Наталья Збарская
Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. Сухомлинский.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Публикация «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
На 1 полугодие:
• Формировать у детей интерес к окружающему миру, расширять представления о предметном и природном окружении.
• Познакомить детей с экспериментально-исследовательской деятельностью, путем включения их в мыслительные и преобразующие действия.
• Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи (совместно с воспитателем делать определенный вывод).
• Совершенствовать восприятие, активно включая все органы чувств.
На 2 полугодие:
• Формировать у детей среднего возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
• Развивать познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей)
• Расширять экспериментально-исследовательскую деятельность детей путем включения их в мыслительные и преобразующие действия;
• Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению. Поддержания у детей интереса, сообразительности, пытливости, самостоятельности.
Форма работы с детьми: групповая.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Работа педагога:
• Изучение научно-педагогической литературы;
• Разработка перспективных планов;
• Создание предметно-развивающей среды в группе;
• Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
• Обобщение опыта работы по самообразованию.
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап.
- Создание условий для детского экспериментирования
2. Аналитико-диагностический.
- проведение диагностирования по данной теме.
3. Основной этап.
- Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.
4. Рефлексивный этап.
-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Работа с родителями
Консультации для родителей на темы:
• «Организация детского экспериментирования».
• «Научите ребенка любить природу».
Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.
Тематические фотовыставки:
-«Правила поведения в лесу»
- «Добрые дела»
- «Мои домашние питомцы»
План реализации программы по самообразованию
Дата Формы и методы работы с детьми Интеграция образов-ных областей Работа с родителями Литература Примечание
Сентябрь Изучение литературы по теме: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»;
Диагностика знаний детей по «Познавательному развитию»;
Изготовление картотеки опытов и экспериментов;
Создание уголка экспериментирования. «Социально –коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
Помощь родителей в сборе оборудования и материалов для уголка экспериментиро
вания «Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина
Интернет ресурсы
Октябрь Поисково – познавательная деятельность с детьми:
Характерные особенности сезонов;
Воздух;
Вода;
Тепло;
Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
Тематическая фотовыставка:
«Мои домашние питомцы»
«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина
Интернет ресурсы
Ноябрь Поисково – познавательная деятельность с детьми:
Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде;
Вес
Звук;
Свойства материалов;
Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина
Интернет ресурсы
Декабрь Поисково – познавательная деятельность с детьми:
Воздух;
Теплота;
Вес притяжение;
Характерные особенности сезонов;
Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
Тематическая фотовыставка:
«Добрые дела»
Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования».
«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина
Интернет ресурсы
Январь Поисково – познавательная деятельность с детьми:
Свет, цвет;
Вода;
Человек;
Звук.
Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина
Интернет ресурсы
Февраль Поисково – познавательная деятельность с детьми:
Человек. Рукотворный мир. Преобразование;
Вес притяжение;
Воздух;
Свойства материалов;
Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина
Интернет ресурсы
Март Поисково – познавательная деятельность с детьми:
Растения и животные как живые организмы: рост, потребности размножение;
Теплота;
Человек;
Вода;
Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
Тематическая фотовыставка:
«Правила поведения в лесу»
Консультация для родителей
«Научите ребенка любить природу».
«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина
Интернет ресурсы
Апрель Поисково – познавательная деятельность с детьми:
Песок, глина, камни;
Характерные особенности сезонов;
Воздух;
Человек.
Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина
Интернет ресурсы
Май Поисково – познавательная деятельность с детьми:
Свет, цвет;
Магниты и притяжение;
Человек;
Вода.
Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические.
Итоговая диагностика знаний детей по «Познавательному развитию»; «Социально –коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина
Интернет ресурсы
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
1. Безопасность для жизни и здоровья детей;
2. Достаточность;
3. Доступность расположения.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа
2. Неживая природа
3. Человек.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
Собственной активности ребенка.
Активности, стимулируемой взрослым.
Заключение
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :
повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей;
повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие;
Таким образом, экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Список литературы:
1. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
2. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа/авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
3. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва 2004 год.
4. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
5. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
6. Интернет ресурсы.