Надежда Маменко
Развитие творческих способностей у детей старших дошкольников через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моего выступления: Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность.
«Театр дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»
Б. М. Теплов
Публикация «Развитие творческих способностей у детей старших дошкольников через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творческих способностей. Дети в этом возрасте любознательны и открыты для познания окружающего мира, а их мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. От того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослым.
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО «Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками». Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях. Позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Меня, как творческого педагога, привлекла театрализованная деятельность в детском саду, которая даёт возможности раскрытия творческого потенциала ребенка.
И свою работу в этом направлении я начала с того, что познакомила детей с работой профессиональных артистов. Наше сотрудничество с интерактивным театром «Аленький цветочек»- это «Театр на большом экране» очень заинтересовало меня, как педагога. Нам в детский сад стали присылать профессиональные детские спектакли. Просматривая спектакли вместе с детьми мы разбирали не только тематику спектакля, но и игру актеров.
Какими способами театрального искусства артист передает образ своего персонажа: через мимику, жесты, голос, выразительностью движения.
Через игру профессиональных артистов дети знакомились с миром театра : чувствами и настроениями героев, через образы, краски звуки осваивали способы эмоционального выражения.
Ребята активно реагировали на данный формат, отвечали на вопросы героев, отгадывали загадки, танцевали вместе и интерактивными героями и получали массу положительных эмоций.
После просмотра профессионального театра я решила провести тестирование для определения уровня творческих способностей детей.
Выявила проблемы, над которыми необходимо работать, а это:
- недостаточная выразительность движений,
- речевая и интонационная выразительность,
- отсутствует самостоятельность в выполнении задания, дети мало импровизируют.
На основании тестирования я определила для себя цели и задачи.
ЦЕЛЬ:
Развить творческие способностистарших дошкольников через театрализованную деятельность.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
1. формировать творческое воображение дошкольников через различные виды театрализованной деятельности;
2. формировать умения передавать движением, мимикой, позой, жестом, театральными куклами основные эмоции ритмических импровизаций, игр и этюдов;
3. развивать творческую самостоятельность детей и умение владеть своим телом;
4. воспитывать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности, желание принимать активное участие в досугах, праздниках, развлечениях, используя импровизационные умения.
Так, как театр – искусство синтетическое, оно воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств: музыка, художественное слово, наглядный образ, изобразительное искусство. А для развития театральных способностей необходима доступная среда.
Нашасовместная работа с воспитателями групп детского сада позволили организовать в каждой возрастной группе театральные уголки,наполненные реквизитом. Они оснащены театрально-игровым оборудованием, большой и маленькой ширмой, стойкой-вешалкой для костюмов, различными масками, париками и атрибутами для постановок.
В группах имеются разные виды кукольного театра : пальчиковый, перчаточный, теневой театр, настольный, «би-ба-бо», театр масок и др.
Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.
В театральных уголках, каждый ребенок может посмотреть иллюстрации к сказкам, познакомитьсяс каким-нибудь персонажем.
Учитывая гендерные особенности детей, в центре театра размещаются оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.
Тематика и содержание театрализованной игры в уголке группы имеет нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, честность, смелость.
Для того, чтобы детям было интересно на занятиях я использую методы и приемы направленных на развитие музыкальных и театрализованных способностей
1. Наглядно-слуховой метод –«живое» исполнение произведения (игра на фортепиано) или в МП 3 формате и их разумное чередование на занятиях.
2. Наглядно-зрительный метод – применяю картинки, рисунки, цветные карточки и др. На занятиях применяю компьютерные технологии, показываю слайды на большом экране в музыкальном зале.
Это значительно облегчает усвоение музыкальных знаний.
3. Словесный метод предполагает: сообщение детям различных сведений о музыке, театре, искусстве. Разъясняю новые понятия, обогащающих словарь ребенка, побуждающих детей осознанно высказываться о характере музыкальных произведений; объяснение того, как овладеть определенными умениями и т. д.
3. Практический метод включает и показ педагогом исполнительных приемов в различных видах деятельности, и активное включение самих детей в процесс восприятия музыки, театрализации и исполнительства. Методы и приё мы уподобления характеру звучания музыки: моторно-двигательные (передача характера музыки, через движения, мимическое (передача характера музыки в мимике, цветовое (в основе лежит прием цвет-настроение) и др.
Игровой метод. Вхождение ребенка в мир музыкального искусства будет проходить легко и радостно через “волшебный мостик” игры. По мнению Н. А. Ветлугиной, игра является “одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям и развитии музыкальных способностей.
В технологии «Элементарного музицирования» Т. Э. Тютюнниковой, главное место уделяется этому методу «С детьми играю, но они не осознают, что их при этом учат». Осознанному усвоению знаний способствует музыкально-дидактическая игра, она позволяет объединить слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия детей. При этом игровой метод помогает без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления.
Для организации музыкально-игровой деятельности я использую соответствующие пособия и игрушки. Игрушки используются как сюрпризный момент, сопровождают восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения. С помощью игрушек можно быстро составить сюжет развлечения или занятия.
