Папки-передвижки

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации

Наталья Збарская
Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. Сухомлинский.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Публикация «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации» размещена в разделах

Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

На 1 полугодие:

• Формировать у детей интерес к окружающему миру, расширять представления о предметном и природном окружении.

• Познакомить детей с экспериментально-исследовательской деятельностью, путем включения их в мыслительные и преобразующие действия.

• Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи (совместно с воспитателем делать определенный вывод).

• Совершенствовать восприятие, активно включая все органы чувств.

На 2 полугодие:

• Формировать у детей среднего возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

• Развивать познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей)

• Расширять экспериментально-исследовательскую деятельность детей путем включения их в мыслительные и преобразующие действия;

• Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению. Поддержания у детей интереса, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

Форма работы с детьми: групповая.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Работа педагога:

• Изучение научно-педагогической литературы;

• Разработка перспективных планов;

• Создание предметно-развивающей среды в группе;

• Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

• Обобщение опыта работы по самообразованию.

Этапы создания системы работы:

1. Подготовительный этап.

- Создание условий для детского экспериментирования

2. Аналитико-диагностический.

- проведение диагностирования по данной теме.

3. Основной этап.

- Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.

4. Рефлексивный этап.

-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Работа с родителями

Консультации для родителей на темы:

• «Организация детского экспериментирования».

• «Научите ребенка любить природу».

Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.

Тематические фотовыставки:

-«Правила поведения в лесу»

- «Добрые дела»

- «Мои домашние питомцы»

План реализации программы по самообразованию

Дата Формы и методы работы с детьми Интеграция образов-ных областей Работа с родителями Литература Примечание

Сентябрь Изучение литературы по теме: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»;

Диагностика знаний детей по «Познавательному развитию»;

Изготовление картотеки опытов и экспериментов;

Создание уголка экспериментирования. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Помощь родителей в сборе оборудования и материалов для уголка экспериментиро

вания «Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Октябрь Поисково – познавательная деятельность с детьми:

Характерные особенности сезонов;

Воздух;

Вода;

Тепло;

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Тематическая фотовыставка:

«Мои домашние питомцы»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Ноябрь Поисково – познавательная деятельность с детьми:

Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде;

Вес

Звук;

Свойства материалов;

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Декабрь Поисково – познавательная деятельность с детьми:

Воздух;

Теплота;

Вес притяжение;

Характерные особенности сезонов;

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Тематическая фотовыставка:

«Добрые дела»

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования».

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Январь Поисково – познавательная деятельность с детьми:

Свет, цвет;

Вода;

Человек;

Звук.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Февраль Поисково – познавательная деятельность с детьми:

Человек. Рукотворный мир. Преобразование;

Вес притяжение;

Воздух;

Свойства материалов;

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Март Поисково – познавательная деятельность с детьми:

Растения и животные как живые организмы: рост, потребности размножение;

Теплота;

Человек;

Вода;

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Тематическая фотовыставка:

«Правила поведения в лесу»

Консультация для родителей

«Научите ребенка любить природу».

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Апрель Поисково – познавательная деятельность с детьми:

Песок, глина, камни;

Характерные особенности сезонов;

Воздух;

Человек.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Май Поисково – познавательная деятельность с детьми:

Свет, цвет;

Магниты и притяжение;

Человек;

Вода.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические.

Итоговая диагностика знаний детей по «Познавательному развитию»; «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

1. Безопасность для жизни и здоровья детей;

2. Достаточность;

3. Доступность расположения.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:

1. Живая природа

2. Неживая природа

3. Человек.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

Собственной активности ребенка.

Активности, стимулируемой взрослым.

Заключение

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :

повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей;

повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие;

Таким образом, экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Список литературы:

1. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

2. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа/авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.

3. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва 2004 год.

4. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.

5. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

6. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство успешной социализации дошкольникаТеатрализованная деятельность как средство успешной социализации дошкольника 10 ноября 2016 г. в КРИПКиПРО состоялась лекция на тему "Театрализованная деятельность, как средство успешной социализации дошкольника".

Технология исследовательской деятельности в позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста Сегодня перед ДОУ государством поставлена задача подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, стремящееся к поиску.

Доклад «Сохранение здоровья детей — важное условие успешной работы современного ДОУ» «Здоровье — это еще не все, но все остальное без здоровья — ничто…» Сократ Существенное снижение показателей здоровья и темпов развития.

Гендерное воспитание как одно из условий успешной социализации детей в современном обществе Вхождение отечественной системы образования в мировое образовательное пространство требует пересмотра воспитания мальчиков и девочек с учетом.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы «В поисках нового цвета» Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности, ознакомления со способами получения.

Конспекты поисково-исследовательской деятельности детей средней группы Конспекты поисково-исследовательской деятельности детей средней группы. Сентябрь Экспериментирование с песком и водой. №1 Конспект «Волшебное.

Организация опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности детей Организация опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности детей 1. Структура занятия – экспериментирования Постановка.

Построение интегративной модели успешной социализации детей с ОВЗ на основе социально-педагогического партнерства Особенности комплексного изучения детей дошкольного возраста с церебральным параличом Лариса Николаевна Чеботарева Муниципальное бюджетное.

Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта как фактор успешной социализации ребёнка в обществе Формирования навыков самообслуживания начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка. Развитие культурно-гигиенических навыков.

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельностиРазвитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности азвитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. «Люди, научившиеся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации
Опубликовано: 24 января 2017 в 21:31
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Збарская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД