Наталья Воложанина
Программа по патриотическому воспитанию: «С чего начинается Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д. С. Лихачёв
Нынешнее поколение детей растёт в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей ; другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передаются любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. И очень важно, чтобы ребёнок с детства получал достаточную информацию об историческом прошлом своей страны.
Чувства патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определёно несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Но прежде чем ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней- того, что близко, знакомо и понятно.
Поэтому программа по патриотическому воспитанию состоит из следующих блоков:
- Здравствуй, это Я!
- Моя семья.
- Моя малая Родина.
- Широка страна моя родная.
Цель программы:
Духовно – нравственное воспитание детей на основе изучения истории Родины, малой и большой.
Задачи программы:
1. Помочь ребёнку осознать собственную индивидуальность, понять связь времён, историю своей семьи, вызвать чувства гордости за своих предков.
2. Воспитание в ребёнке чувства гордости, уважение и любви к тому месту, в котором он живёт.
3. Углубить представление детей о России как о государстве, в котором они живут (столица, президент).
4. Познакомить с историей возникновения государственного герба, флага, гимна России.
Принципы программы:
1. Систематичность и последовательность.
2. «От близкого к отдаленному»
3. Опора на опыт самих детей, реальные их дела и событии в семье, в детском саду, родном селе, стране.
4. Взаимодействие с семьёй.
Сроки реализации программы:
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста
Формы патриотического воспитания:
- система организованных занятий
- посещение музея, в сочетании с экскурсионной беседой руководителя музея
- чтение художественной литературы о защитниках родной земли (рекомендации родителям)
- просмотр фильмов (мультфильмов) о подвигах русских людей
- подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам
- проведение игр - путешествий, конкурсов, викторин
Тематический план работы по патриотическому воспитанию
Блок : «Здравствуй, это Я»
- Цикл занятий из курса «Учимся жить вместе»
- Имя для щенка
- Дерево имён (проводит психолог)
- семейный проект «Моё имя»
Помочь ребёнку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку.
Помочь ребёнку понять собственную значимость, привлечь к собственной работе родителей и детей
Блок : «Моя семья»
- Праздник : «День матери»
- беседа: Сколько Я в слове «семья»
- фотовыставка : «Моя семья»
Ознакомить с понятием семья, помочь понять связь времён, историю своей семьи.
Блок: «Моя малая Родина» (село, улицы, любимые места)
- посещение музея, Арбата и других достопримечательностей села
- Праздник «Служу России»
- Командно – спортивная игра " А ну- ка мальчики"
Воспитание в ребёнке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт
-знакомство с родным селом, историей его создания;
- знакомство с историческими фактами местного значения;
- учить чувствовать красоту родного края
Блок : «Широка страна моя родная»
- беседа: Россия - моя Родина
- ОД: Главная песня страны
-ОД: Я- России часть и знак
- выставка рисунков «Флаг России»
- занятие: Герб
- викторина : «Гимн, герб, флаг»
Формировать представление о родной стране. Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.
Воспитывать чувства гордости за героизм нашего народа; развивать внимание и слуховое восприятие
Ожидаемые результаты:
1. Одно из индивидуальных отличай от других – имя ребёнка.
2. Сведенья о своей семье (где родились дедушка и бабушка, кем работали, какие у них были увлечения)
3. Свой родной край (название села, главных улиц)
4. Название страны, в которой мы живём
5. Столицу России, её президента
6. Герб, флаг, гимн, их назначение
7. Значение символов на государственном гербе Российской Федерации
8. Название флага России. Значение цвета каждой полосы флага, и их последовательность.
Литература
1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Дошкольник. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель,2007г.
2. Ерохина Е. А. Круглова Т. А., Государственная символика России: флаг, герб, гимн. - М. : Ювента, 2002г.
3. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. - Москва, 2006г.
4. Кондрыкинская Л. А. С сего начинается Родина?- М. : ТЦ Сфера, 2005г.
5. Подрезова Т. И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание. - М. : Айрис пресс, 2007г.
6. Дошкольное воспитание №8, 2007г. Знакомство дошкольников с государственной символикой России. с. 54
7. Дошкольное воспитание №12, 2007г. Родословная в детском саду: история и образ семьи. с. 37
8. Дошкольник. Младший школьник №4, 2007г. Наша Родина- Россия