Елена Бедрина
Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
азвитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить
вопросы и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел»
К. Е. Тимирязев.
Публикация «Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой.
Работая в детском саду, приходишь к выводу, что дети лучше усваивают знания, полученные самостоятельно.
После проведения нескольких экспериментов с детьми, в группе была проведена диагностика:
по методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности», цель которой выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей; исследовать предпочитаемый вид деятельности.
по методике «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования
по методике «Радости и огорчения» Н. В. Ковалевой, которая помогает выявить место исследовательской деятельности в системе целостных ориентаций дошкольников.
диагностическое задание «Игровое упражнение «Да - Нет» Л. А. Венгер, целью которого является исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.
Исходя из результатов диагностики, я определила цель опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности – расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Активизировать интерес детей к окружающему миру.
2. Систематизировать знания детей о явлениях природы
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.
3. Развивать у детей умственные способности:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа;
- обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; - активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации.
4. Развивать у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
В основе моей работы лежит опыт Николая Николаевича Поддьякова. Новизной данного опыта является комплексное использование ранее известных элементов и современных методик детского экспериментирования в комплексе с познавательными занятиями.
В старшей группе мы организовали центр экспериментирования, в соответствии с возрастными особенностями детей. А оснастить этот центр нам помогли родители (ведь у каждого в доме найдутся бутылочки, стаканчики, формочки, лоскутки, крупа и т. п.). В нашем центре есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований.
В процессе применения разработанного мной фрагмента основной образовательной программы дошкольного образования, в части формируемой участниками образовательных отношений: познавательное развитие, мной использовались:
НОД в комплексе с экспериментированием,
самостоятельное экспериментирование детей во второй половине дня
индивидуальная работа во второй половине дня - экспериментирование.
Раз в неделю в группе проводились интегрированные занятия, на которых дети сначала слушали рассказ педагога о предмете, веществе или природном явлении, а затем детям предлагалось выдвинуть гипотезы о свойствах этих объектов, либо получить их аналог в условиях группы.
Дети с огромным удовольствием, активно участвовали в этих занятиях. Одни старались подтвердить гипотезу, другие – опровергнуть ее. Из одного эксперимента часто возникала еще одна гипотеза и ребята стремились ее проверить.
В рамках опытно-экспериментальной работы был проведен констатирующий этап, в ходе которого использовались различные диагностические методы: наблюдения, беседы, опросы, анализ результатов деятельности дошкольников.
Результатам этого этапа опытно-экспериментальной работы уровень сформированности познавательно-исследовательской деятельности у детей стал выше по сравнению с началом учебного года.
Дети научились делать выводы, фиксировать результаты, активно выдвигать гипотезы.
Поэтому, я считаю, что использование опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников сейчас особенно актуально и позволяет обогатить это развитие за счет использования новых технологий и их многообразия.