светлана горлач
Проект «Арт-терапия» как здоровьесберегающая технология в экологическом образовании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Атр – терапия, как здоровьесберегающая технология в экологическом образовании дошкольника»
Тип проекта : информационно – творческий
Вид проекта : долгосрочный (апрель – июнь)
Возраст детей: 2- 4 года
Участники проекта : воспитатель, воспитанники смешанной младшей группы
Составила воспитатель: Горлач С. П.
Цель:
Публикация «Проект „Арт-терапия“ как здоровьесберегающая технология в экологическом образовании дошкольника» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
формирование научно - познавательного, эмоционально – нравственного практически – деятельного отношения к окружающей среде и своему здоровью через использование художественного творчества.
Задачи:
- предоставить детям возможность свободно выражать чувства, в том числе агрессивные, в безопасной, социально доступной форме;
- формировать умение понимать значение факторов окружающей среды для здоровья людей, заботится о чистоте двора, участка детского сада, группы;
- развивать и усиливать внимание детей к своим чувствам, развивать наблюдательность, развивать воображение, развивать сенсорные способности.
Ожидаемые результаты:
- снижение тревожности и агрессивности у детей;
- развитие познавательного интереса детей к окружающей природе;
- умение детей видеть и чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.
Актуальность
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В. А. Сухомлинский
Здоровье - одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости.
Одной из причин частых и длительных заболеваний детей — неблагополучие окружающей среды. Повышенно содержание различных чужеродных веществ в воздухе, воде, продуктах питания сопровождается накоплением их в организме, что приводит, в конечном счете, к снижению иммунной защиты. Воспитывать экологическую культуру нужно с детства. В дошкольном возрасте ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм необходимо формировать первые представления об экологии воспитывать бережное отношение и любовь ко всему живому.
Одной из здоровьесберегающих технологий в экологическом образовании является арт – терапия. Арт – терапия – направление, использующее художественное творчество, это «лечение искусством». Важное условие развития ребёнка – использование нетрадиционного рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивать творческие способности. Ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, воплотив их с помощью разнообразных нетрадиционных материалов. Рисовать можно поролоном, зубными щётками, ватными палочками, свечками, ниточками и т. д. Используют разные приё мы рисования: пальцами, ладошками, выдуванием (с помощью трубочек).
Таким образом, арт – терапия, применяемая в экологической работе с детьми, - здоровьесберегающая технология, которая проявляется через систему изобразительного творчества.
Использование здоровьесберегающих технологий в организации экологического образования способствует сохранению и развитию физического, психического и нравственного здоровья детей, формирует способность к творчеству и обеспечивает высокий потенциал развития каждого ребёнка.
Этапы проекта :
Подготовительный этап.
№ мероприятие цель
1. Разработка проекта
Определение целей и задач проекта, выбор форм работы с детьми.
2. Знакомство детей с атр – терапией
Показать детям различные виды нетрадиционных способов рисования.
3. Чтение экологических сказок : «Ёжик», «Медведь», «Муравейник», «История маленького лягушонка», «Всё живое нуждается в воде».
Учить различать и называть диких животных, уточнять представление о том, чем они питаются, учить правилам поведения в лесу; развивать внимание, усидчивость; воспитывать отношение к объектам природы, трудолюбие, желание помогать.
4. Подвижные игры:
«Воробушки и автомобиль» ,
«Птички в гнёздышках»
Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать детей быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
5. Рассматривание иллюстраций
«Насекомые», «Птицы».
Расширять представление детей о насекомых и птицах. Учить узнавать их на картинках. Воспитывать бережное отношение к ним.
6.
Разгадывание загадок о насекомых, птицах, деревьях.
Развивать логическое мышление, речь, внимание; память.
Продолжать развивать умение отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;
Основной этап.
№ мероприятие цель
1. Рассматривание наглядно – дидактического пособия: деревья и листья. уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья, их высоте и толщине. Закрепить знания детей о деревьях упражнять в различении листьев по цвету, величине, форме.
2.
Рисование ладошками
«Бабочки»
Рисование пальчиками «Идёт дождик кап-кап -кап»
Продолжать знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошками».
- воспитывать аккуратность.
- развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.
- развивать фантазию, эстетическое восприятие, воспитывать бережное отношение к природе.
