Инна Лебедева
Организация сенсомоторного развития младших дошкольников посредством занимательной игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Организация сенсомоторного развития младших дошкольников посредством занимательной игровой деятельности».
Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.
Публикация «Организация сенсомоторного развития младших дошкольников посредством занимательной игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Развитие сенсорных систем происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и. т. д.
Нервная система ребенка воспринимает внешние раздражители, такие как звук, свет, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер. На основе личного опыта будет происходить дальнейшее умственное, физическое и эстетическое развитие каждого малыша.
Игрушки для сенсорного развития стимулируют детей совершать различные действия: облизывать и кусать погремушку, хватать кубик, бросать мяч, перемещать машину.
Сенсорные игрушки для маленьких детей помогают им познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Эти развивающие игрушки через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.
В дидактических играх действия с предметами, знакомство с формой, цветом, свойствами становится более эффективным, если привлекается различный наглядный материал: бытовые предметы, игрушки, а так же специально разработанные пособия. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.
Актуальность проблемы сенсорного развития младших дошкольников заключается в том, что современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущениях, перегрузку в зрительных и звуковых ощущениях.
Задачи сенсорного развития, стоящие перед воспитателем:
виды восприятия в возрасте от 1-го до 3-х лет
- восприятие формы (первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы, прежде всего по форме);
- восприятие целостных предметов (наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет);
- восприятие сложных явлений действительности (формируется на основе опыта через движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);
- восприятие пространства (формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; восприятие движений – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ);
- восприятие величины (объединение ощущений от разных органов чувств : зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении);
-восприятие цвета (главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия);
-восприятие особых свойств предметов и явлений (осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения);
-восприятие времени (основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности, восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира).
Учитывая возраст детей и их наглядно-действенное мышление характеризующееся отвлечённостью и обобщённостью, мною с помощью
родителей и второго воспитателя, было разработано следующее пособие, которое называется - «Умный дом».
Д/игра «Умный дом»
Оборудование: дом из картона со съемной крышей, геометрические фигуры (красного, синего, зеленого и желтого цвета, мячики (красного, синего, зеленого и желтого цвета); мешочки с лентами (красного, синего, зеленого и желтого цвета) .
Цель: способствует формированию мыслительных операций таких как:
- название цвета, величины, формы;
- группировке предметов по цвету;
- сравнение по цвету, форме;
- выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
- координации движений рук и глаз;
- развитию пространственного воображения.
- развитие мелкой и крупной моторики рук;
- учить выполнять действия со шнуровкой;
Ход игры:
Вариант1. Игра проводится с подгруппой детей из 4- 5 человек. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в окошки. Во время игры постоянно закреплять название фигур – круг, квадрат, треугольник,прямоугольник.
Вариант 2. Игра проводится с подгруппой детей из 4-х человек. Воспитатель предлагает детям развязать ленточки на мешочках, достать из него мячик заданного цвета и положить в свой домик токого же цвета как и мяч ( например: синий мяч в синий домик, красный мяч в красный домик, желтый – в желтый, зеленый – в зеленый).
Д/И «СОБЕРИ ГРИБОЧКИ»
ОБОРУДОВАНИЕ: грибы и корзины из картона (красного, синего, зеленого и желтого цветов)
ЦЕЛЬ: продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память, разговорную речь.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Раздаются корзинки красного, зеленого, синего и желтого цвета и соответственно таких же цветов грибочки. Сначала воспитатель показывает, какой грибочек нужен каждой корзине. Потом предлагает детям найти грибочки для корзины, закрепить название цвета, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.
Д/И «Цветные каркуши»
Оборудование: пробки, стаканчики с кружочками, самодельные птицы «Каркуши» 4-х цветов (синего, красного, желтого и зеленого цвета).
Цель: Закрепить умение действовать с предметами и раскладывать пробки по одинаковому цветовому признаку; способствовать развитию мелкой моторики рук.
Ход игры: игра проводится с подгруппой из 4-х детей. Воспитатель предлагает детям покормить птичек «Каркуш» с помощью пробочек, такого же цвета, как и они (синего, красного, желтого и зеленого цвета).
Д/игра «Большая стирка»
Цель: Развитие сенсорных навыков.
Задачи:
1. Закреплять названия основных цветов, учить их правильному произношению, знакомить с разными видами одежды (платье, юбка, брюки).
2. Развивать световосприятие (ребёнок должен хорошо различать цвета).
3. Развивать логическое мышление (при принятии решения, в какую стиральную машинку опустить синее платье или жёлтую юбку, какой стиральный порошок засыпать).
4. Развивать мелкую моторику рук (необходимо взять пальчиками маленькую деталь из картона, фоамирана или фетра и опустить её в отверстие стиральной машины).
5. Воспитывать внимательность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, отзывчивость и стремление помочь кукле Тане.
Ход игры: игра проводится с подгруппой из 4- 6 детей. Воспитатель предлагает детям помочь кукле Тане постирать и развесить ее одежду.
Д/игра «Кошки – мышки»
Оборудование: разноцветные домики из картона с изображением мышек;
Окошки из картона, таких же цветов как и домики (красного, желтого, синего, зеленого, белого и черного).
Цель игр: продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление.
Ход игры: игра проводится с подгруппой из 4- 6 детей. Воспитатель предлагает детям спрятать мышек, от кота «ВАСЬКИ» в их домиках, закрыв окошки соответствующих цветов (красный домик – красным окошком, желтый - желтым, зеленый- зеленым, синий - синим, белый - белым, черный - черный).
Д/ игра «Ежики»
Цели: Формировать умение объединять предметы по цвету, развитие мелкой моторики пальцев рук через действие с предметами.
Игровой материал : Набор прищепок красного цвета, желтого цвета, зеленого цвета. Шаблоны ежей из самоклеящейся пленки 3-х основных цветов.
Описание игры:
В помощь воспитателю:
В густом лесу под елками,
Осыпанной листвой,
Лежит клубок с иголками
Колючий и живой. (Ежик)
Дети, посмотрите к нам в гости пришли ежики! (Индивидуально спрашивает цвет, но у них нет иголок! Они просят вас помочь найти им иголки (Ставит на стол коробку с прищепками) А
«иголками» у нас будут прищепки. Надо найти «иголки» того же цвета, что и ежики. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Какие колючие ежики у нас получились! Ежики говорят вам: «Спасибо».
Д/игра «Солнышко»
Цели: развитие сенсорного восприятия, обогащение тактильной чувствительности, развитие ловкости.
Задачи: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, формировать зрительно-моторную координацию на основе действий.
Ход игры: игра проводится с подгруппой из 6 человек. Воспитатель предлагает детям закрутить лучики на карандаш. Кто быстрее.
Д/И «ВОЛШЕБНЫЕ БАШМАЧКИ»
ОБОРУДОВАНИЕ: деревянные башмачки со шнурками.
ЦЕЛЬ: учить выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.
РУКОВОДСТВО: игра проводится с подгруппой из 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.
Таким образом, сенсорно дидактические игры :
- являются фундаментом интеллектуального развития ребенка;
- систематизируют полученные представления ребенка при взаимодействии с внешним миром;
- развивают наблюдательность;
- готовят к дальнейшей социализации и адаптации в социуме;
- положительно влияют на развитие эстетического вкуса и чувства;
- способствуют развитию воображения;
- развивают внимание;
- предоставляют возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- способствуют усвоению сенсорных эталонов;
- помогают формированию навыков учебной деятельности;
- обогащают словарный запас ребенка;
- формируют элементы зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.