Оксана Мифтахова
Гендерное воспитание как одно из условий успешной социализации детей в современном обществе
▼ Скачать + Заказать документы
Вхождение отечественной системы образования в мировое образовательное пространство требует пересмотра воспитания мальчиков и девочек с учетом изменений гендерных отношений в семье и обществе. Окружающий мир стремительно входит в жизнь ребенка, наполняя ее все новыми и новыми знаниями и открытиями. Дошкольный возраст особенно важный период, так как именно в этом возрасте начинается социализация детей в обществе. Они учатся взаимодействовать с окружающим их миром, контролировать свои действия и эмоции, развивается их практическое мышление. Дошкольники начинают отождествлять свое «Я», у них формируется представление о себе, как о носителе определенного пола.
Публикация «Гендерное воспитание как одно из условий успешной социализации детей в современном обществе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Гендерный подход в образовании представляет собой традиционную систему взглядов на предназначение мужчины и женщины в обществе в соответствии с их биологическими характеристиками, воспитание мальчика и девочки соответственно тем нормам, требованиям, стандартам, которые предъявляет общество к человеку в данный конкретный культурно-исторический период.
«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» - это процесс формирования у детей представлений о себе как о носителе определенного пола, осознания собственной гендерной идентичности и овладения моделями гендерного поведения на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей общества.
Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит : от характера родительских установок и от воспитания ребенка в ДОУ.
В возрасте 4-7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что гендер не изменится – мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами.
Проблема воспитания и обучения детей в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы с дошкольниками.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей : девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Отсутствие дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам сказывается на поведении и поступках детей.
Наблюдая за детьми старших групп, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребенка; не умея договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности, дети не могли самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Наблюдая за детьми с целью определения уровня сформированности полоролевой социализации детей, педагоги выявили недостаточный уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу "так, как воспитывали меня".
Все это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерного воспитания старших дошкольников.
С марта 2014 года на базе нашего учреждения функционирует инновационная площадка для реализации проекта «Социально-педагогическая технология гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста». Работа ведется совместно с НОУ ВНО «Академия ВЭГУ», научный руководитель Кучукова А. В.
Цель проекта: формирование основ гендерной культуры детей, как одно из условий успешной социализации в современном обществе.
Задачи:
- формирование у детей представления о своем и противоположном поле, об индивидуальном разнообразии поведения и достижений мужчин и женщин, о культурном разнообразии проявлений женственности и мужественности, о социальном статусе мужчин и женщин;
- содействие процессу гендерной идентичности детей путем приобщения нравственно-этических ценностей и ценностей социального равенства;
- формирование партнерских взаимоотношений и общение между мальчиками и девочками в духе равноправия (эгалитаризма);
- создание условий для самовыражения и самореализации мальчиков и девочек независимо от пола.
Данная социально-педагогическая технология гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста предполагает следующие психолого –педагогические условия :
- совершенствование профессиональной компетенции педагогов в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста;
- психолого – педагогическое просвещение родителей (законных представителей);
-обеспечение эмоционального благополучия девочек и мальчиков;
- реализация личностно-развивающего взаимодействия;
- реализация образовательного процесса в разнообразных видах деятельности;
-создание развивающей предметно-пространственной среды;
- вовлеченность в образовательную среду всего образовательного потенциала ближнего и дальнего окружения (вовлеченность отцов с помощью специальных мероприятий, работа с матерями и отцами, воспитывающих ребенка в одиночку).
На начальном этапе нашей главной целью было заинтересовать педагогический коллектив данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Под руководством старшего воспитателя педагоги подбирали и анализировали материал по данной теме.
В методическом кабинете материал систематизирован по разделам:
• теоретический материал для семинаров и консультаций с педагогами;
• консультативный материал для родителей;
• организация предметно- развивающей среды;
• практический материал по организации и проведению занятий с детьми с учетом особенностей пола.
С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек :
- оформлялась наглядная информация;
- проводились родительские собрания «Гендерное воспитание дошкольников»;
- семинар – тренинг для родителей «Что такое гендерные стереотипы. Полезно ли детям».
Цель: подготовка родителей к нетрадиционному представлению проблемы отношения полов в обществе. Снятие барьеров традиционного восприятия социально-психологических характеристик и социальных ролей мужчин и женщин.
- организация «Гендерного клуба для пап»;
- психолого-педагогическое просвещение матерей и отцов, воспитывающих детей в одиночку и опекунов.
- проводилось индивидуальное психологическое консультирование. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс способствовало повышению результативности деятельности педагогов. В гостях у детей побывали родители-представители различных профессий: швея, повар, плотник, тренер спортивной школы; совместно с родителями дети изготавливали дома атрибуты к сюжетно-ролевым играм; была организована "Неделя добрых дел в семье". В каждой группе оформлены фотоальбомы "Мама с дочкой, папа с сыном - вместе смотримся красиво!", "Лучшая в мире семья - моя!", "Моя дружная семейка", генеалогические деревья.
Были организованы детские проекты «Международный мужской день» «Мы разные, но равные (гендерный аспект)», «Я - талантлив», «Кто нас защищает?», «Международный женский день», «Моя семья», «Я мальчик! Я девочка», «Откуда Я появился?». Психологом был проведен тренинг - занятие «Я - в прошлом, Я - в настоящем, Я - в будущем».
Проведены исследовательские проекты " Как раньше одевались раньше женщины и мужчины», «Какую прическу раньше носили мужчины и женщины», «История профессий».
Осуществлено обновление и дополнение содержания образовательного процесса следующими темами: «Международный мужской день» «Мы разные, но равные (гендерный аспект)», «Я - талантлив», «День защитника и защитниц», «Международный женский день», «Моя семья», «Я мальчик! Я девочка». Содержание этих тем было раскрыты через детские виды деятельности, актуальные для старшего дошкольного возраста. Были подобраны и адаптированы произведения детской литературы и народного творчества, произведения известных художников и фотографов и музыкальные произведения и видеоматериалы с целью решения задач гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Также пересмотрено содержание уже имеющихся сюжетно-ролевых игр («Семья», «Супермаркет», «Кухня» «Пиццерия», «Мастерская», «Салон красоты», дидактических игр («Профессии», «Виды спорта») с позиции гендерного подхода. Картотека дидактических игр была дополнена игровым комплектом «Лента времени», а именно сериями «Профессии мужчин и женщин в разные времена», «Одежда мужчин и женщин в разные времена», «Прически мужчин и женщин в разные времена», «Увлечения мужчин и женщин в разные времена». Для развития позитивного общения и взаимодействия мальчиков и девочек использовались такие игры, как «Я хочу подружиться…», «Самая дружная пара», «Букет».
В марте 2016г. на базе МБДОУ Детский сад № 54 прошло обобщение опыта, круглый стол на тему: «Гендерное воспитание дошкольников как социально-педагогическая проблема».
Таким образом, создание и соблюдение педагогами всех психолого-педагогических условий, обозначенных в социально-педагогической технологии гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста, позволили получить положительную динамику изменений в гендерной культуре детей. Это позволяет делать вывод о результативности данной технологии и об открытости педагогов МБДОУ Детский сад № 54 к инновационной деятельности, позволяющей им по - иному взглянуть на воспитание девочек и мальчиков на современном этапе развития общества.