Ольга Гончарова
Доклад «Сохранение здоровья детей — важное условие успешной работы современного ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровье — это еще не все, но все остальное без здоровья — ничто…»
Сократ
Существенное снижение показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста ставит перед дошкольными учреждениями задачу, направленную на создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Возникшая необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, ставит перед педагогом условие работы, при котором он сам работает так, чтобы не навредить здоровью своих воспитанников. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:
Публикация «Доклад „Сохранение здоровья детей — важное условие успешной работы современного ДОУ“» размещена в разделах
• физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей;
• 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
• 90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т. е. они еще не знают, что больны;
• Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми;
• 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95% —«находятся в «третьем состоянии».
В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро - в образовательной области. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования -задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым компонентом деятельности педагога ДОУ. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
В процессе воспитательно-образовательной работы педагога возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из главнейших задач данной работы – создание такой психолого-педагогической образовательной системы, которая не только сохраняла бы здоровье ребёнка, но и «приумножала» бы его.
Здоровьесберегающая работа предполагает воздействие на личность ребенка в целом. У современных детей дошкольного возраста имеются проблемы с развитием речи, общей и мелкой моторики, дыхания, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительной работы с детьми, которая включает в себя:
• мышечную релаксацию,
• дыхательную гимнастику,
• артикуляционную гимнастику,
• пальчиковую гимнастику,
• упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления,
• физкультминутки,
• упражнения для профилактики зрения.
Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса. Организованная образовательная деятельность в детском саду проводятся в режиме смены динамичных поз, для чего используются мольберты, массажные коврики, разноуровневое пространство в помещениях (подиумы, кубы).
Объем двигательной активности дополняются проведением:
• дифференцированных физкультминуток,
• подвижных игр,
• минуток настроения,
• пальчиковой гимнастики,
• некоторыми приемами самомассажа (точечный массаж);
• дыхательной гимнастики.
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация. Упражнения для релаксации способствуют также расслаблению, снятию напряжения.
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Артикуляционная гимнастика – выработка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача - помогает выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.
При появлении утомления, снижения работоспособности, потери интереса и внимания в структуру занятия включается физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранению здоровья воспитанников. Основные задачи физкультминутки – снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с мыслительными операциями.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Систематические упражнения по тренировке пальцев движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие личности ребенка, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов.
На занятиях используются также игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:
• пальчиковые игры с мелкими предметами;
• пальчиковые игры со скороговорками;
• пальчиковые игры со стихами;
• пальчиковая гимнастика;
• самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;
• пальчиковый алфавит;
• пальчиковый театр;
• театр теней.
Использование подвижных «мобилей» позволяет снимать мышечное напряжение глаз, вызывает эмоциональный подъем, формирует направленное сенсомоторное поведение и познавательную активность.
Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Театрально-игровая деятельность:
• игры-драматизации;
• сказкотерапия;
• сопряженная гимнастика – театр пальчиков и языка;
• куклотерапия.
Применение песочной терапии – также помогает ребенку расслабиться, успокоиться.
Игры с водой – разгружают эмоциональную сферу ребенка. Создают эмоционально – радостный настрой.
Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности воспитательно-образовательной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка.
На своих занятиях я также стараюсь использовать такие здоровьесберегающие технологии, которые способствуют укреплению здоровья детей, вызывают положительный эмоциональный настрой. Ведь дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, пол