится со льдом, если мы занесем его в тепло?
Д: Он растает, как и снежинка.
В: Правильно. Вот, смотрите, у меня есть кусочки льда, я сейчас положу его в вазочку и в конце занятия мы посмотрим, что же с ним случится. А пока нам пора приступать к новому опыту.
ОПЫТ №1 – «ВОДА БЕСЦВЕТНАЯ».
В: Ребята, как вы думаете, какого цвета вода?
Д: предположение детей.
В: Сейчас мы узнаем, какая вода на самом деле.
Воспитатель ставит на стол два стакана: с молоком и с водой. Спрашивает детей, что налито в стаканах. Слушает ответы детей. Далее воспитатель ставит в стаканы ложки и спрашивает детей где ложка видна, а где нет. Ответы детей.
В: Значит какой вывод мы можем сделать? Что вода прозрачная, но это чистая вода. А как вы думаете можно сделать так, чтобы вода приобрела какой – нибудь цвет?
Д: Да.
В: Конечно можно. Посмотрите в свои стаканчики, где вы мыли свои кисти. Сразу она была прозрачная, а теперь она стала голубого цвета. А голубая она стала, потому что вы добавили в нее голубую краску. А значит вода приобретет тот цвет, какой вы в нее добавите. Посмотрите как это происходит.
Воспитатель в стакан с чистой водой добавляет кристаллы марганца и вода приобретает розовый оттенок.
В: Какого цвета стала вода?
Д: Розового.
В: Правильно ребята. Значит, мы делаем вывод, что чистая вода не имеет цвета, она прозрачная. Но ее можно окрасить в любой цвет, смотря какую краску в нее добавить. А теперь ребята, давайте сделаем разминку.
Физминутка.
Капля с капелькой слетела, (берутся за руки, идут по кругу)
Капля капельку задела,
Капля с капелькой слилась, (сходятся в центр круга)
Вот и лужа налилась. (расходятся, приседают)
Солнце лучиком играло, (махи руками перед собой, внизу)
В лужу темную попало,
Солнцем греется вода, (встают, поднимают руки вверх)
Улетает в никуда.
Выше неба не достать, (тянут руки вверх)
Капли встретились опять. (берутся за руки, идут по кругу)
Вместе держатся за ручки
И плывут по небу тучки. (махи руками в стороны)
Дети рассаживаются на свои места.
ОПЫТ №2 – «ВОДА НЕ ИМЕЕТ ВКУСА».
В: Ребята, у вас в стаканчиках налита вода. Я предлагаю вам попробовать ее на вкус. Сделайте по небольшому глотку, и скажите какая она.
Д: Безвкусная, никакая.
В: Да ребята, вода не имеет никакого вкуса. Она безвкусная. Но она может принимать вкус того вещества, которое в нее добавить. У вас на столах стоит сахар. Какой сахар на вкус?
Д: Сладкий.
В: Правильно. А если мы добавим его в воду, какой станет вкус у воды?
Д: Сладкий.
В: Давайте мы это проверим с вами. Возьмите ложки и добавьте сахар в ваши стаканы, затем размешайте.
Дети кладут сахар в стаканы и размешивают.
В: Давайте проверять как изменился вкус у воды. Попробуйте воду на вкус. Какой вкус стал у воды?
Д: Она стала сладкой.
В: А почему?
Д: Потому что мы в нее добавили сахар.
ОПЫТ №3 – «ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА».
В: Теперь я вам предлагаю взять ваши стаканы в руки и понюхать воду, чтобы определить имеет ли она запах.
Дети определяют, имеет ли вода запах.
В: Вы что – нибудь почувствовали?
Д: Нет.
В: Значит вода и запаха не имеет. А давайте попробуем в наши стаканы положить дольки лимона, затем размешаем ложкой и проверим, появился ли у воды запах.
Дети кладут дольки лимона, размешивают и проверяют запах.
В: Чем теперь пахнет вода?
Д: Лимоном.
В: Правильно, а вывод такой, что вода не имеет запаха, если в нее не добавить какой – либо ароматизатор.
ОПЫТ №4 – «ВОДА – ЭТО ЖИДКОСТЬ».
В: Ребята, вода обладает еще одним интересным свойством. Посмотрите, что я делаю?
Воспитатель наливает из бутылки в стакан воду, из стакана в другой стакан и так несколько раз.
Д: Наливаете, льете, переливаете воду.
В: Правильно ребята, а вывод делаем такой, что воду можно налить в стакан, в ванную, в таз; перелить, вылить, долить, а значит вода – это жидкость. Молодцы ребята, а сейчас я загадаю вам загадки.
Бежит, журчит, волнуется, Я и туча, и туман,
Все на нее любуются. И ручей, и океан.
Никак не остановится, И летаю, и бегу,
Назад не поворотится. И стеклянной быть могу.
(река) (вода)
Хлопок с неба повалил Поле синее, овцы белые.
Землю зябкую укрыл. На поле пасутся, к берегу несутся.
(снег) (море)
Не идет, не скачет, а плывет и плачет. Утром капельки воды, на траве увидишь ты.
Шумит он в поле и в саду В каплях лепестки цветов, в каплях листики кустов
А в дом не попадает. Пьет из капельки оса, эти капельки (роса).
И не куда я не пойду, покуда он идет.
(дождь)
В: Молодцы ребята, все наши отгадки на загадки – это вода. А вода мы с вами выяснили – это жидкость, которая не имеет вкуса, запаха, она бесцветная – прозрачная. А теперь давайте проверим, что произошло с нашим льдом.
Воспитатель демонстрирует растаявший лед.
Д: Лед растаял и превратился в воду.
В: Правильно. И так, ребята, наша лаборатория закрывается, вы большие молодцы, потрудились на славу. Мы еще сюда вернемся, а сейчас давайте поаплодируем друг другу и нашим гостям.