Инесса Курбатова
Опыт работы «Формирование семейных ценностей у воспитанников СРЦН»
▼ Скачать + Заказать документы
Адресные рекомендации по использованию опыта
Представленный опыт ориентирован на воспитателей социально – реабилитационных центров для несовершеннолетних, педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных учреждений.
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
«Необходимо растить будущих отцов и матерей,
мужчин и женщин, потому что они-то и становятся
подлинными гражданами, тружениками, гордостью
и нравственной опорой нации».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Опыт работы „Формирование семейных ценностей у воспитанников СРЦН“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
Масштабные преобразования, происходящие в современной России, оказывают воздействие на все социальные институты общества, ведущим из которых является семья.
Обобщение данных социально-психологических и социологических исследований убедительно демонстрирует кризис семьи, связанный, с одной стороны, с противоречивыми тенденциями развития общемировых семейных отношений, а с другой, с негативным влиянием реформирования собственно российского общества. Налицо кризис современной российской семьи, кото-рая изменяет даже свою традиционную структуру, в частности, все большее распространение приобретают формы семьи, ранее относимые к «аномальным» (неполные, с родителями в гражданском браке, дистантные и
т. д.). Это неизбежно накладывает отпечаток на взаимоотношения родителей и детей, на обстоятельства и целенаправленность семейного воспитания.
Кроме того, кризис в социуме и в семье накладывается на кризис средне-го возраста родителей, на проблемы в их самореализации и самоутверждении, вызванные недостаточной их адаптированностью к произошедшим изменениям. Вечная проблема «отцов и детей», неизбежная с психофизиологической точки зрения, в настоящее время приобрела особую остроту и актуальность.
В этих условиях состояние современного семейного воспитания в нашем обществе вызывает много вопросов, часто является предметом общественных споров. Представители общественности, деятели культуры и искусства, педагоги единодушно озабочены разобщенностью семьи, потерей смысла и ценностных жизненных ориентаций детей и подростков, результатами воспитания и перспективами молодого поколения. Следствием этих факторов становится резкое снижение роли семьи в процессе воспитания детей при одновременном повышении значимости воздействия других социальных институтов: прежде всего СМИ, Интернета, рекламы и т. д.
В нашем центре находятся дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Ребенок в трудной жизненной ситуации - это следствие того, что в его семье большие проблемы, она «больна». Поэтому важнейшей задачей социально-реабилитационной работы является возвращение ребёнка в нормальную семью, воспитать в ребёнке способность к тому, чтобы он не только не повторил негативный опыт своих родителей, но и мог сам в будущем, создавая свою собственную семью, преодолевать трудности.
Семейное воспитание детей в условиях социально-реабилитационного центра- это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия
возникновения, становления опыта.
Цель опыта : осуществление социальной реабилитации воспитанников государственного казенного учреждения социального обслуживания Владимирской области «Ковровский социально -реабилитационный центр для несовершеннолетних» через формирование у воспитанников представлений о семье как о полноценной ячейке общества, основанной на любви и заботе, к его становлению как будущего семьянина.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
- формирование у воспитанников активной и ответственной позиции по отношению к будущей семейной жизни;
- знакомство несовершеннолетних с этапами формирования семьи, информирование о деструктивных, разрушающих семью факторах,
особенностях их проявления на каждом этапе, о понятии «благополучная семья»;
- знакомство несовершеннолетних с понятиями «семейные традиции»
и «семейные ценности»;
- формирование коммуникативных навыков и навыков общения у
воспитанников стационарного отделения, необходимых для
осуществления эффективной коммуникации между членами семьи;
- знакомство со способами бесконфликтного общения и
особенностями межполового общения между членами семьи;
- формирование представлений о правах и обязанностях каждого члена
семьи;
- формирование адекватной самооценки несовершеннолетних;
- воспитание уважительного, адекватного отношения к своим
родственникам;
- развитие памяти, внимания, мышления детей.
Социальная реабилитация личности – это сложный процесс взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.
Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, развитие у него соответствующих социальных навыков, необходимых в дальнейшей самостоятельной жизни. Поэтому, подготовка детей к самостоятельной жизни, его социализация является основополагающим фактором в развитии личности ребёнка, проходящего реабилитацию в социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Основной целью работы учреждения является профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, работа с их семьями.
Ориентируясь на запросы общества и государства, а также, руководствуясь целью работы учреждения ведущей педагогической идеей опыта является : организация социально-реабилитационного процесса, способствующего формированию у воспитанников традиционного представления о семье, ее функциях и ее ценности, умения правильного построения внутрисемейных взаимоотношений, подготовка детей к будущей самостоятельной семейной жизни.
Исходя из вышеперечисленного, считаю выбор данного направления в своей работе по социальной реабилитации несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию социально значимым и актуальным.
Теоретическая база опыта
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А. Коменскому вторит другой педагог — гуманист И. Г. Песталоцци: семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. После установления в России советской власти воспитание стало делом государственной важности. Основная цель — формирование гражданина советского государства. Педагоги начала советского периода (Д. А. Лазуркина, А. В. Луначарский) рассматривали семью не как потенциального или реального союзника, а скорее как мешающий правильному воспитанию детей фактор, который надо подчинить обществу и с которым надо бороться. Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».
