Лейла Щербина
Песочная терапия как эффективная здоровьесберегающая технология в коррекционно-развивающей работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная терапия – эффективная здоровьесберегающая технология в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!
К. Д. Ушинский.
Публикация «Песочная терапия как эффективная здоровьесберегающая технология в коррекционно-развивающей работе с детьми» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Песок – загадочный материал, он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, умением принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра с песком – это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.
Опыт использования песочных игр в коррекционно-развивающей работе для дошкольников, подтверждает перспективность и доступность данного метода.
Песок – это замечательный сенсорный материал, непревзойденная по своим возможностям предметно - игровая среда и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования. Игра с ним активизирует и поддерживает детскую фантазию и инициативу. В процессе работы с песком у ребенка закрепляется направленность на процесс, а это и есть залог развития.
Используя песок, дети осуществляют практически любые свои идеи, а так же совершают увлекательные путешествия, решают множество проблем, ощущают радость творчества, учатся взаимодействовать в коллективе, договариваться, проявлять заботу.
Песок оказывает не только расслабляющее действие, но и несет лечебную, коррекционную и обучающую функции.
В нашем детском саду, помимо общеразвивающих, 2 комбинированные и 4 группы компенсирующей направленности (2 с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и 2 с задержкой психического развития (ЗПР). При работе с данной категорией детей я использую элементы песочной терапии в диагностических, корреционно-развивающих целях. Строя фигурки из песка с использованием символов, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для «особенного» ребенка форме передаем ему знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Для организации процесса песочной терапии у нас в ДОУ созданы специальные условия. В каждой из специализированных групп имеется оборудование для игры с песком и водой, набор миниатюрных предметов и игрушек, бросовый материал.
Коррекционно-развивающие занятия с использованием элементов песочной терапии я строю на основе следующих принципов:
1) создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, проявляет творческую активность. Для этого я стараюсь подбирать задания, соответствующие возможностям ребенка;
2) оживление абстрактных символов: буквы, цифры, геометрической фигуры. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию;
3) реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.
Все игры с песком можно разделить по трем направлениям.
Обучающие – они облегчают процесс обучения ребенка.
Познавательные – с их помощью познается многомерность мира.
Проективные - через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие детей.
Игры с песком я включаю в занятия для детей, имеющих различные формы нарушений, сложности связанные с изменениями в семье, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, повышенную тревожность, страхи, агрессию, нарушения в развитии высших психических функций, отсутствие мотивации, при подготовке руки к овладению письмом, в работе с детьми с ОВЗ.
Свои занятия с песком я начинаю с того, что знакомлю детей с песочницей, демонстрирую коллекцию фигурок. Далее знакомлю воспитанников с правилами игры на песке. Затем ввожу детей в игровую среду, используя ритуал входа, провожу игры – разминки. После, формулирую тему занятия, знакомлю с игрой и ее героями. В завершении провожу ритуал выхода, подведение итогов, закрепление положительных эмоций.
Правила игры на песке.
Берегите песчинки – не выбрасывайте их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросают ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
У детей всегда должны быть чистые руки и носики. Поиграл с песком – помой руки и покажи чистые ладошки зеркалу.
Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игр надо убрать все игрушки на свое место.
Песочные игры, отличное развивающее занятие для детей. В таких играх развивается не только мелкая моторика, но и глазомер, мышление, фантазия, концентрация внимания и усидчивость. Для подготовки ведущей кисти руки ребенка к письму дети 6-7 лет с большим удовольствием работают на занятиях песочным карандашом, рисуют картины, пишут цифры и буквы.
Важной задачей педагога-психолога является помощь детям в преодолении стресса при поступлении в дошкольное учреждение и успешная адаптация к нему. Для решения данной задачи я включаю игры с песком в занятия с детьми со сложной степенью адаптации, провожу консультации с воспитателями и родителями по использованию элементов песочной терапии в период адаптации детей к условиям ДОУ. Песочная терапия стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка, помогает установить взаимопонимание со сверстниками, взрослыми и новой средой в период адаптации.
Практически все дети с ЗПР обладают значительной общностью психического дефекта, проявляющегося в недостаточности развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, активности личности в целом, что вызывает определенные трудности в процессе обучения. Часто нарушения носят смешанный характер: помимо проблем в интеллектуальном развитии встречаются нарушения речи или полное ее отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук. Все эти нарушения требуют использование специальных и эффективных методов, каким и является песочная терапия.
