Ирина Кондакова
Выступление на родительском собрании «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Слайд 2. Мелкая моторика– это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
Публикация «Выступление на родительском собрании „Развитие мелкой моторики у дошкольников“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии; пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
Слайд 3,4. Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса. К сфере мелкой моторики относится огромное разнообразие всяческих движений. Это и примитивные жесты, такие как захват различных объектов, это и очень мелкие движения, от качества которых зависит почерк человека.
Слайд 5. Уроки правописания – лидеры среди самых нелюбимых занятий младше-классников. А все почему? Да потому, что наука чистописания дается нетренированным ручонкам ой как нелегко. Закорючки и хвостики не помещаются в заданные линеечки, а буквы прыгают на листе школьной тетрадки, словно лягушата. И вот глядя в прописи ребенка, вы с ужасом понимаете, до идеального подчерка еще далеко! А между тем, вы можете подготовить детские руки к письму задолго до школы, уделив должное внимание развитию мелкой моторики.
Это только кажется, что школа далеко «за горами», а ведь на самом деле совсем наоборот. Вы оглянуться не успеете, как будете просиживать над прописями вместе с ребенком, пытаясь вывести эти буковки по правилам, давно вами позабытым. Очевидно, что и ребенку проще, и вашим нервам спокойнее, чтобы возможности и способности детских ручек к письму были на высоте.
Слайд 6. А ведь от того, как подготовлена рука ребенка, во многом зависят его первые школьныеуспехи. Поэтому тренировать мелкую моторику лучше раньше, чем поздно. Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики.
Слайд 7. КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Слайд 7. Мозаика. Не смотря на всю ее простоту, вещь не заменимая. Выкладывайте с ребенком сначала в ряд детали одного цвета, а потом незамысловатые узоры. Кстати, шестигранная мозаика похожая на соты более эффективна.
Слайд 8. Игры с мелкими предметами (пазлы, конструкторы и т. д.);Чем больше мелких частей в пазлах, тем эффективнее развивается мелкая моторика.
Слайд 9. Лепка из мягкого пластилина. Начав с простых шариков и колбасок, постепенно усложняйте задачи. Например, можно лепить фигурки из нескольких частей, составлять картинки, а отдельные детали приклеивать к основной части, разглаживая их кончиками пальцев. Предложите ребенку пластилиновое рисование. Пусть он разотрет пластилин кончиками пальцев по картону, превращая в тонкий цветной слой. Ну, чем не фон для картины? По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.
Слайд 10. Перебирание. Попросите ребенка помочь вам разобрать, например, крупы и бобовые, предварительно смешав их между собой. Учтите, что задание должно быть по силам ребенку. Можно насыпать в миску несколько видов круп с зёрнами разного размера и формы, фасоль, макароны, бусинки, пуговицы. Пусть ребёнок перебирает все эти предметы, ощупывает их руками. Это замечательная тренировка для пальчиков! Позвольте ему перебирать крупу и раскладывать её по баночкам или бутылкам с узким горлышком, пока ему не надоест. Чем старше ребенок, тем величина предметов может быть меньше (от «фасоль+горох» в начале, до «рис+гречка+фасоль» по мере освоения.). Чем меньше ребенок, тем меньше компонентов может быть смешано.
Кстати, весьма полезным приобретением будет классическая хрюшка-копилка. Закладывая монеты в щель копилки, ребёнок тренирует пальчики.
Слайд 11. Нанизывание бусинок. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Главное, позаботьтесь о проволочке (для нанизывания бисера, на которую всю эту красоту ребенок будет «надевать».
Слайд 12. Выкладывание фигурок из счетных палочек. Здесь возможно все, фантазию ребенка сдерживать не стоит, не упуская при этом из виду обучающий момент. Задания могут быть в стихотворной форме, благодаря чем ребенок научится легко создавать не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Например, «Четыре палочки сложил, и вот квадратик получил»; «У треугольника три стороны, они могут быть равны»; «Трапеция больше на крышу похожа, юбку рисуют трапецией тоже»; «Взять треугольник и верх удалить – трапецию можно так получить» и т. д.
