ольга щербо
Развитие познавательно-речевой деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Отечественный педагог В. Ф. Одоевский советовал внимательно вслушиваться в детскую речь, считал, что живое слово может произвести могучее действие на внутреннее развитие ребёнка.
Каждый этап в жизни ребёнка представляет собой открытие мира предметов, природных объектов и отражение знаний и впечатлений в содержании речи ребёнка. К. Д. Ушинский считал, что развитие речи важно для развития мыслительной способности ребёнка, а долг воспитателя – научить его логически мыслить и связно выражать свои мысли.
Публикация «Развитие познавательно-речевой деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Великий славянский педагог Я. А. Коменский указывал, что развитие речи и мышления должно совершенствоваться в процессе получения реальных знаний.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников - очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Развитие познавательно - речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно - речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно - речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.
Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т. к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
В работе с детьми третьего-четвертого года жизни использую такие методы и приемы, как наблюдения реальных объектов, растений и животных, явлений природы, инсценировки с помощью игрушек, использование художественных произведений.
Реализацию каждой темы начинаю с накопления ребенком представлений о предметах, которые находят отражение в обогащении словарного запаса детей: Например, по теме «Игрушки» включала игровые образовательные ситуации «Кто в гости к нам пришел?» - учила детей узнавать и называть игрушки, имеющиеся в группе.
Следующим этапом работы являлось обучение детей использовать накопленный словарь по теме в освоении форм связной речи: Например, отражение действий в процессе уборке игрушек «Научим Катю убирать игрушки», рассказываем об игрушках в процессе мытья игрушек «Помоем вместе с Катей игрушки».
Также уделяла внимание каждому ребенку в течение дня, чтобы поговорить, расспросить, предложить поделиться впечатлениями.
Познание предметного мира с детьми среднего возраста значительно отличается. Они могут воспринимать информацию о предмете на словесном уровне, они начинают понимать, что все в мире взаимосвязано и все предметы и явления влияют друг на друга. Так, например, я использовала прием опоры на словесные представления (метод разговора). Например:- Дети, будем играть в игру «Кто больше?». Кто больше добавит слов к моему слову? Я говорю: «Повар готовит обед». А вы должны сказать: «Повар готовит завтрак (ужин, полдник)». «Повар варит компот (жарит, печет, тушит; суп, щи, рыбу, мясо)». Выигрывает тот, после кого никто ничего уже не сможет добавить. Игру повторяли, детям она очень нравится, и таким образом дети получили познавательную информацию о труде дворника, помощника воспитателя и других работников детского сада.
Умение задавать вопросы это тоже один из способов получения или передачи необходимой информации ребенку. Например, использую косвенное наведение на мысль «Ты будешь грязными руками хлеб брать?», «Зачем нужно мыть руки перед едой?» или задаю детям во время полдника проблемный вопрос «Интересно, все ли яблоки такие?», «Какие цвета красок нужно подобрать, чтобы их нарисовать?». При прохождении темы «Деревья», ребенок у меня спрашивает «Как нарисовать дерево?», я задаю параллельные вопросы «Дерево растёт из земли или травы? Оно выше человека или ниже? Листья растут на ветках или на стволе?».
В конце учебного года задавала детям средней группы несложные загадки, отгадывая их, дети называют предметы по описанию взрослого.
Подобные описания предлагала детям старшей группы: - Отгадай, что это: «Маленькая река, стеклянные берега, а рыбаков нет», «Потеряла, не найду с оглоблями за ушами, на глазах по колесу сиделка на носу». Во время проведения занятий в старшей группе я использовала соревновательные, познавательно-побудительные мотивы. Дети составляли рассказ по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял». После, я показала детям клубки цветных ниток и дети рассказали, что мамы и бабушки вяжут из них красивые теплые вещи.
Подводя итоги работы, хочу отметить, что использование интеграционного подхода в обучении, комплексно-тематического планирования познавательной и речевой деятельности детей, разнообразных средств, методов и приёмов способствовали развитию познавательной активности у наших детей и успешному развитию связной речи, а именно комплексное развивающее воздействие способствует расширению и активизации словаря, совершенствованию фразовой речи, развитию умения слушать, пересказывать, рассказывать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор с собеседником. Благодаря целенаправленной работе над связными высказываниями у детей накопился определенный познавательный опыт, появились практические умения сознательно, в пределах своих речевых возможностей, выражать словами и интонацией доступные им сведения об окружающем мире.
Несмотря на достигнутые положительные результаты, были выявлены проблемы:
1. Неумение детей понять инструкцию воспитателя в полном объёме, механическое выполнение задания, неадекватная оценка полученных результатов.
2. Информационное поле ребёнка компьютеризировано - информация не несёт в себе развивающего содержания, опасна для жизни и здоровья, сохранности личности ребёнка.
3. Ситуативно-деловой характер общения родителей с детьми. Современная педагогика доказала, что существует прямая зависимость между количеством и качеством общения взрослых со своим ребёнком и уровнем познавательного и речевого развития детей.
Решение данных проблем вижу в следующем:
1. Продолжать развивать в детях способность слушать и слышать, контролировать свои слова и действия, уметь словесно рассказать об этапах и оценить результат.
2. Проводить работу с родителями по обеспечению «дозированной» информационной нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями речевого и познавательного развития ребёнка.
3. Развивать культуру речевого общения в семье через индивидуальное консультирование.