В настоящее время развитие ребенка через инклюзивное образование получает все большее распространение. Так и среди воспитанников нашего ДОУ есть дети, с расстройствами аутичного спектра (РАС). Под РАС понимается сборная группа синдромов, в основе которых лежит дизонтогенез «по типу искаженного развития», при котором нарушены адекватные связи с окружающей действительностью.
Свою работу по коррекции эмоциональной сферы детей с РДА я направляю на установление контакта со взрослыми, смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, снижение тревожности, страхов, стимуляцию психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками, преодоление отрицательных форм общения: агрессии, негативизма.
Для того, чтобы ребенок с аутизмом адаптировался к игре с песком, для начала берем песок и трем его об руки ребенка, это дает ему возможность привыкнуть к песку. Затем поднимаем песок вверх, и насыпает его – это дает заинтересованность для ребенка, а так же вызовет фиксацию глаз. Иногда, чтобы привлечь внимание ребенка к песочнице, я использую яркую игрушку, которую помещаю в песочницу.
Опыт работы показывает, что наиболее важным условием появления более сложного игрового поведения детей с РАС является целиком проработанный психологом организационный момент игры. Занятия по песочной терапии проводятся индивидуально, что обеспечивает более тесный контакт между ребенком и специалистом, а так же повышает эффективность работы. Длительность таких занятий – от 15 до 30 минут в зависимости от актуального состояния ребенка и степени глубины искажения развития ребенка в целом.
Игры с песком – здоровьесберегающий метод в работе с детьми, имеющими особенности в развитии, объединяющий множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания и усидчивости. Я использую песочницу как хорошего посредника для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию, ребенок раскрывается и у меня появляется возможность увидеть внутренний мир ребенка.
Анализ опыта работы с детьми по использованию элементов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе показывает, что у воспитанников значительно возрастает интерес к занятиям, они чувствуют себя более успешными, на занятиях нет места монотонности и скуке, у малышей более легко проходит адаптационный период, нормализуется психоэмоциональное состояние, быстрее развиваются психические процессы.
Формы и варианты использования песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами и их продолжительностью. Опыт применения песочной терапии в рамках работы педагога-психолога показывает, что различные модификации песочной терапии могут быть очень эффективными в работе не только психологов, но и учителей - дефектологов, логопедов, воспитателей.
Мастер-класс для педагогов по использованию элементов песочной терапии в работе с детьми.
Для выполнения практической части приглашаются по 2-3 педагога к каждой песочнице.
Педагог-психолог: Здравствуй песочек, сыпучий и прохладный,
Ты – наш дружочек, играть с тобой приятно!
1. Упражнение «Здравствуй песок».
Далее педагог-психолог демонстрирует с основные техники работы с песком :
закидывания – выполняется несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасывается верхушка с песка, лежащего вдоль края песочницы к центру;
засыпания (насыпания) – набираем песок в кулак и держим его на поверхностью, кулак сжимаем не очень сильно, чтобы песок мог сыпаться через пальцы;
вытирания – вытираем лишний песок с поверхности;
процарапывания – для рисования используем подушечку пальца или ноготь;
отпечатки – можно использовать отпечатки ладони, пальцев, ребра ладони, кулака, также можно использовать различные предметы.
Педагог-психолог: Предлагаю вам создать свою композицию (2 мин.). Как вы назовете композицию, которая у вас получилась? Какие чувства она вызывает?
Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, в которые можно поиграть с ребенком. Я приготовила для вас картотеку игр, которые можно использовать в своей работе, надеюсь она будет для вас полезна.
Литература.
1. Попова С. В., Фомина О. В. Использование песочной игротерапии в проективной деятельности дошкольников// Молодой ученый. – 2015. - № 8 – с. 1024-1026.
2. Хоменко И. Н. Коррекционно-диагностический комплекс «Песочная магия»/ И. Н. Хоменко. – СПб. : ИМАТОН.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапиии – СПб. : «Речь», 2007.
4. Сакович Н. А. Игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : «Речь», 2008.
5. Битов А. Л Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. М., 2009.
6. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М. : ИНТ, 2010 – 94 с.