Наталья Шагера
Конспект НОД «Путешествие с Капелькой» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на Земле: вода — источник жизни; осознанное, отношение к воде как к важному природному ресурсу.
Задачи:
Обучающие: уточнять представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, без вкуса, отражает предметы, не имеет собственной формы); закреплять представления об агрегатных состояниях воды; круговороте воды в природе, обитателях (морских, пресноводных рыбах) морей, рек и озер;
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Темочки
расширять представления детей о значении воды для живого на Земле.
Развивающие: способствовать развитию речевой деятельности, зрительного
восприятия и внимания, речевого слуха, мелкой моторики ; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные: воспитывать потребность в свободном речевом общении : и взрослыми; активность, самостоятельность, инициативность; бережное отношение к воде как природному богатству.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, игровая ситуация,
работа с пособиями, вопросы к детям, ответы;
Оборудование: развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес», игровое поле «Коврограф Ларчик», игра «Кораблик „Брызг-Брызг“ Ларчик», игра «Чудо-Цветик», графический тренажер: «Игровизор», рабочие листы «Круговорот воды в природе» и маркеры на каждого ребенка; комплект «Разноцветные веревочки»; сказочные образы: Гусь Капитан Океанкин, Малыш Гео; конверт с письмом; предметные картинки с изображением рыб; карточки-модели со свойствами воды, схема-модель «Значение воды для животных, растений, человека»; глобус,цветные карандаши, листы бумаги; аудиосопровождение.
Предварительная работа: чтение экологической сказки «Волшебница Вода. История одной Капли», чтение сказки Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?», организация совместной игровой деятельности с детьми с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича, наблюдение за снегом, льдом, водой; беседы о труде лаборанта, ученого; изготовление карточек «Берегите воду», экспериментально-исследовательская деятельность с водой
Вводная часть (мотивация)
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
- Ребята, к нам пришёл ещё один гость, но кто вы узнаете отгадав загадку:
В ручьях и океанах обитает,
Бывает – в воздухе летает,
Как только надоест летать,
На землю падает опять.
Кто это?
- Здравствуйте!
- Капелька.
Дети с воспитателем входят в группу и встают полукругом.
Воспитатель актуализирует
внимание детей на себе.
Основная часть
- Здравствуйте ребята, я знаю, что вы настоящие друзья Природы и уже многое о ней можете рассказать. В Фиолетовом лесу я видела озеро Айс, в котором много воды. А что такое вода, для чего она нужна, откуда она берется? Помогите мне, пожалуйста, узнать все тайны воды, и какую пользу она приносит.
- Ребята хотите помочь
капельки?
- Сможете это сделать?
- Ребята предлагаю вам и Капельке отправиться в путешествие на кораблике «Брызг-Брызг», но порыв сильного ветра сорвал паруса; Нам вначале под руководством Гуся Капитана придется подготовить к путешествию.
- Гусь Капитан дает команду: «Надеть паруса-флажки на мачты получилась радуга».
- Кораблик «Брызг-Брызг» готов. Пора трогаться в путь, закройте глаза и послушайте, как плещется вода за бортом. Нас ждет путешествие с несколькими остановками-станциями, вот и первая из них.
- Станция «Исследователи»
- В нашей научной лаборатории мы проводили опыты : и теперь знаем, какими свойствами обладает вода. Давайте и Капельки о них расскажем.
- Капелька хотела узнать, откуда же берется вода. Мы с вами знаем об удивительном явлении в природе «Круговорот воды» и сейчас покажем, как путешествуют капельки.
- Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю. Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Кода очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда, снежинки, и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Так наполняется водой и Озеро Айс. Оно питает землю и дает жизнь растениям. К водоемам приходят звери, чтобы напиться. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется «Круговорот воды в природе».
- Что произошло бы на Земле, если бы вода перестала испаряться?
- Если бы воды не стало?
- Физминутка-игра «Капельки».
- Я буду мама-тучка, а вы мои дети-капельки. Вам пора отправляться в путь
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками.
Встретились ручейки и стали большой рекой.
Плывут капельки в большой реке, путешествуют.
Текла-текла река и попала в большой-пребольшой океан Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме-тучке.
- Продолжим наше плавание. Вот впереди уже виднеется следующая пристань, причаливаем к ней.
- Станция «Биологическая»
- Скажите где мы живем?
- Какая у нас протекает река?
-А какие вам известны моря?
- Почему не замерзает вода в море?
- Ребята, вы помните, что все водоемы делятся на два вида: с соленой водой и с пресной. В морях вода соленая — в них обитают морские рыбы, а в реках и озерах — пресная, и там обитают пресноводные рыбы:
- Расскажите Капельке, какие рыбы относятся к морским, а какие пресноводным.
- Предлагаю вам определить место, где обитают рыбы.
- Наше путешествие подходит к концу. Отправляемся в путь, впереди нас ждет последняя пристань.
- Станция «Драгоценная капелька».
- Давайте вспомним, как мы с вами дома и в саду используем
воду.
- Почему же к воде надо относиться бережно, ведь ее так много на планете?
- Посмотрите, как много воды на Земле. Может, ее можно не беречь? Давайте разберемся.
- В морях и океанах вода какая? - Можно ее употреблять в пищу?
- Желтая нетающие льды и снега.
- Голубая частичка - самая маленькая пресная вода, пригодная для человека, растений и животных.
- Вывод: пресная вода — это самая маленькая часть. Оказывается, ее запасы на Земле не так уж и велики, Вот поэтому надо беречь чистую пресную воду.
- Да.
- Дети вспоминают свойства воды и рассказывают о них.
- Дети работают на «Игровизоре» (показывают и рассказывают о путешествии Капельки).
- Потоп или засуха, без воды погибло бы все живое на Земле, без воды нет жизни на Земле.
-капельки прыгают, разбегаются, танцуют.
- образуют ручейки, взявшись за руки.
- капельки соединяются в одну цепочку.
- дети двигаются по кругу.
- В Энгельсе
- Волга
- Черное, красное, белое.
_ В море вода соленая.
-Акула, щука, окунь, рыба-меч.
- Выкладывают.
- Мы ее экономим, плотно закрываем за собой кран, и т. д.
- Соленая.
-Нет.
Дети проходят за столы.
Работа с корабликом «Брызг-Брызг», закрепленном на игровом поле «Коврографа Ларчик»,
Звуки плещущейся воды.
Схемы для графического тренажера «Игровизор» прорисовать «Круговорот воды в природе» схематично.
Выставляется схема-модель о значимости воды для животных, растений, человека. (Дети объясняют, кому нужна вода, какую пользу вода приносит человеку.)
Звучит музыка, напоминающая звуки дождя.
Музыкальное сопровождение.
Дети выбирают картинки с изображением рыб, которые обитают в со- теной морской воде, и выкладывают на «Коврограф Ларчик», где с помощью синей веревочки схематично обозначено море. А картинки с изображением рыб, которые обитают в озерах и реках (в пресноводных водоемах, выкладывают на Озеро Айс в «Фиолетовом лесу».)
Обратить внимание детей на глобус.
Дети обводят цветок, состоящий из четырех частей, полностью,
производится сопоставление и закрашивание: оранжевая частичка,
большая — вода океанов; фиолетовая — морей.
-оказываются на глобусе.
Дети обводят и закрашивают части, соотнося их с количеством запасов воды на Земле.
Заключительная часть (рефлексия)