Но такого мнения придерживались далеко не все ученые.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, который считал, что задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если общественные организации поддерживают связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
В 60 - 70-е годы XX в. большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания. Изменение государственной политики в области образования в 90-х повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В настоящее время идет перестройка системы воспитания, и в центре этой перестройки стоит гуманизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а семья – это основа первичной ее социализации. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребёнком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.
Семья – наиболее распространённый вид социальной группы, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Одной из основных функций семьи является воспитательная функция (наряду с репродуктивной, хозяйственно-экономической и другими).
Воспитательная функция семьи :
- формирование личности ребёнка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного социального опыта;
- выработка у них высоконравственного отношения к труду, привитие чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином;
- соблюдать нормы общежития и поведения;
- обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребёнка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Большое значение в воспитании детей имеют личный пример отца и матери, когда ребенок осознаёт, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями, всё это скажется на формировании личности ребёнка и будет способствовать её гармоничному развитию.
В настоящее время, в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране, с ростом безработицы, понижением уровня жизни российских семей все чаще возникают такие ситуации, когда дети, при живых родителях, должны противостоять жизненным проблемам в одиночку. Родители заняты решением своих проблем и до родных детей им дела нет. Именно поэтому с каждым годом растет число детей, попадающих в так называемую группу риска, находящихся в трудной жизненной ситуации. А кто создает эту трудную жизненную ситуацию? Естественно взрослые и прежде всего родители, а часто и они сами ведут ассоциальный образ жизни. Очень часто мы стали слышать о насилии над детьми в семье, о жестоком обращении к детям со стороны собственных родителей. А ведь жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству : дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.
Дети, поступающие в социально-реабилитационный центр в основном из дезадаптированных семей, имеют печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли, понимают всю сложность жизни своей семьи, но в то же время ищут оправдание поведению своих родителей, копируют его, а в дальнейшем и сами не могут создать свою семью. Поэтому вопрос формирования представлений о семье, её значении в жизни человека, основ знаний о брачно-семейных отношениях, потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умений правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей, умение решать проблемы в кризисных ситуациях, принимать верные и ответственные решения, считаю одним из важных направлений в своей работе с воспитанниками.
В основу опыта «Формирование семейных ценностей у воспитанников СЦРН» стационарного отделения в рамках деятельности воспитателя заложены следующие подходы:
• Личностно-ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности.
• Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности.
• Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассматривания и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии.
• Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов.
В своей работе использую следующие методы:
Словесный:
- рассказ, лекция, беседа, викторины, притчи, пословицы;
Наглядный:
- применение ИКТ, презентаций, наглядных пособий, фотографий, предметов семейного быта;
Практический:
- индивидуальные и коллективные творческие работы с различными материалами, умение пользоваться иглой при вышивке и мелком ремонте своей одежды.
Игровой:
- сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой воспитанникам предлагается найти выход.
Сотрудничества:
- позволяющий вступать с воспитанниками в партнёрские отношения (открытый диалог, свободный выбор, коллективный анализ и оценка, «Мозговой штурм», импровизация, просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций.).
Данные методы использую в системе, комбинирую их сочетание в зависимости от условий, в которых проводится то или иное занятие. Принимаю во внимание возрастные особенности воспитанников, способности, потребности, интересы, окружение, самооценку воспитанника и его социальный статус.
Новизна педагогического опыта
Данный цикл мероприятий имеет свою специфику. Обусловлена она тем, что процесс реабилитации воспитанников имеет разный временной промежуток. Согласно нормативно-правовой базе учреждения процесс реабилитации длится до решения дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего, что может составлять как одни сутки, так и несколько месяцев. Считаю важным отметить и разновозрастный коллектив воспитанников (от 7 до 18 лет, что значительно усложняет реализацию плана мероприятий.
Новизна опыта состоит в создании оптимальной, эффективной системы для формирования семейных ценностей и традиций, передающихся из поколения в поколения и её адаптации в условиях стационарного отделения государственного казенного учреждения социального обслуживания Владимирской области «Ковровский социально -реабилитационный центр для несовершеннолетних» с учётом вышеперечисленных обстоятельств.
Технология опыта
На начальном этапе своей работы подобрала литературу по теме: «Формирование семейных ценностей», изучила, обобщила и систематизировала теоретический материал. Это прежде всего:
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Доронова Т. Н., Глушкова Г. В., Гризик Т. И. «Вместе с семьей» - Москва «Просвещение», 2006.
2. Миньковский Г. М. О воспитательном потенциале семьи. - М. - 2000.
3. Панкова Л. М. У порога семейной жизни. - М. - 1991.
С целью выявления знаний детей о значении и функциях, распределении ролей внутри семьи и обязанностях ее членов провела социально-педагогическую диагностику. При проведении данной диагностики использовала методы: беседа, наблюдение, специально организованные ситуации, анкетирование.
Задачей являлось получение представлений о том, насколько дети обладают знаниями о семье, ее традициях, о правах и обязанностях в семье и как они реализуют эти знания в повседневной жизни и в специально организованных ситуациях.