В руководстве формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре, я как педагог, опиралась на принципы гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми)интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности); творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).
Основными специфическими методами моей работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются :
• метод моделирования ситуаций предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности;
•
• метод творческой беседы предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;
•
• метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы. Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (педагог показывает способы действия) и косвенные (педагог побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
В младшей группепрообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек и дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.
В средней группе я учу детей сочетать роли, движение и слово, использую пантомиму.
В старшей группе это уже драматический конфликт, становление характеров, короткие выразительные диалоги и для которых нужно четко проговаривать слова, показывать эмоции.
• Театрализация тесно взаимосвязана с основными видами музыкальной деятельности, и я использую на своих занятиях театрально-игровую деятельность, такую как:
• -Изобразительные движения и жесты;
• -Речевые игры;
• -Инсценирование песен;
• -Хороводы;
• -Сюжетные игры;
• -Сюжетные танцы;
• -Импровизации
•
• В слушании основная цель - услышать настроение музыкального произведения. Музыка должна побуждать ребенка к творчеству. Если дети умеют слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они легко могут передавать характер музыки в пении, в движениях.
Во время слушания детьми музыкальных произведений, использую метод образного игрового восприятия, т. е. создается игровая ситуация, в которой дети проявляют свою фантазию, воображение (например, слушая «Марш деревянных солдатиков» П. И. Ч., дети руками по коленкам отстукивают метроритм в 1 и 3 части, а во 2 части, сгибая руки маршируют, как солдатики.
А после прослушивания музыки К. Сен-Санса «Карнавал животных» одна группа детей выполняет пластические образы животных, другая группа – отгадывает этот образ. Затем дети меняются ролями. Это задание можно использовать и в музыкально-ритмических упражнениях.
ИМПРОВИЗАЦИЯ И ЭТЮДЫ
игра на инструментах — позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Эту технологию, можно совместить с развитием речи. Мы вспоминаем различные сказки и я предлагаю озвучить героев различными инструментами. Детям нужно помочь самим выбирать тот или иной инструмент, показать, как играть на нем (тихо или громко, медленно или быстро и так далее). Например, «Сказка про курочку Рябу» : образ деда и бабки можно выразить деревянными ложками, курочку – трещоткой, мышку – погремушкой, яйцо бьется – удар в бубен, плач деда и бабки – дудочка или другой инструмент. Можно по своему усмотрению, подбирать инструменты. Музыкальная сказка сопровождается игрой на фортепиано или под фонограмму, а дети, слушая музыку, подыгрывают на музыкальных инструментах, соблюдая при этом ритм, темп и оттенки. В итоге получается сказка, рассказанная шумовым оркестром. Детям очень нравятся такие шумовые оркестры.
ЭТЮДЫ
Игровые этюды позволяют ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Этюд — это сценка, включающая в себя импровизацию, то есть сочинение в момент исполнения. Он включает в себя: развитие речи, улучшение дикции, выработку интонации, выразительность, закрепление связной речи, памяти, внимания и координацию движения. Проще сказать, сочетание движения и речи.
Я использую разные этюды в своей работ, например этюды настроения: радость и грусть.
-на развитие выразительности жестов, движений, мимики.
Где дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им я называю:
«высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др.
Или Этюд «Глухая бабушка»
Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняю я,
которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо
разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Саша?» (называет имя любого ребенка, «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т. п. ребенок жестами отвечает.
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ПЕСЕН
Инсценировка помогает детям в ДОУ овладеть первоначальными навыками восприятия и выразительностью выполнения. Инсценированная песня — это своеобразный маленький спектакль на определенную тему. Народная песня или военная формирует у старших дошкольников чувство сопричастности к окружающему, развивает такие качества как любовь к матери, интерес к истории, сострадание, сочувствие т. е. патриотическое воспитание и любовь к Родине.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
В своей работе с детьми совместно с учителем-логопедом активно уделяла внимание технике речи – чистоговорки, разминка языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки, разминки пальцев, жестикуляция, речевые игры.
Они знакомят детей с различными словосочетаниями, развивают слуховое внимание, учат ритмичному проговариванию звукосочетаний.
Разминка языка
Например, разыгрываем с детьми диалог спорящих и поссорившихся героев с интонацией, злости, обиды, непонимания, четко проговаривая слова.
Разговор с пчелой
- Меня ужалила пчела.
Я закричала «Как ты могла!»
Пчела в ответ: А как ты мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нужен:
Я берегла его на уж-жин!
Дыхательные упражнения и распевки
Способствуют развитию грудных мышц, дикции, артикуляции.
М. Картушина
Вот сидит Баба яга, очень страшная она
(дети сидят ссутулившись, расставив ноги и свесив руки)
Быть такими не хотим,- очень прямо мы сидим.
(очень прямо мы сидим)
Дыхательные упражнения на гласные звуки
Скороговорки:
У Сашки в кармашке шишки и шашки.
Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке
Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.
ИГРЫ – ПАНТОМИМЫ
Для развитие пантомимических навыков, умения свободно двигаться использую пантомимы. Многие дети настолько артистично их показывают.
