Инна Беляева
Тема проекта: «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
К. Д. Ушинский
Вид проекта : комплексный
Тип проекта : творческий (художественно-речевой)
Сроки реализации проекта : долгосрочный (сентябрь-май)
Участники проекта : дети подготовительной к школе логопедической группы, 5-6-7 лет, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность проекта :
Публикация «Тема проекта: „Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности“» размещена в разделах
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель проекта : Использование технологии мнемотехники, метод коллажа, мнемодорожки в образовательном процессе, в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи проекта :
1. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; опираясь на приоритеты развития личности ребёнка, раскрытию её потенциала.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
3. Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.
4. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
5. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению «читать» схемы (мнемотаблицы)
6. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
7. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
8. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
9. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе; поддерживать способности ребёнка к саморазвитию, самоактуализации, самореализации.
10. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;
11. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Коррекционные задачи: активизация и актуализация словаря по темам, совершенствование словесно – логического мышления, развивать доказательственную речь, согласовывать род, число, падеж, индивидуально корректировать речевые высказывания, обогащать чувственный опыт детей.
Предполагаемый результат: Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей. Связная речь детей с ОНР значительно улучшилась, расширился и обогатился словарный запас, дошкольники последовательно и выразительно стали предавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику; развивают сюжетную линию в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции. У дошкольников сформировались целостное восприятие окружающего мира, навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми с ОНР, так и в работе с детьми массовых групп детского сада. Мнемотехника расширяет представление детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.
Речь – это инструмент развития высших отделов психики. Наилучшее педагогическое общение-это общение педагога и детей, способствующее творческому характеру учебной деятельности. Это особенно важно в обучении детей с ОНР. Метод наглядного моделирования развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить обстрактное понятие. Воспитание ребёнка эрудированного, общительного, имеющего представление о себе, успешная социализация ребёнка в обществе.
Методологическая база проекта
1- «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» - авт. сост. Михеева И. А., Чешева С. В. Изд. КАРО С-П 2009
2- «Говорим правильно в 6-7 лет» Гомзяк О. С. М Изд. «Гном и Д» 2009
3- «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Швайко Г. С. М «Владос» 2009
4- «Занятия по развитию речи в детском саду» под ред. Ушаковой О. С. М Просвещение 1993
5- «Изобразительная деятельность в детском саду» Лыкова И. А. ТЦ «Сфера» М 2009
6- «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе» Коноваленко В. В. М-1998
7- «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» Арефьева Л. Н. ТЦ «Сфера» М 2004
8- «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» (учебно-методическое пособие) Вальчук Е. В. Саранск 2008
9- «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности» Т. Г. Казакова М «Просвещение» 1996
10- «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т. С. Комарова М «Просвещение» 1991
11- Программа «Детство»
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап проекта : сентябрь-октябрь-ноябрь
Основной этап проекта : декабрь 2015 – май 2016 уч. года.
Заключительный этап проекта : май
Подготовительный этап
Проведение анонимного социального мониторинга детей. Игра «Секрет»
Проведение мониторинга детей по речевому развитию.
Анализ полученных данных и предварительная формулировка проблемы.
Определение актуальности и значимости проекта.
Разработка идеи, цели и задач проекта.
Составление плана проекта.
Подбор методической литературы.
Подбор наглядно-дидактического материала.
Пополнение развивающей среды в группе и логопедическом кабинете по теме проекта.
Работа с родителями:
Введение родителей в проблему речевого развития их детей.
Привлечение родителей к участию в проекте.
Анкетирование родителей на тему: «Проектная деятельность дошкольников»
Консультации на тему: «Детское речевое творчество, как условие полноценного общения», «Как научить ребёнка составлять рассказы?», «Роль родителей в развитии речи детей», «Речевое развитие ребёнка», «Речевые игры по дороге домой с детьми 5-6 лет»
Основной этап
Составление рассказа на тему «Зима» (мнемотаблица «Времена года») (8 ,38-40)
Чтение худ. лит. : В. Одоевский «Мороз Иванович»
Сл. упр. : «Один-много», «Назови ласково», «Подбери родственное слово»
Пальчиковая гимнастика: «Зимняя шуба»( 1, 79)
Пересказ мордовской сказки «Как собака друга искала» (мнемотаблица)
Чтение худ. лит. : Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»
Сл. упр. : «У кого кто?», «Назови ласково», «Один-много»
Пал. гим. : «Почему не спят котята?» (1,69)
«Экскурсия в зоопарк» (рисунок ребё нка на тему: «Дикие животные» с последующим рассказом об увиденном.)
Оформление речевого альбома.
