Людмила Селезнева
Программа по саморазвитию «Развитие мелкой моторики дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по саморазвитию
Воспитателя 1 младшая группа №5
Селезневой Людмилы Васильевны
Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников»
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, не успевают за ребятами на занятиях.
Публикация «Программа по саморазвитию „Развитие мелкой моторики дошкольников“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития мелкой моторики дошкольников.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Включить пальчиковые игры в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей.
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
4. Консультировать родителей по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
5. Познакомить воспитателей с темой саморазвития «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?».
6. Разместить консультацию на сайте учреждения и информационном стенде в родительском уголке: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».
7. Провести Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики».
8. Организовать выставку для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.
Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы
Сентябрь-октябрь 1. Изучение нормативных документов по проблеме: ФГОС, Примерное комплексно – тематическое планирование к программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.
2. Изучение методической литературы.
3. Работа с Интернет – ресурсами:
Международный образовательный портал МААМ. RU – https://www.maam.ru
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - https:// nsportal.ru
Ноябрь-апрель
1. Консультация для родителей «Играем нашими пальчиками дома».
2. Консультация для воспитателей «Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
3. Создание картотеки дидактических игр.
4. Наглядно – иллюстративный материал: Дидактическая игра «Золушка»,«Найди игрушку», «Пуговки - застежки», Игры с бельевыми прищепками, «Сухой бассейн».
5. Выставка книг по данной теме.
6. Оформление папки-передвижки «Дидактические игры»
7. Выставка работ по дидактическим играм, способствующих развитию мелкой моторики.
Май. Трансляция опыта на итоговом педсовете № 4.
Публикация работы в интернет-сообществе.
Литература:
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996.
8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
9. Кольцова М. М «Развитие моторики»
10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
План по самообразованию «Рисование нетрадиционными техниками» (младшая группа)
МБДОУ «Детский сад теремок» План по самообразованию на тему : «Рисование нетрадиционными техниками» (младшая группа)
Введение.
Рисование.
План работы с родителями на 2017–2018 учебный год (младшая группа)
Задачи работы с родителями Задачи: охранять психическое и физическое здоровье детей, защищать права и достоинства ребёнка; совершенствовать.
План работы с родителями на год (1 младшая группа)
Сентябрь 1. Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду». 2. Родительское собрание на тему : «Мама, не уходи… или в детский.
План работы с родителями. 1 младшая группа
План работы с родителями второй младшей группы на 2017 -2018 учебный год Для работы с родителями определили следующую цель: способствовать.
План работы с родителями (младшая группа)
Сентябрь: 1.«Как помочь малышу привыкнуть к детскому саду» -
консультация 2.
План по самообразованию «Рисование нетрадиционными техниками» (младшая группа)
План по самообразованию «Рисование нетрадиционными техниками» (младшая группа)
МБДОУ «Детский сад Теремок»
План по самообразованию на тему : «Рисование нетрадиционными техниками» (младшая группа)
Введение.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка : мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение) .
Пояснительная записка.
Рисование естественная потребность ребёнка. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным деломЯ выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства посредства нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п., в котором гармонирует всё : и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
• Формировать у детей изобразительные навыки и умения;• Развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление;• Развивать навык работать с разным изобразительным материалом;• Воспитывать у детей интерес к рисованию. Срок реализации: 1 год
Тема занятия Нетрадиционные техники Задачи Работа с родителями.
сентябрь
Изучение методической литературы по данной проблеме. Изучение статей в журналах, интернет ресурсов. Знакомство с теоритическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.
октябрь «Мой любимый дождик»
Рисование пальчиками Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности. Анкетирование родителей на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования»
ноябрь «Ягоды на тарелочке».
Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины)
Познакомить с техникой печатания пробкой, поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.
Консультация для родителей: «Нетрадиционные материалы и техники рисования»
декабрь «Зайчик»Рисование пальчиками. Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.
Пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.) .
январь
«Ёлочка пушистая, нарядная» Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками Упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность. Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционными способами»
февраль «Весёлый снеговик»
Рисование пальчиками. Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. Оформление выставки «Зимушка – зима»
март
«Мимоза для мамы» Скатывание бумаги Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Изготовление совместно с родителями необходимых материалов для рисования.
апрель «Жили у бабуси два веселых гуся» Рисование ладошкой Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Учить дорисовывать детали. Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».
май «Одуванчик» Рисование пальчиком. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественнымитехниками;развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. Выставка рисунков детей в разных техниках. Тема самообразования : «Развитие мелкой моторики дошкольников».
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
Улучшить общую двигательную активность;
Содействовать нормализации речевой функции;
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Форма отчё тности:
Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.
Провести анкетирование родителей.
Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
Массаж кистей рук
пальчиковая гимнастика, физкультминутки
пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
пальчиковый театр
лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
рисование по трафаретам
штриховка
дорисовка (по принципу симметрии)
лабиринты
Дидактические игры
шнуровка
игры с мелкими предметами
пазлы, мозаика.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.