Слайд 13. Шнуровка. Пособия-шнуровки можно купить в магазине, а можно смастерить самостоятельно. Нарисовав предварительно на картоне фигуру, вырежьте ее, по краю сделайте дырочки. Парочка цветных длинных шнурков дополнят игру и позволят ребенку протягивать их из дырочки в дырочку, «заштриховывать»
фигуру и создавать замысловатые узор.
Слайд 14. Массаж пальцев и кистей. Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:поглаживание, растирание, лёгкое надавливание,
пощипывание,похлопывание,сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.
Самомассаж
• катание одного грецкого ореха,игольчатых бигуди;
• катание ребристого карандаша;
• использование су-джок;
• сжимание массажных мячиков разной плотности и др.
Слайд 15. Разноцветные прищепки. Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее).
Слайд 16. Рисование и раскрашивание картинок. Полезно также обводить по контуру картинки, которые нарисованы пунктиром или соединять линиями картинки из точек. Особенно хорошо для развития мелкой моторики рисование на вертикальных поверхностях: на стене, на зеркале, на специальной доске для рисования. Можно рисовать на зеркале, например, помадой или специальными мелками для рисования на любых поверхностях.
Слайд 17. Трафареты. Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Практический совет: вы можете приобрести готовые трафареты, но лучше изготовить их самим. Дело в том, что большинство стандартных трафаретов имеют маленькую толщину, и ребенку не удобно их обводить, так как карандаш все время соскальзывает. Поэтому трафареты должны быть достаточно "пухлыми". Хороший выход - вырезать их из куска линолеума.
Слайд 18. Вырезание картинок из журналов, аппликаций из цветной бумаги и картона с последующим наклеиванием. Вообще манипуляции ножницами отлично развивают мелкую моторику. Так что вместо журнала с наклейками купите ребёнку цветную бумагу, картон, клей и ножницы – пусть ребёнок сам вырезает и наклеивает картинки, а не клеит готовые наклейки в журнал. Что и как можно вырезать ножницами? Для начала научите малыша просто отрезать края у прямоугольного кусочка бумаги. А также:
• резать извилистыми линями,
• резать кривыми линиями со множеством изломов,
• вырезать фигуры с изгибами и углами
• вырезать окружности
Идеально обучить ребёнка вырезать снежинку из белого листа бумаги. Снежинки могут быть с любыми узорами, это настоящее произведение искусства!
Слайд 19. Пальчиковые игры. Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. Пальчиковая гимнастика, которую ребенок выполняет, иллюстрируя движениями рук различные стихотворения, обеспечивает хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму.
Слайд 20. Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
Отшелушивать пленку с жаренных орехов.
3. Открывать почтовый ящик ключом.
4. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
5. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.
8. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
9. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
10. Вытирать пыль, ничего не упуская.
11. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
12. Перелистывать страницы книги.
13. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
Слайд 21. После таких «тренировочных» игр и прописи не страшны будут, особенно если к ребенку они попадут тоже заранее. Когда пальчики немного окрепнут и научатся уверенно держать карандаш и ручку, купите детские прописи. Они не только помогут ребенку перейти на следующую ступеньку подготовки, но и приоткроют завесу тайны над школьными уроками. Скорее всего, у ребенка сразу не получится обвести все идеально и буквочки, домики, крючки будут плясать в разные стороны, но ведь он только учится. А это значит, что в школе у него уж точно все получится!
Слайд 22.
Конкурс «Пальчики дружные, все такие нужные».
Ребята нашей группы вместе с родителями приняли участие в конкурсе по изготовлению пособий для развития мелкой моторики.
Слайд 23. Семья Антона изготовили пособие-шнуровка «Дерево»
Слайд 24. Семья Сашеньки изготовили пособие-нанизывание бус «Волшебная коробочка»
Слайд 25. Семья славы изготовили пособие-шнуровка «Цветок».
Слайд 26. Семья Егора изготовили бизиборд «Грузовая машина». ПОБЕДИТЕЛЬ!
Бизиборд — развивающая доска с замочками и кнопочками.
Слайд 27. Всем спасибо за участие в конкурсе.
Спасибо за внимание.