В ходе диагностических исследований выявила, что знание правил и даже их понимание детьми далеко не всегда обеспечивали их выполнение, во многих случаях дети имели искаженное представление с опорой на свой детский внутрисемейный опыт.
С целью реализации выше названных задач разработала социально-реабилитационную программу «Счастливая семья», тематический план и конспекты занятий :
«Что такое семья?» - знакомство детей с понятием «семья», состав семьи,
нормативно-правовые акты, описывающие семью и обязанности ее членов.
«Моя семья – моя радость» - формирование представления о важности семьи для становления личности человека, о взаимоотношениях между родителями и родственниками в семьях воспитанников.
«Добро в семью» - с помощью театрализации, формирование навыка составления диалога для разрешения конфликтных ситуаций, возможных в семье, воспитывать бережное и уважительное отношение к членам семьи, умение управлять эмоциями.
«Семья и общество» - дается представление о семье, как о части общества,
взаимосвязях с разными организациями и структурами, о правах членов семьи, в том числе о правах ребенка, поведении в общественных местах.
«Я равноправный член семьи» - с помощью проблемных ситуаций дается представление о значимости каждого члена семьи, умении составлять диалоги и разрешать конфликтные ситуации.
«Домашний очаг» - распределение обязанностей в семье, создание уюта, чистоты и порядка.
«Семейные традиции и праздники» - рассматриваются разнообразные традиции на примере известных семей, социально- одобряемых формах отдыха и досуга семей с детьми.
«Планирование семьи. Неполная семья» - знакомство с разными типами семей, с особенностями воспитания детей в семьях, важность принятия решения о создании семьи и ответственности за нее.
«Бюджет семьи. Из чего он формируется?» - рассматривается вопрос о семейном бюджете, способах его формирования и распределения, с учетом потребностей и интересов членов семьи.
«Основные проблемы в семейных отношениях» - знакомство с различными проблемами, встречающимися в семейной жизни, понятием «неблагополучная семья» и причинами семейного неблагополучия, здоровом образе жизни, негативном отношении к употреблению ПАВ, как к одному из главных факторов, разрушающих семейный уклад.
«Поощрение и наказание в семье» - рассматривается вопрос взаимоотношений между детьми и старшими членами семьи, о социально- одобряемых формах поощрения и наказания.
«Итоговое занятие «Семь Я» - закрепление полученных знаний, диагностика.
Все разделы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый из них имеет свою специфику, воспитательно - образовательную цель и воспитательно-развивающие задачи.
Ежегодно с детьми принимаем участие в праздничных мероприятиях, посвященных «Международному дню семьи», «День защиты детей», и др., что способствует формированию интереса к истории семьи, к образцам личного подвига, основанных на преданности, верности, любви, всепрощении и понимании.
«Мама» — главное слово для каждого из нас, как и человек, который за ним стоит. От матери мы полностью зависим, будучи детьми, и к ней за советами приходим, когда вырастаем и наконец понимаем: мама была права. Связь между матерью и ребенком нерушима и непоколебима, как сила любви, которая их объединяет. Неудивительно, что в мире появились свои, особые дни, посвященный мамам и мы с детьми в последнее воскресенье ноября отмечаем «День матери», готовим концертную программу, открытки для любимых мам, рисуем их портреты. Знакомлю детей с семейными праздниками, историей их возникновения и традициями их празднования и т. д.
Результативность опыта
В ходе реализации работы по формированию семейных ценностей у воспитанников СЦРН, мною дана оценка эффективности реализации данного направления в реабилитационной деятельности.
Обследования детей по рассматриваемым критериям показали следующие результаты:
- сформированность представлений о семье, ее структуре, значимости и функ-циях, обязанностях членов семьи и т. д.
Начальный этап Контрольный этап
0% - высокий уровень 23 % - высокий уровень
25%- средний уровень 70 % - средний уровень
75% - низкий уровень 7 % - низкий уровень
- уровень сформированности коммуникативных навыков и навыков общения
Начальный этап Контрольный этап
2 % - высокий уровень 18 % - высокий уровень
35 % - средний уровень 77 % - средний уровень
63 % - низкий уровень 5 % - низкий уровень
- сформированность ответственного отношения к семье, своим обязанностям в семье
Начальный этап Контрольный этап
5 % - высокий уровень 33 % - высокий уровень
45 % - средний уровень 58 % - средний уровень
50 % - низкий уровень 9 % - низкий уровень
- умение разрешения семейных конфликтов
Начальный этап Контрольный этап
2 % - высокий уровень 38 % - высокий уровень
12 % - средний уровень 52 % - средний уровень
96 % - низкий уровень 10 % - низкий уровень
Самое главное, что воспитанники начинают понимать семейные ценности :
любовь, ответственность, общение, забота и поддержка, уважение, умение
прощать, честность и искренность, традиции - это верный путь к созданию счастливой и крепкой семьи.
Таким образом, можно сделать выводы, что работа с воспитанниками по формированию семейных ценностей в условиях СРЦН способствует успешной социализации воспитанников,эффективна и вносит позитивный вклад в процесс социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.