Например: во время чтения стихотворения изобразить
характерные особенности движений, голоса, мимики лисы, побуждая показать наиболее выразительный образ:
Ступает мягко, хитрее всех,
Пушистый хвост, рыжий мех!
Голосом ласковым говорит она.
Что за красавица эта лиса!
Можно например детям разделиться на две команды: одни дети изображают, а другие угадывают. Пантомимически, передавая характерные особенности, иногда, помогая голосом, дети показывают щенка, петуха, мышонка, собаку, пчелу, кошку, лягушку. Затем дети меняются. Очень нравятся детям такие пантомимы.
Игры на развитие выразительной мимики.
Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
1. Соленый чай.
2. Ем лимон.
3. Сердитый дедушка.
4. Лампочка потухла, зажглась.
5. Грязная бумажка.
6. Тепло-холодно.
7. Рассердились на драчуна.
8. Встретили хорошего знакомого.
9. Обиделись.
10. Удивились.
11. Испугались забияку.
12. Умеем лукавить (подмигивание).
13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).
14. Мне грустно.
15. Получить подарок.
СЮЖЕТНЫЕ ТАНЦЫ
Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.
Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия. Сюжетному танцу свойственен костюм, дополнительные атрибуты. Он содержит свой сюжет и является выразительной формой хореографии.
Итогом всех занятий является мини - спектакль. Выбираются сказки, стихи, пьесы, распределяются роли по желанию детей. Часто такие инсценировки проходят экспромтом. Особенно ребятам нравится придумывать сюжет самостоятельно.
Особое внимание мне хочется уделить театрализованным играм. Они являются частью театрализованной деятельности.
Театрализованные игры пользуются у наших детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.
В старшей группе активно использовала игры – драматизации. Участвуя в играх – драматизациях, дети входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Большой интерес детей к играм – драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых.
Игра – драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Работа с родителями
На родительском собрании в начале учебного года я освещала вопросы поразвитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Организовала беседы, консультации («Какие бывают театры»).
1. Хочу сказать, что родители активно включились в нашу творческую работу через просветительскую деятельность :
- выступления на родительском собрании,
-распространения буклетов,
- консультирование родителей на темы: «Театрализованные игры»
Не было бы положительных результатов без активного участия родителей.
Они оказали большую помощь и поддержку пошив костюмы для детей. Им было очень интересно «примерить на себя» эти роли, они с удовольствием готовились к показу.
МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА «БУРАТИНО»- ИНТЕРАКТИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ
Изначально сценарий музыкальной сказки был составлен в прозе, но учить свои роли детям в таком формате было тяжело, поэтому я заменила прозу на стихотворную форму. Так как в одноименной сказке роли исполняли только куклы и персонажей не так много, то в музыкальную сказку былвключен «Танец лягушат».
Моя придумка- интерактивный спектакль
Для того, чтобы дети были активны и им было интересно на занятиях я ввела сказочницу, которая была связующим звеном в нашем интерактивном спектакле: и сказочница, и главные участники и зрители постоянно взаимодействовали друг с другом.
- дети слушают сказочницу
- дети наблюдают за происходящим действием,
- сами взаимодействуют друг с другом, исполняя каждый свою роль.
Во время выступления дети стали увереннее импровизировать, используя мимику, жесты, движения, интонацию.
Научились увереннее держаться на сцене. Дети стали дружнее, появилось чувство партнерства.
Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов – работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником.
Наблюдая за детьми, беседуя с ними, я вижу результат своей работы, ребята с большим желанием участвуют в постановке сказок, ждут с нетерпением, когда же еще будет следующая репетиция. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Этому свидетельствует проведенный мониторинг уровня развития дошкольников по методике «Театр-творчество-дети»с детьми 5-6, автор Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович, пособия «Театрализованные занятия в детском саду»М. Д. Миханевой.
Результаты показывают положительную динамику в развитии творческихспособностей детей : у них повысился интерес к театрализованной деятельности; усовершенствовались исполнительские умения в создании художественного образа. Дети стали больше проявлять активность, инициативность.
Вывод:
С учё том анализа собственного опыта сделала вывод : проведённая мной работа оказалась эффективной для развития у детей творческих способностей.
Внедряя в образовательный процесс в ДОУ театрализованную деятельность, мы делаем жизнь детей содержательной и интересной, наполняем ее радостью творчества и яркими впечатлениями.
Список используемых источников:
1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду», - М., 2009.
2. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», - М., 2007.
3. Додокина Н. В. Евдокимова Е. С. «Семейный театр в детском саду», -М., 2008.
4. Журнал «Воспитатель в ДОУ» :
«Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)
«Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)
5. Картушина М. Ю. «Театрализованные представления для детей и взрослых», -М., 2005.
6. «Лето красное, звонче пой!», сост. Власенко О. П., -Волгоград, 2007.
7. Маханева М. Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», -М., 2009.
8. Родина М. И., Буренина А. И. «Кукляндия», -СПб, 2008.
9. «Театр кукол и игрушек в ДОУ», сост. Власенко О. П., -Волгоград, 2009.
10. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду», -М. ,