Чтен. худ. лит. : И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Сл. упр. : «У кого кто?», «1-2-5-9», «Отгадай по описанию»
Пал. гим. : «Мы делили апельсин…»
Составление рассказа «Моя любимая игрушка» (мнемотаблица «Игрушки») (4, 134)
Чтен. худ. лит. : А. Барто «Игрушки»
Сл. упр. : «Один-много», «Чей? Чья?», «1-2-5-9»
Рассказывание из личного опыта на тему: «Новый год» (с использованием рисунков детей, фотографий с праздника) (6, 106)
Оформление речевого альбома.
Чтен. худ. лит. : С. Я. Маршак «12 месяцев»
Сл. упр. : «Назови признак», «Назови действие», «Подбери родственное слово»
Пал. гим. : «Новогодняя считалка» (1, 116)
Составление рассказа по картине: «Стройка» ( с опорой на предметные картинки: «Дом и его части»
Чтен. худ. лит. : С. Баруздин «Кто построил этот дом?»
Сл. упр. : «Скажи иначе», «Эхо», «Мы строители»
Рассказывание на предложенную тему: «Мой город, моя улица» (по фотографиям и репродукциям г. Саранска)
Чтен. худ. лит. :З. Александрова «Родина»
Пал. гим. : «Ты, рябинушка» (1, 205)
Рассказывание по серии картинок на тему: «Транспорт» (с использованием мнемодорожки)
Чтен. худ. лит. «Как ребята переходили улицу» И. Калинина
Сл. упр: «Один-много», «4 лишний», «Кто на чём едет»
Пал. гим. «Самокат», (1, 125)
«Наша Армия» - рассказывание о своих родственниках-военных по семейным фотографиям.
Чтен. худ. лит. А. Твардовский «Рассказ танкиста»
Сл. упр. «Посчитаю», «Кто что делает?», «Один-много»
Пал. гим. «Дозор», (1, 126)
Рассказывание по плану о своей семье «Моя семья» (8 марта) (7,70)
Чтен. худ. лит. С. Панькина «Легенда о матери»
Сл. упр. «Кто кем приходится?», «Назови ласково», «один-много»
Пал. гим. «Квартирная считалка» (1, 187)
Пересказ рассказа «Для чего руки нужны» Е. Пермяк
Чтен. худ. лит. Дж. Родари «Какого цвета ремёсла?», «Чем пахнут ремёсла?»
Сл. упр. «Угадай, кем я хочу быть?», «Кто чем занимается?», «Кому что нужно?»
Пал. гим. «Пекарь» (1, 134)
Рассказывание по серии картинок : «Снеговик и заяц»
Чтен. худ. лит. М. Пришвин «Золотой луг»
Сл. упр. «Какой лист, какая ветка?», «До-между-за», «4 лишний»
Пал. гим. «Солнышко» (1, 180)
Пересказ рассказа «Что такое звёзды?» Г. Цыферов (204)
Чтен. худ. лит.
Сл. упр. «Скажи наоборот», «Сосчитай-ка»
Пал. гим. «Космос»
Составление рассказа о животных жарких стран и Севера по сюжетным картинкам (4, 185)
Худ. чтен. Д. О. Киплинг рассказы из книги «Книга джунглей»
Сл. упр. «Найди пару», «Чья шуба теплее?», «Назови ласково»
Пал. гимн. «Гиппопотам» (1, 151)
Рассказывание по памяти на тему: «День Победы» (по рисункам, репродукциям, фотографиям, экскурсии в мемореальный музей боевой славы (оформление речевого альбома)
Чтен. худ. лит. С. Баруздин «Шёл по улице солдат»
Сл. упр. «Подбери признак», «Скажи иначе»
Рассказывание на тему: «Родная природа» (лес, цветы, насекомые) по методу коллаж.
Чтен. худ. лит. В. Бианки «Приключение муравьишки»
Сл. упр. «Кто где живёт?», «Узнай по описанию»
Пал. гим. «Маргаритки» (1, 237)
Составление рассказа по серии картинок с одним закрытым сюжетом на тему: «Школьные принадлежности».( 2,102)
Чтен. худ. лит. Н. Носов «Незнайка учится»
Сл. упр. «Для чего нужен предмет?», «Собери портфель», «Назови несколько», «Скажи наоборот»
Пал. гим. «Счёт до 100» (1,228)
Заключительный этап
Мнемотаблицы по темам :
«Одежда», «Игрушки», «Овощи-фрукты», «Посуда», «Времена года»,
Мнемодорожка на тему: «Транспорт»,
Методика коллаж по теме: «Родная природа»,
КУЗ
Праздник выпуска в школу
ИКТ.