Лилия Кудрявцева
Использование кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время большое внимание в работе дошкольного образовательного учреждения уделяется проблеме охраны и укрепления здоровья детей.
Здоровье – важнейшее условие успешной реализации личности дошкольников. Решение проблемы охраны и укрепления здоровья детей возможно только при совместной и скоординированной работы педагогов и родителей.
Ухудшение состояния здоровья детей, прежде всего, учёные видят в ограничении естественной двигательной активности дошкольников.
Публикация «Использование кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Поэтому, использование кинезиологии - как здоровье сберегающей технологии, показала большую эффективность в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Кинезиология – наука, которая изучает разнообразные виды движений всех мышц тела человека, также других живых организмов, в тесной взаимосвязи с эмоциональным состоянием.
Задачами кинезиологии являются : развитие когнитивной сферы дошкольников; развитие ВПФ (в том числе и речи) и предупреждение возникновения нарушений данной сферы (нарушений речи, а также развитие координированных движений.
В работе ВПФ существенную роль играет совместная деятельность больших полушарий головного мозга. Для гармоничного развития ребенка очень важно, чтобы у него были задействованы оба полушария головного мозга, без резкого преобладания одного над другим. А кинезиологические упражнения и игры – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, и происходит синхронизация их работы.
Значительную часть коры больших полушарий головного мозга занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, особенно большого пальца, который противопоставлен всем остальным.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от того насколько сформированы тонкие движения рук. Развитие словесной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают в своем развитие достаточной точности.
Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.
Межполушарные связи формируются у девочек до 7 лет, у мальчиков до 8,5 лет.
Использование в работе с дошкольниками кинезиологических игр и упражнений позволяет синхронизировать работу полушарий, развить межполушарную связь, межполушарное взаимодействие и активизировать различные отделы коры головного мозга. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерны : системное нарушение речевой деятельности, недостаточная речевая активность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, незрелость психических процессов, пространственные нарушения. Среди психологических нарушений детей с ТНР – быстрая истощаемость, замедленный темп развития, низкая продуктивность и произвольная регуляция.
В результате системного использования педагогами методов кинезиологии у дошкольников с ТНР улучшается зрительно-моторная координация, развивается общая и мелкая моторика, познавательные психические процессы (мышление, внимание, восприятие, память, воображение, речь, повышается способность детей к волевым усилиям, к произвольному контролю, снижается психоэмоциональное напряжение.
Для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми необходимо соблюдение условий: упражнения выполняются систематично, без пропусков, в доброжелательной обстановке, от детей требуется точное выполнение движений. Все упражнения и игры педагог должен выполнять вместе с детьми. Оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально.
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накопительный эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Так, при наименьших затратах достигается положительная динамика в развитии интеллектуальных способностей и развитие речи детей через движение.
Продолжительность занятий со старшими дошкольниками составляет до 35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45 – 60 дней.
Комплексы кинезиологических упражнений :
1 группа упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия условно делит тело на правую и левую половины). Это упражнения, способствующие одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизмы «единства мысли и движения». Например, упражнение «Перекрестные шаги». При ходьбе ребенку необходимо соединять правое колено с левым локтем и наоборот. Аналогично сзади правая ладонь касается левой пятки. Также упражнения «Кулак – ребро – ладонь», «Ленивые восьмерки», «Симметричные рисунки» и др.
2 группа упражнений энергитизирующих тело, т. е., обеспечивающих необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток. На уровне работы мозга эти упражнения способствуют связи лимбического отдела головного мозга, отвечающего за эмоции, и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения.
Большая часть этой группы упражнений связана с самомассажем, массажем, дыхательной гимнастикой. Например, «Энергитическая зевота», «Кнопки мозга», «Крюки» и др.
3 группа упражнений растягивающих мышцы тела. Эти упражнения снимают напряжение тела, расслабляют. Например «Дерево», «Тряпичная кукла и солдат», «Сорви яблоки», «Слон», «Сова» и др.
4 группа упражнений представляет собой позовые упражнения, которые оказывают влияние на лимбическую и эмоциональную системы мозга. Они оказывают ритмическое и стабилизирующее действие на нервные процессы, способствуя эффективному обучению.
Например, упражнение «Позитивные точки».
Примерный комплекс игр и упражнений для работы со старшими дошкольниками -
Комплекс 1 (сентябрь)
Ввод: Дети присаживаются на ковер. Кладут одну ладонь ко лубу, другую на затылок, глаза детей закрыты. Педагог проговаривает слова «В нашей группе светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло. Поэтому сегодня мы с вами будем чаще улыбаться друг другу. Потянитесь к солнышку, представьте, что вы маленькие росточки, ловити лучики солнышка, набираетесь сил».
Дыхательные упражнения : «Подуем на солнышко» Дети стоят в кругу, ноги слегка расставлены, руки опущены, делают- вдох. Выдох – поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо — вдох носом. Голову влево – выдох; голова прямо – вдох. Приговариваем в это время: «Мы подуем на плечо, Подуем на другое, На солнышке нам горячо, Мы ветерок приманим».
Телесные упражнения : упражнения для развития мозолистого тела головного мозга. “Перекрестное марширование” Мы идем походкой бравой Ножкой левой, ножкой правой Далеко, далеко, Дружно, весело легко! (Дети выполняют 6-8 пар перекрестных движений высоко поднимая колени попеременно касаясь правым и левым локтем по противоположному колену). «Марионетка»
На утренник детский Артисты спешат.
У них в чемоданах Артисты лежат.
(Дети поочередно поднимают левую прямую ногу и правую руку изображая, что управляют своею ногой с помощью невидимой нити).
Глазодвигательные упражнения : «Горизонтальная восьмерка” Дети вытягивают перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжимают в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Рисуют в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинают с центра и следят глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключают высунутый изо рта язычок, одновременно с глазами и руками, повторяют движения в том же направлении.
Релаксация: «Полет высоко в небе» проводится под мелодичную музыку. Дети ложатся на ковер. Педагог спокойным голосом проговаривает текст. «Ребята, лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно счастливыми и спокойными. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе, а ваши крылья распростерты в стороны, они рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением полета. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на целый день».
Таким образом, регулярное использование кинезиологических упражнений оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий головного мозга, что помогает развитию способностей ребёнка и коррекции проблем в различных областях психики. Применение кинезиологических игр и упражнений, позволяет ускорить у ребёнка коррекцию речевых нарушений, а также, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. Развивают творческие способности на основе наглядно-образного мышления, стабилизируют психику, развивают интуицию. Улучшают память, повышают интеллектуальные возможности, активизируется работа головного мозга.
Библиографический список:
1. Афонькин С. Ю., Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.
2. Голомазов, С. В. Кинезиология точностных действий человека / С. В. Голомазов. - М: Спорт Академ Пресс, 2003.
3. А. Л. Сиротюк «Обучение детей с учётом психофизиологии», «Сфера», Москва 2001г.
4. А. Л. Сиротюк «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения», «Сфера», Москва 2003г.
5. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте : учебное пособие для высших учебных заведений / А. В. Семенович. – М, 2002.