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиком;
- учить рисовать из тучек дождик, передавая его характер; правильно располагать элементы на рисунка на листе;
- развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие
- воспитывать аккуратность
3. Дидактические игры:
«Собери цветок»,
«Кто, что ест»,
«Что сначала – что потом?»
Развивать у детей внимательность, настойчивость, усидчивость, закрепить названия весенних цветов (ландыш, одуванчик, тюльпан, нарцисс, подснежник)
Закрепить знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, память, внимание, воспитывать желание заботится о домашних животных.
Закрепить знания детей о развитии и роста животных.
4.
Рисование тычком «Веточка сирени»
Приобщать детей к изобразительному искусству, развивать творческие способности и познавательную активность детей.
-Учить детей рисовать сирень краской тычком клеевой кистью.
- Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей
- Расширять представление детей о цветах и способах их изображения.
- Учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций
5. Рисование печатками из пластилина «Ваза с розами» Изготовление розы из пластилина
- Развитие мелкой моторики рук
- Формирование творческих способностей детей
Работа с родителями:
- консультация для родителей «Система здоровьесбережения в ДОУ»;
- памятка для родителей по формировании здорового образа жизни детей;
- консультация «Здоровый образ жизни в семье»
- консультация для родителей «Арт – терапия для дошкольников»
Заключительный этап.
1. Коллективная работа: нетрадиционное рисование пальчиком «Русская берёзка».
2. Выставка детских работ.
3. Картотека дидактических игр и упражнений экологической направленности
Приложение № 1 (загадки о насекомых)
Приложение № 2 (загадки о птицах)
Приложение № 3 (загадки о деревьях)
Приложение №1
Загадки про насекомых
У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим
Подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка)
Побежали по дорожке
Чьи — то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я
Под поклажей …. (Муравьи)
Пролетела мимо уха
Вроде муха, но не муха
Эта муха не жужжала
У нее, ребята, жало
Коль ужалит, будет «ай»
Кто же это отгадай!
— Муха с жалом? – Чудеса!
Знают все это – (Оса!
На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (Бабочка)
Ходит ходок через потолок,
Всем надоедает, здоровью угрожает.
А как осень придёт,
Ещё и кусаться начнёт. (Муха)
Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит. (Паук)
Красно-бурый, жёсткокрылый.
Хоть вредитель — с виду милый.
Начиная майский лёт,
Он гудит как самолёт. (Майский жук)
Кто в каждый встреченный цветок
Свой опускает хоботок,
А после в улей
Мчится пулей
И что-то прячет в уголок? (Пчела)
Разрешенья не спросил,
Подлетел — и укусил! (Комар)
Музыкальный кроха очень!
Всё надкрыльями стрекочет.
И не только на опушке,
Но за печкою в избушке. (Сверчок)
Прыгает пружинка —
Зелёная спинка —
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
Яркий мини вертолет
Отправляется в полёт.
Но зачем ему глаза?
Да он просто … (Стрекоза)
Может в яблоко залезть,
А потом его же съесть:
Все, что вкусно, выедает
И обратно выползает. (Гусеница)
Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж всегда твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (Жук)
Летит мохнатенький,
Летит за сладеньким. (Шмель)
Не солнце, не огонь, не лампочка,
А ночью светится. (Светлячок)
Приложение №2
Загадки про птиц
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает. (Курица с цыплятами)
Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит. (Петух)
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его -. (Индюк)
Верещунья белобока,
А зовут ее. (сорока).
Каждый вечер спать ложусь,
В комнате один я не боюсь.
Засыпаю сладко я,
Под пенье птицы - (соловья).
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Cнегири)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка)
Днем спит, ночью летает. (Сова)
На шесте - дворец, во дворце - певец. (Скворец)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Дорогу к дому он найдет
И весточку нам принесет. (Голубь)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -+
Все равно он будет мой! (Дятел)
Стали братья на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегу ли, на ходу ли —
Им с ходулей не сойти. (Журавли)
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Птичка в клеточке сидит
И с тобою говорит,
Ей секрет не доверяй,
Разболтает… (попугай).
Приложение №3
Загадки о деревьях
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
Зимой и летом -
Одним цветом. (Ель)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная! (Елка)
Весной одевается,
Осенью раздевается. (Лес)
Ах, не трогайте меня!
Обожгу и без огня. (Крапива)
Летом вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)