Ирина Клюева
Организация экспериментальной деятельности дошкольников посредством кружковой работы
▼ Скачать + Заказать документы
Я представляю вашему вниманию отчет по организации экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста через кружковою работу (слайд 1, щелчок).
Есть у него шестёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что видит он вокруг,-
Всё знает он от них.
Они по знаку по его - являются в нужде.
Зовут их: «Как» и «Почему»,
«Кто», «Что», «Когда» и «Где»
Вы меня спросите: «Вы про кого?»
Конечно, про воспитанника, моего.
Публикация «Организация экспериментальной деятельности дошкольников посредством кружковой работы» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В моей маленькой, маленькой стране
Таких почемучек хватает вполне. (СЛАЙД 2)
Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у него возникает много вопросов, на которые он хочет получить ответ. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка.
И вот нахожу я в методиках совет:
Экспериментировать с детьми, и лучшего нет.
Пусть тот, кто ставит свои вопросы
Сам и находит на них ответ.
Поэтому целью моей работы стало создание условий (ЩЕЛЧОК) для развития познавательного интереса у детей в процессе экспериментальной деятельности, т. е через реализацию кружка по экспериментированию «Почемучки».
(СЛАЙД 3) Программа направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе организации исследовательской (опытнической) деятельности.
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения младших дошкольников, включает в активную познавательную деятельность. Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.
Эксперименты я подбираю самые разнообразные: запланированные эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования, случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке, сравнительные эксперименты, позволяющие мне научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений и обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 15минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия, решение проблемных ситуаций с элементами экспериментирования.
Организация работы идё т по следующим взаимосвязанным направлениям: (СЛАЙД 4) :
1. О материалах и предметном мире. Знакомство со свойствами таких материалов, бумага, ткань, дерево, магнит. Например, при изучении свойств магнита мы выясняли, все ли предметы притягивает магнит, т. е при изучении свойства одного предмета взаимосвязано познакомились со свойствами предметного мира.
2. О природных явлениях (снег, солнце, вода; воздух, ветер). (СЛАЙД 5). Например, знакомство со свойствами глины у нас началось с посещения выставки глиняных игрушек, а затем уже со знакомства с самим материалом - глиной.
Проводили опыты- эксперименты со снегом, (СЛАЙД 6) в ходе которых знакомились с его свойствами. Из опытов со снегом дети узнали, что его можно раскрашивать красками, что он тает, из снега можно слепить что-нибудь интересное. А ещё он превращается в воду. В ведёрках с водой дети обнаружили соринки - значит, снег грязный и есть его нельзя! А самое интересное, что в ходе игры - эксперимента «Нетающий снеговик» ребята узнали, что сделать снеговика теперь можно не только на улице и не только зимой. Также сюда включаю эксперименты со светом, звуками).
3. (СЛАЙД 7). О мире растений. Организация экспериментальной деятельности через опыты - наблюдения, трудовую деятельность
4. (СЛАЙД 8) О человеке, способах исследования объекта. Использую такие д/и, как «Угадай на вкус», «Угадай на ощупь», «Наши помощники», которые не только знакомят с частями тела человека, но учат детей способам обследования предметов.
(СЛАЙД 9) В нашей группе есть оборудованный центр экспериментирования. Имеются картотеки опытов и экспериментов. Мы стараемся пополнять этот центр различными, новыми материалами. И в этом нам очень помогает участие родителей.
(СЛАЙД 10) Вовлечение родителей в совместную с детьми исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность происходило в рамках реализации проекта познавательно - исследовательского проекта «Все о мыльной пене». Также информирование родителей об организации познавательно -исследовательской деятельности организуется через наглядную информацию, буклеты, оформление фотоотчетов, выпуск газеты для любознательных родителей, тема номера «Маленький исследователь».
Экспериментальная деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, способствует воспитанию у него внутренней потребности в знаниях, что является важным критерием в подготовке ребёнка к школе. Учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового.
(СЛАЙД 11) Закончить свое выступление я хочу словами Тимирязева Климента Аркадьевича (русского естествоиспытателя) : ««Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
Спасибо за внимание!