Татьяна Прокопьева
Рассказывание и составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»
▼ Скачать + Заказать документы
ОО «Речевое развитие»
ООД «Развитие речи»
Тема: «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»
Старшая группа.
24/042019
Цель: Формирование умения анализировать пейзажную картину и составлять описательный рассказ по ней.
Задачи:
• Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом.
• Учить при описании событий, указывать место и время действия, используя имеющиеся у них знания;
• Развивать эстетические чувства детей; воспитывать любовь к природе, творческую активность.
Публикация «Рассказывание и составление описательного рассказа по картине И, И, Левитана „Весна, Большая вода“» размещена в разделах
- Весна в картинах художников. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Левитан И. И. Картины «Март» и «Весна»
- Левитан И. И., художник, знакомство с картинами
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
• Воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно, понимать их содержание;
Грамматика и словарь: обогащать словарь детей определениями, активизировать синонимы и антонимы; формировать образную речь: умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.
Предварительная работа: рассматривание с детьми пейзажных картин И. Левитана, прослушивание произведений П. Чайковского из цикла «Времена года», знакомство с народными приметами. Беседы с детьми о весне. Рассматривание иллюстраций о весне. Чтение художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок, исполнение и прослушивание песен о весне.
Оборудование и материалы: репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»; Музыка П. И. Чайковского «Времена года»; цветочек (игрушка, «Корзинка для ответов».
Ход деятельности:
1) Мотивационный этап. Проблема.
Воспитатель – Ребята, я пришла к вам не с пустыми руками, а с корзинкой, я ее нашла сегодня у нас в группе. Эта «корзинка для ответов». В корзинке есть задания и вопросы, на которые нужно ответить. И если мы со справимся с заданиями, то попадем в необычное место.
-Хотите ли вы побывать в необычном месте? Тогда надо выполнить задания.
Проблема: Дети хотят добраться до необычного места. Но для этого им нужно выполнить задания.
1. Игра «Корзинка с вопросами».
-Какое сейчас время года?
-Какие вы знаете приметы весны?
-Какие родственные слова есть у слова «тепло»? (теплый, тепленький, потеплело, теплее и т. д.)
-Вы назвали много примет весны, а я вам предлагаю послушать отрывок из рассказа И. Соколова-Микитова «Лесные картинки». Слушайте внимательно, запоминайте красивые слова и выражения о весне.
Воспитатель читает отрывок.
- Радостна, шумна и пахуча весна! Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолкой пахнут набухшие почки. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах. Скоро. Скоро оденется лес листвой, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи.
– О чем говориться в этом рассказе? (О весне).
- Какие лесные картинки запомнили вы из рассказа? Какие описания запомнили? (Радостная весна, шумная, пахучая; звенят весенние ручейки; теплый ветер пробегает в вершинах; защелкают голосистые соловьи и т. д.)
- Какие определения вы можете подобрать к слову ручеек? С чем его можно сравнить? (Звонкий, чистый, молодой, весенний.).
- Ребята, о какой весне говориться в этом рассказе? Какими словами автор называет весну? (О радостной, о шумной, о ранней).
Воспитатель: - Вот и первые ответы. Давайте перейдем ко 2 заданию.
– Ребята, давайте поиграем в игру «Волшебный цветочек». Вы будете передавать цветочек, и называть весну красивыми словами. (-Какая весна)
2. Давайте перейдем ко 2 заданию.
Прослушивание произведения П. И. Чайковского «Времена года»
Воспитатель: – Вам знакомо это музыкальное произведение? О каком оно времени года? Как она называется? (о весне).
- Вы догадались, куда мы с вами совершим прогулку? (ответы детей: в весенний лес)
- Я предлагаю вам отправиться в лес под музыку П. И. Чайковского. (Звучит музыка, появляется картина художника Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода»)
2). Этап «вхождения» в картину.
- Я предлагаю остановиться на берегу реки и полюбоваться красотой наступившей весны. (с музыкальным сопровождением 1-2 мин.)
Воспитатель:
-Мы полюбовались картиной, а что вы, ребята, увидели?
- Скажите, кто пишет картины? Как называют этих людей? (Художники)
- Как бы вы назвали эту картину? («Пришла весна», «Весна» и т. д.)
– Дети, как вы думаете, что художнику хотелось рассказать нам про весну? (Ответы детей).
- Как вы думаете, почему разлилась река? (Ответы детей).
- А знаете дети, когда весной разливается и выходит из своих берегов река, такое явление в природе называется «половодьем» или «большая вода».
-Я назвала вам новые слова, как вы думаете, от каких слов образовано слово «половодье»? А почему «большая вода»? – Когда так люди говорят?
3) Анализ картины.
Воспитатель: – Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Кто назовет, что еще изображено на картине? (Ответы детей).
- Что художнику казалось интересным и красивым? (Ответы детей).
- А теперь ко всему этому подберем слова яркие, красивые.
- Скажите, берёзки какие? (Ответы детей).- А есть ли картине солнце? А как вы узнали? (Ответы детей)
•
4) Образец рассказа (с показом на картине)
«На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил весну, а именно реку во время разлива. Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На первом плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов березок. У берега стоит старая ненадежная лодка, наверно ее унесло течением. В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено»
Акцентирование деталей:
- Дети, что мы видим на переднем плане картины, слева? (Ответы детей).
- А что видно справа на картине? А что мы видим чуть дальше? (Ответы детей).
- А какой цвет у неба? (Ответы детей).
- Посмотрите на цвет воды, какой он? (Ответы детей).
- Какими красками нарисована картина?
- Ребята, ощущаете ли вы присутствие человека на картине?
5) Рассказывание по картине.
- Сейчас я еще раз вам предлагаю внимательно послушать образец рассказа по картине, а затем попробовать рассказать нам об этой картине.
• «На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На первом плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов березок. У берега стоит старая ненадежная лодка, наверно ее унесло течением. В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено».
Рассказы детей с помощью вспомогательных схем-моделей.
Задание воспитателя:
1 схема -? (Назвать художника и название картины) 1 реб.
2 схема – (передать общее впечатление о картине, что изображено в общем) 2,3 реб.
3 схема - (опишите детали, что изображено на 1 плане, на 2, вдали- красивыми словами и выражениями) 4,5 реб.
4 схема - (расскажите, как художник передал настроение картины) 6 реб.
Молодцы, а давайте немного поиграем.
Физкультминутка
6. Д/и «Подбери противоположные слова»
Воспитатель: - А сейчас я вам предлагаю закончить нашу прогулку интересной игрой, я буду называть каждому слово, а вы мне назовите противоположное. (можно с мячом)
Слова: тепло, солнечно, ветрено, ясно, рано, радостно, высоко и т. п.
7. Рефлексия.
– Ребята, что вам понравилось на нашей прогулке к весне? – Что нового узнали?
- Что вас удивило?
– Что почувствовали?
– Чем любовались, глядя на эту картину?