лидия шатрюк
Проект «Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников посредством инновационных технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников посредством инновационных технологий
АКТУАЛЬНОСТЬ
Речь – одна из самых сложных высших психических функций человека. Способность к членораздельной речи является наиболее значимым и характерным показателем развития личности. Обычно по тому, как ребёнок говорит, можно судить о том, насколько он развит в целом. При этом, чем раньше ребёнок овладеет грамотной речью, тем меньше у него будет проблем с обучением в школе. Однако, статистика показывает, что процент детей с речевыми нарушениями неуклонно растёт. На сегодняшний день, по данным Всемирной организации, различные нарушения речи отмечаются у 30 % детей, пришедших в первый класс, т. е. объективно в течении дошкольного периода у трети всех детей речевая функция не достигает нормы. Следовательно, необходимо использование таких методов и приёмов, которые позволяли бы каждому ребёнку проявить свою речевую активность, своё словотворчество.
Публикация «Проект „Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников посредством инновационных технологий“» размещена в разделах
ПРОБЛЕМА
1. Ограничен словарный запас детей, как активный, так и пассивный.
2. Недостаток слов – признаков, слов – обращений.
3. Бедность словаря.
ГИПОТЕЗА
Если учебно-воспитательный процесс реализовать через новую структуру речевого занятия с применением инновационных форм работы :
• метод проектов,
• опытно – экспериментальную деятельность
• метод критического мышления,
• моделирование пространства,
• проблемное обучение,
то повысится
• познавательный интерес,
• активность мыслительной деятельности,
• умение самостоятельно решать простые проблемные ситуации,
• проявление самостоятельности в процессе поиска ответов,
• проявление элементов речевого творчества,
• сохранение работоспособности до конца занятия,
• наличие навыков самоконтроля,
Что будет способствовать осознанной речевой активности детей 6-7лет.
ЦЕЛЬ:
Развитие осознанной речевой активности детей 6-7 лет.
ЗАДАЧИ:
1. Расширять круг представлений и интересов детей,
2. Развивать мышление ребёнка (умение наблюдать, оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать);
3. Активизировать лексический запас и грамматические умения оформления высказывания;
4. Создать новую структуру речевого занятия
Для выявления уровня компетентностей детей по данному направлению мною было проведено исследование по следующим критериям:
1. Отношение к инновационной деятельности
2. Целеполагание
3. Планирование
4 .Реализация
5. Рефлексия
И составлены индикаторы по каждому из них
Индикаторы высокого уровня
Отношение к инновационной деятельности :
Познавательное отношение устойчивое,
Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.
Целеполагание:
Самостоятельно видит проблему,
Активно высказывает предположения
Выдвигает гипотезы, предложения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.
Планирование:
Самостоятельно планирует предстоящую деятельность, осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.
Реализация:
Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, доводит дело до конца.
Рефлексия:
Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.
Индикаторы среднего уровня:
Отношение к инновационной деятельности :
В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес
Целеполагание:
видит проблему (иногда самостоятельно, иногда с подсказкой взрослого).
Ребёнок высказывает предположения,
Выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других – (сверстников или взрослого)
Планирование:
Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослыми.
Реализация:
Самостоятельно готовит материал для деятельности, исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении в достижении результатов, помня о цели работы.
Рефлексия:
Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослых.
Индикаторы низкого уровня
Отношение к инновационной деятельности :
Познавательный интерес неустойчив, слабовыражен.
Целеполагание:
Не всегда понимает проблему, малоактивен в выдвижении идеи по решению проблемы.
С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы.
Планирование:
Стремление к самостоятельности не выражено.
Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.
Реализация:
Забывает о цели, увлекаясь процессом, тяготит к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами.
Ошибается в установлении связей и последовательности (что сначала, что потом).
Рефлексия:
Затрудняется делать выводы даже с помощью других.
Рассуждения формальные, псевдологические.
Ребёнок ориентируется на внешние не существенные особенности материала, с которым он действует, не вникая в его подлинное содержание.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• Обогащение круга представлений и интересов детей посредством проектов «Безопасная песочница», «Книга», «Улицы нашего города» и т. д.
• Активизация лексического запаса и грамматических умений оформлять высказывания через технологии критического мышления – кластер, РАФТ, биопоэма, пятистишие, диаграмма Венна.
• Развитие мышления ребёнка (умение наблюдать, оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать). Работа в мини музее «Земля и растения» - экспериментирование и опытническая работа.
• Создание новой структуры речевого занятия состоящего из четырех частей
1 часть – создание речевой активизирующей ситуации.
2 часть, на которой происходит организация, активизация и создание условия для внутреннего программирования.
3 часть – создание условий для сенсорного уровня речи.
4 часть – активизация языкового оформления высказывания.
Продуктом данного проекта является программа : «Современные технологии в развитии речи старших дошкольников»,
которая направлена на формирование у дошкольников культуры общения, умение кратко и доступно формировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении. При реализации данной программы педагоги расширят образовательное пространство, придадут ему новые формы
Инновационные технологии будут применяться как метод обучения и форма организации воспитательно - образовательного процесса.